Попытка построения украинского государства с ведущей идеологией в виде национализма титульной нации постоянно сталкивается с проблемами. Они носят и латентный, и открытый характер, но одинаково разрушающе влияют на украинскую государственность и подчеркивают зыбкую основу этого проекта.
Разжигаемое украинско-русское противостояние, основанное на объявлении русского российским, имперским, советским, идеология нации-жертвы, которая боролась против Российской империи за свою независимость, а сотрудничество с фашисткой Германией — это не коллаборационизм, а использование нацистов в борьбе за независимость – вот основы национальной идеи, ради создания которой пытаются интерпретировать и переписать историю. Кроме этого большого идеологического и, как результат, политического конфликта с Россией, а также со своими гражданами, не приемлющими идеологию национализма, Киев имеет конфликты менее масштабные.
Слабость центральной власти и политических институтов проявилась на последних местных выборах – 25 октября 2020 года. Партия власти «Слуга народа» показала свои слабые политические возможности, из-за чего (в том числе) победу на местных выборах в подавляющем большинстве регионов одержали местные политические образования. Партия власти, партия президента Владимира Зеленского свою власть на регионы распространить не смогла, и теперь ее голова в виде большинства в Верховной Раде Украины покоится на очень тонкой шее слабого представительства в регионах.
В Закарпатье местные выборы стали вопросом не только внутренней, но и внешней политики. История политического влияния Венгрии на регион не новая, однако, местные выборы стали мощным катализатором для усиления его влияния.
25 октября пресс-служба Министерства иностранных дел Украины обнародовала заявление: «В день голосования на местных выборах в Украине венгерская сторона прибегла к прямой агитации за партию венгров - Общество венгерской культуры Закарпатья. В МИД Украины глубоко расстроены, что таким образом официальный Будапешт нагло подтвердил свое прямое вмешательство во внутренние дела Украины и нанес коварный удар последовательным усилиям Украины конструктивно решить существующие в украинско-венгерских отношениях проблемы».[i]
Речь о заявлении министра внешней экономики и иностранных дел Венгрии Петера Сийярто, который в день выборов 25 октября в социальной сети призвал жителей Закарпатья отдать свой голос за «Партию венгров Украины»: «Сегодня состоятся еще одни важные выборы для венгров, живущих за границей, поскольку сегодня в Украине проходят муниципальные выборы. Сегодня вносят свой вклад и венгры Закарпатья. Я надеюсь, что проголосуют как можно больше венгров (...) Только одна венгерская организация, KMKSZ ("Партия венгров Украины"), претендует на вступление в Закарпатский местный совет, и было бы плохо, если бы венгры остались без представительства».[ii]
При этом одним призывом представитель венгерской власти не ограничился и сообщил о возможностях, которые его страна предоставляет для реализации этой задачи на территории Украины: жители Закарпатья, которые находятся на территории Венгрии, могут вернуться домой чтобы проголосовать на местных выборах и вернуться обратно без обязательства проходить 14-дневный карантин.
Важная деталь - украинские граждане с венгерскими паспортами являются для Будапешта не только фактором внешнего влияния на сопредельное государство, но и электоральным ресурсом в борьбе за власть на собственных местных выборах. Так, в день местных выборов в Венгрии, которые проходили 13 октября 2019 года, в некоторые приграничные села для голосования организованно свозили людей с украинско-венгерским гражданством, жителей Закарпатья, которые зарегистрированы в Венгрии, хотя там не проживают, что вызывало конфликты с местным населением. Украинские граждане с венгерскими паспортами участвовали и в парламентской кампании в 2018 году.[iii] Эта ситуация также сопровождалась скандалом, дело дошло до судебного разбирательства в Высшем суде Венгрии, который оснований для пересмотра результатов выборов не увидел.[iv]
Одна из причин зарубежной электоральной активности венгров украинского Закарпатья – выдача им венгерских паспортов и финансовой помощи со стороны Будапешта. О выдаче паспортов Венгрии гражданам Украины сообщал заместитель министра иностранных дел Василий Боднар, по информации которого (в 2018 г.) гражданство Венгрии получили около 100 тысяч украинцев.[v]
Тогда же глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что «Венгрия со своими заявлениями в адрес Киева вплотную приблизилась к красной линии».[vi] Это была реакция Киева на заявления Венгрии о необходимости ввести в Закарпатье постоянный мониторинг ОБСЕ и миссию по причине «притеснения Киевом венгерского меньшинства», поводом чему стали нападения на офис Общины венгров Закарпатья, а также реакция Будапешта на подписанный в 2017 году президентом Петром Порошенко закон «Об образовании». Тогда министр иностранных дел Венгрии Сиярто заявил: «Венгрия обеспокоена ситуацией на Закарпатье (из-за образовательной реформы), где проживает 150 000 венгров...Поэтому мы инициируем ввод постоянных наблюдателей ОБСЕ в регион. Закарпатье - полиэтническая область, и новый закон об образовании не способствует мирному сосуществованию в регионе».[vii]
Венгрия открыто заявила о намерениях оказывать серьезное давление на власти Украины. Глава внешнеполитического ведомства Венгрии Петер Сийярто заявил, что Будапешт будет блокировать дальнейшее сближение Украины с ЕС, а также сотрудничество по линии НАТО. Блокирование будет осуществляться до того момента, пока Украина не отменит некоторые нормы образовательной реформы.[viii]
Вот такое предисловие имеет история, развернувшаяся на Закарпатье после прошедших местных выборов. Новая история связана с обысками, проведенными Службой безопасности Украины в офисе Общества венгерской культуры Закарпатья в Ужгороде и в доме председателя этой организации и руководителя «Партии венгров Украины» Василия Брензовича.
По информации СБУ причиной обыска стала проверка информации «о причастности иностранного фонда к деятельности, направленной на нарушение государственного суверенитета Украины». Центр, в частности, подозревают в «фейковом» распространении действия законов Венгрии и юрисдикции ее государственных органов на отдельные украинские регионы. Поводом для действий СБУ стало видео, на котором новоизбранные депутаты Сюртовского сельсовета Ужгородского района на церемонии принесения присяги 21 ноября вместо гимна Украины поют венгерский. Ответом на это видео стала обнародованная запись, на которой неизвестный в маске с изображением черно-красного флага и символикой националистического движения «Правый сектор» советует украинцам венгерского происхождения «внимательно следить за своими мыслями об автономности». Представители «Правого сектора» опровергли свою причастность к этому видео, а министр внутренних дел Украины назвал его провокацией «спецслужб враждебной страны».[ix] При этом, надо признать, характер видео вполне соответствует стилю и логике действий националистического «Правового сектора». Венгрия среагировала на ситуацию стандартно: глава венгерского МИД Петер Сийярто, в свою очередь, пообещал отстаивать права «закарпатских венгров на всех международных форумах», подчеркнул, что уже затронул тему «оскорблений венгерской общины» на заседании НАТО 1 декабря, и обратился к руководителю МИД Албании, которая в данный момент председательствует в ОБСЕ, с просьбой направить в Закарпатье наблюдательную миссию. Ситуация для Украины крайне неприятная, так как Венгрия является и членом НАТО, и членом ЕС, что позволяет Будапешту рано или поздно выполнить угрозы в адрес Киева.
Многовекторная Украина, без агрессивного национализма в основе идеологии была комфортной страной для всех, населявших ее народов. Не было насаждения украинского языка в насильственном формате, правда, было его ползучее насаждение через необходимость ведения документации на украинском языке, использование украинского руководством страны для официальных встреч, заявлений, выступлений. Однако, представители «революции» избрали язык одним из орудий построения украинской нации без учета исторических, региональных и культурных особенностей своей страны.
Национализм агрессивен изначально, а государство, которое избрало его основой идеологии априори создает конфликты внутри и в отношениях с соседями. Украина слабое государство, которое плодит конфликты на национальной почве, будучи не готовым решать эти конфликты институционально, что и показал конфликт на Донбассе, где хлынувшие на фронт националисты обрели смысл своего существования. Слабое государство не в состоянии противостоять дезинтеграционным процессам и решать проблемы с сопредельными государствами, имеющими на Украине диаспоры.
Сама идеология национализма дает повод для внешнего вмешательства – это особенности украинской языковой политики и активность националистов даже в информационном формате. По сути, украинский национализм запустил дезинтеграционные процессы и продолжает это государство разрушать потому, что пытается противостоять дезинтеграции теми же методами, которыми этот процесс запустил.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs