Понятие Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) занимает важное место в польской геополитике и исторической науке.
Введённое в научный оборот историком-эмигрантом Оскаром Халецким (Oskar Halecki), это понятие позволяет Польше причислять к западной цивилизации бывшие советские республики – Украину, Белоруссию, Молдавию и всю Прибалтику. Но основная цель изобретённого Халецким понятия – не признать принадлежность к Европе вышеупомянутых стран, а исторически и идеологически оторвать их от России. Поэтому термин ЦВЕ в этом случае относится, главным образом, к Украине и Белоруссии, а не Прибалтике, которая в новейшей истории старательно утверждает свою принадлежность к Европе всеми доступными способами.
К Молдавии термин Халецкого тоже имеет опосредованное отношение, потому что затягиванием молдаван в западный лагерь занимается Румыния – стратегический союзник Варшавы на восточном фланге НАТО. Таким образом, идеологический посыл термина «Центрально-Восточная Европа» ориентирован, в первую очередь, на Украину и Белоруссию.
К региону ЦВЕ Халецкий относил, кроме Польши и вышеназванных стран, также Венгрию, Чехию и Словакию. В его понимании, эти страны объединяла общность исторических судеб и принадлежность к восточной оконечности западной цивилизации. При этом, добавив сюда Украину и Белоруссию, Халецкий как бы «отодвигал» границу этой оконечности ещё дальше на восток, превращая Украину и Белоруссию краем Европы, и таким образом избавляя Польшу от этого мало почётного звания.
Это говорит об условности самого понятия ЦВЕ (1). Термин ЦВЕ -относительно молод и изобретён в нужный момент для нужной геополитической ситуации. Оперируя им, Варшава не столько превращает постсоветские республики в европейские страны, сколько пытается «зацементировать» их зависание между Востоком и Западом.
Давление Запада не позволяет, например, Украине принимать полноценное участие в интеграционных процессах на евразийском пространстве, но и двери ЕС для этих стран (Украина, Молдавия, Белоруссия) тоже закрыты. Приготовленный для них удел – это перманентное пребывание в состоянии восточной окраины ЦВЕ, что не даёт никаких политических и экономических выгод.
Изобретая термин ЦВЕ и придавая ему соответствующий идеологический флёр, Халецкий думал не о благе Украины и Белоруссии, но о геополитическом господстве Варшавы в данном регионе. Если Европу разделять только на Западную и Восточную, тогда Киев, Минск, Кишинёв, Варшава, Прага, Братислава, Будапешт – это территория тяготения к Москве, а столицы, лежащие от них дальше на запад – это территория тяготения к Берлину, Лондону и Вашингтону. А это невыгодная ситуация.
Факт того, что термин Халецкого изначально поставлен на службу геополитики, подтверждается следующим: автор термина причисляет к ЦВЕ Речь Посполитую с Украиной, Белоруссией, Литвой и частью Латвии в её составе; географические рубежи ЦВЕ подозрительно точно совпадают с рубежами польских геополитических доктрин – Междуморья (создание антироссийского буфера на пространстве между Балтикой и Чёрным морем), доктрины ULB (Украина – Литва – Белоруссия), Троеморья (формирование антироссийского блока из стран, расположенных между Балтийским, Чёрным и Адриатическим морем) (2).
Сегодня ЦВЕ – это регион, где процесс формирования политической идентичности окончательно не завершён. Венгры и чехи демонстрируют рост евроскептических настроений, поляки – наоборот. При этом модератором нелёгкого и искусственного процесса формирования отдельной украинской и белорусской идентичности выступает Польша, убеждая население этих республик, что украинский и белорусский языки – нечто чуждое русскому языку.
Идеология ЦВЕ подчёркивает исторические и культурно-политические связи народов Украины и Белоруссии с Речью Посполитой, придаёт этим связям институциональный, долговечный и добровольный характер (3), что, конечно же, является очередной выдумкой. Об этом говорит история антипольских восстаний на этих землях и отсутствие в украинской и белорусской классической литературе и фольклоре полонофильских произведений. Народное творчество не зафиксировало добрососедских отношений этих народов с Польшей.
Идеология ЦВЕ старательно отрицает принятый в российской историографии взгляд, согласно которому древнерусское государство сформировалось вокруг Киева. Вместо этого мифотворцы ЦВЕ предлагают теорию о том, что в древней Руси главенствующее значение имели политические процессы, проходившие в Галицко-Волынском княжестве по соседству с Польшей и с участием Польши.
Польские историки придают древней Руси «галицко-волынский» облик, дабы минимизировать связи Киева с Москвой и другими российскими княжескими городами, и превратить политический облик русскоязычной центральной и восточной Украины в некий дубликат западно-украинской политической идентичности со свойственнной ей русофобией.
В оправдание тезиса о ведущей роли Галицко-Волынского княжества приводятся весьма натянутые доказательства: православный Киев ориентировался на Византию, т.е. на юго-запад (т.е. - запад), но не на восток; в регионах ЦВЕ наблюдается сходство архитектурного облика; народы ЦВЕ использовали моральное право на восстание (ius resistendi) против тиранов.
Последний пункт – это попытка водрузить на идеологический постамент польские мятежи XVIII-XIX вв., сопровождавшиеся насилием над малорусским и белорусским крестьянством, убийствами православных священников и сожжением православных церквей. Об этом, впрочем, новоявленные «исследователи истории» ЦВЕ умалчивают. Зато называют идеологическим продолжением этих мятежей государственные перевороты на Украине 2004 г. и 2014 г.
Историко-идеологическое противостояние вокруг вопроса о цивилизационной принадлежности западных постсоветских республик продолжается, и здесь нельзя занимать пассивную позицию. Необходимо выходить на западную массовую аудиторию и реальные научные круги для предотвращения пропагандистских манипуляций с древнерусской, советской и российской историей.
1) https://inslav.ru/sites/default/files/slav-2019-3.pdf
2) https://www.novayapolsha.pl/article/centralno-vostochnaya-evropa-ponyatie-menyayushee-kartu/
3) https://core.ac.uk/download/pdf/38387372.pdf
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs