Цели и вызовы для румынского государства, обозначенные в Стратегии национальной обороны Румынии на 2020-2024 годы, позволяют говорить об их антироссийской направленности (1).
В последние годы Бухарест придерживается конфронтационной линии поведения в отношениях с Москвой. Обвиняя российскую сторону в проведении информационных атак, к каковым Румыния причисляет даже обычные журналистские репортажи на том основании, что высказанные в них мнения не совпадают с мнением США, Румынии и НАТО, румынская сторона присоединилась к информационной кампании «Мы – это НАТО» (WeAreNATO) (2).
Цель кампании – борьба с «дезинформацией» о роли НАТО в мировой безопасности и румынском вкладе в НАТО. При этом преступления, совершённые НАТО в Югославии, участие стран НАТО в уничтожении суверенитета Ливии и Сирии либо замалчиваются, либо получают совершенно ложную трактовку. На это брошены солидные силы. Борьбой с т.н. российской «дезинформацией» и выработкой контраргументов занимаются организация «Глобальный фокус» (Global Focus Group) и Лаборатория анализа военной информации и стратегической коммуникации в Институте политических наук и международных отношений им. И. К. Брэтиану (Institute of Political Science and International Relations “I. C. Brătianu”). Кроме того, к работе подключены специалисты Департамента информации и общественных отношениях министерства национальной обороны Румынии.
Выбирая НАТО и ратуя за увеличение численности натовских войск на своей территории, в относительной близости от российских границ, Румыния выбирает не мир, а противостояние с Россией (3). Стремлению Бухареста поучаствовать в очередном «дранг нах остен» появились даже исторические объяснения. Объявив румынскую нацию наследницей древних римлян, в границы культурно-цивилизационного ареала которых входили древние эллины, считавшие Порт Эвксинский (эллинское название Чёрного моря) «своим» морем, румынская историография и геополитика обосновывают право румын как римлян XXI века превратить Чёрное море в «румынское озеро» (lac românesc).
Классики румынской геополитики видели в обладании Чёрным морем и Дунаем залог существования национально единого румынского государства, простирающегося от Карпат на востоке до Трансильванского плато на западе и Добруджи на юге. Через Добруджу Румыния получает выход в Чёрное море.
Воссоединение Крыма с Россией в результате референдума 16 марта 2014 г. превратило Чёрное море в глазах румын в «русское озеро» (lac rusesc). Потеснить Россию Бухарест надеется с помощью США и НАТО, а также масштабной пропагандистской кампании в рамках т.н. исторической политики, призванной (ни больше, ни меньше!) опровергнуть право российского государства присутствовать в Черноморском бассейне.
Румынская геополитика определяет Чёрное море как регион, соприкасающийся с европейской зоной безопасности. Через этот регион лежит выход Румынии во внешний мир из замкнутого сухопутного положения, а добровольно взятая на себя роль американского тарана, направленного на Россию, обеспечивает обильное финансирование Соединёнными Штатами румынской армии. Благодаря такой поддержке оборонный бюджет Румынии к 2023 г. должен увеличиться до $7,6 млрд.
Для обеспечения достаточной прочности «континентального фасада» между Балтикой и Чёрным морем, «отделяющего Россию от Европы», Бухарест пытается оказывать организационное влияние на политические процессы в условном четырёхугольнике Средиземное море – Балтийское море – Эгейское море – Чёрное море. С точки зрения Румынии одна из сторон этой фигуры остаётся геополитически «незавершённой» – это Чёрное море, откуда Западу не удаётся вытеснить Россию.
При этом Чёрное море для румынских стратегов - не изолированный регион, а один из двух полюсов оси Карпаты – Чёрное море, где прочное присутствие румынского политического и идеологического влияния является обязательным условием для превращения Румынии в лидера Юго-Восточной Европы.
При назначении России на роль противника Бухарест учитывал и экономические соображения. Румынская нефтяная промышленность располагает техническими возможностями очистки нефти и производства нефтепродуктов на экспорт. По подсчётам румынских энергетиков, разработка новых газовых месторождений в Чёрном море может принести Румынии к 2040 г. $26 млрд., а участие в проекте TRACECA (транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия) позволит в теории превратиться в поставщика среднеазиатской нефти в Восточную и Центральную Европу через Чёрное море.
Это предполагает установление румынского контроля над Чёрным морем как маршрутным звеном, соединяющим Европу с Кавказом, Каспием и постсоветской Средней Азией. Контроля не столько единоличного, сколько посредством делегирования Вашингтоном части своих геополитических полномочий в Чёрном море Бухаресту. Однако осуществить такой план быстро и эффективно мешают прочные позиции России в Черноморском регионе.
Отсюда - ограниченные возможности Румынии способствовать в рамках проекта TRACECA инфраструктурно-экономической дезинтеграции постсоветского Кавказа и Средней Азии.
Реализация оборонной стратегии Румынии, как указывается в документе, будет проводиться в соответствии с т.н. концепцией расширенной национальной безопасности (securitate națională extinsă). Это подразумевает рост активности Бухареста вовне, но, к сожалению, предлагаемое им видение будущего для постсоветского пространства не является конструктивным и не направлено на обеспечение стабильности данного региона. Хочется надеяться, что, выстраивая такую стратегию, Бухарест осознает последствия такого подхода в своей внешней политике.
1) https://cdn.g4media.ro/wp-content/uploads/2020/06/Strategia-Nationala-de-Aparare-2020-2024.pdf
2) https://www.nato.int/wearenato/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs