В Москве прошел XII Академический форум БРИКС. В нём приняли участие более 200 делегатов из России, Бразилии, Индии, Китая и Южной Африки, и среди них - ведущие эксперты, представляющие национальные координационные экспертные центры, представители научных, образовательных и общественных организаций. Среди наиболее актуальных вопросов, обсуждавшихся на форуме, были стабильность и безопасность, экономический рост, содействие инвестиционному сотрудничеству, цифровизация, проблемы устойчивого развития, энергетика и инфраструктура, продовольственная и экологическая безопасность, образование и здравоохранение.
Итогам форума была посвящена онлайн-конференция, прошедшая в Москве. В ней приняли участие представители Национального комитета по исследованию БРИКС, а также Министерства экономического развития и Министерства иностранных дел России.
Управляющий директор Национального комитета по исследованию БРИКС, научный руководитель Экспертного совета по подготовке и обеспечению председательства России в объединении БРИКС Виктория Панова напомнила, что нынешний Академический форум – уже двенадцатый по счету. «Это традиционное мероприятие, которое для БРИКС является важнейшим, даже можно сказать – стержневым. Мы помним, что первый подобный симпозиум прошел еще в декабре 2008 года по инициативе Российской Федерации. На нем были представлены все ключевые эксперты и «мозговые центры» тогда еще стран БРИК. Это мероприятие стало своего рода подготовительным для последующего уже официального созыва в 2009 года саммита БРИК в Екатеринбурге, проходившего уже на уровне лидеров», – отметила она. В 2015 году форум, как и сейчас, проходил в Москве.
В.Панова напомнила, что по сложившейся традиции за проведение Академического форума отвечают национальные координаторы – Советы экспертных центров каждой из стран БРИКС. Среди тем, которые обсуждались как в течение всего года, так и на самих мероприятиях, были вопросы, которые в той или иной степени связаны с повесткой председательства России в объединении в 2020 году. «Понятно, что экспертное сообщество идет не только по официальному треку. Нам интересно предлагать какие-то новые инициативы. Хотелось бы вспомнить, что на предыдущих подобных встречах были озвучены и идеи создания Нового банка развития БРИКС, и идея создания Сетевого университета БРИКС. Целый ряд инициатив, которые обсуждались на этом уровне, впоследствии были восприняты в верхних эшелонах – на уровне шерп, министров и в итоговых документах лидеров. Для нас это важно, и мы надеемся, что поднятые вопросы будут учтены на официальном уровне», – пояснила В.Панова.
Директор Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития РФ Наталья Стапран заявила, что результатом председательства России в объединении должна стать Стратегия экономического партнерства стран БРИКС до 2025 года. Срок ранее принятого документа, рассчитанного на пять лет, истекает в нынешнем году. «В связи с этим хотелось бы поблагодарить академические круги, поскольку для разработки новой и эффективной стратегии обязательно необходимо понимать, что удалось, а где не удалось добиться запланированного результата», – отметила она.
Начальный вариант Стратегии разрабатывался еще в конце 2019 года. Уже тогда было ясно, что приоритетными станут три ключевых блока. Первый из них связан с торговлей, инвестициями и финансовой активностью. Второй, ранее не отражавшийся в предыдущих документах подобного рода, подразумевает работу с цифровой экономикой, а третий связан с достижениями Целей в области устойчивого развития. «По итогам консультаций с экспертами стало ясно, что назрел отказ от отраслевой структуры к более проблемной и системной. Задуманный нами подход сработал. Мы были фактически готовы к тем испытаниям, которые нам принес текущий год. Все направления, о которых мы рискнули заговорить в стратегии, оказались актуальными. Мы понимаем, что пандемия коронавируса резко ускорила развитие цифровых технологий. Изоляция граждан повлекла за собой те самые результаты, о которых мы говорим в своем документе. Это и дистанционное цифровое образование, и телемедицина, и государственные услуги онлайн, и преобразования в промышленности», – заявила Н.Стапран.
Что же касается устойчивого развития, то на глобальном уровне, особенно учитывая, что в объединение БРИКС входят развивающиеся страны (ЮАР, Индия), этот вопрос, в том числе контексте повестки ООН в этой области до 2030 году, приобретает важное социальное измерение. Речь не только о «зеленой» экономике, но и о борьбе с голодом и нищетой. Экономический кризис, катализатором которого послужила пандемия, впервые в истории во главу угла поставил спасение здоровья и жизни человека. «В этом смысле можно уверенно сказать, что наш документ полностью отражает новую реальность, в которой мы живем. Он дает ориентир странам на восстановление собственных экономик. Мы инициировали создание отдельного рабочего механизма – специальной рабочей комиссии по восстановлению экономик в постковидный период, поскольку понимаем, что меры национальных правительств, с одной стороны, очень похожи, а с другой – пандемия должна не выстраивать границы, а, напротив, способствовать действиям, предпринимаемым поверх барьеров, согласованию стратегий развития стран-участниц «пятерки», – подчеркнула Н.Стапран.
При участии академических кругов был подготовлен документ о развитии удаленных территорий. В нем разработчики постарались суммировать воедино лучшие российские наработки. «Принципы пространственного развития, учитывая масштабы территории, важны для всех пяти стран объединения. У всех участников БРИКС актуальна задача предоставления одинаковых инклюзивных условий для своего населения в самых удаленных уголках. Здесь России есть что предложить. Речь идет и о цифровых, и о регуляторных решениях, и о новых программах по региональному развитию», – заявила представитель Минэкономразвития.
Кроме того, в Целях устойчивого развития одним из важнейших приоритетов обозначено более активное вовлечение женщин в экономику. Для всех стран «пятерки» этот вопрос очень важен. В рамках альянса обобщены примеры, опыт и рекомендации с учетом как перспектив роста, так и социальных ролей, которые женщины играют в современном обществе. Основан и начал свою работу Женский деловой альянс стран БРИКС. «Это большое событие, которое в полной мере отражает наши национальные интересы и задачи и будет способствовать успешному восстановлению экономик наших стран в постковидный период», – подытожила Н.Стапран.
Начальник отдела по вопросам участия России в БРИКС МИД России Михаил Калугин констатировал, что в процессе деятельности БРИКС странами-участницами накоплено около 70 самых разнообразных форматов взаимодействия и сотрудничества. Из них 25 относятся к уровню глав министерств и ведомств. «Экспертное сообщество всегда полезно, поскольку оно может качественно оценить нашу деятельность и дать рекомендации, где необходимо внести коррективы или какие новые инициативы запустить. Конечная цель всегда одна – добиться консенсуса в рамках «пятерки», – заявил представитель российского внешнеполитического ведомства.
М.Калугин также отметил, что в рамках БРИКС создана и действует Рабочая группа по антитеррору. С каждой стороны в ее состав входят межведомственные структуры, включающие разных специалистов. В этом году повестка встречи, прошедшей в августе, по его словам, была крайне широкой. Появились подгруппы по конкретным направлениям контртеррористического сотрудничества. Итоги деятельности на этом направлении были подведены на встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности. От российской стороны в ней принял участие секретарь Совета безопасности Николай Патрушев. Антитеррористическая стратегия БРИКС была представлена на одобрение лидерам БРИКС.
В заключение Виктория Панова отметила, что подготовлена система индикаторов по всем направлениям деятельности БРИКС, по которым экспертное сообщество будет готовить оценку. Среди них – взаимодействие стран на площадке ООН, Всемирной торговой организации, Совета по правам человека ООН. Значительное внимание уделяется изменениям во взаимной торговле и инвестициях стран БРИКС по сравнению с «внешним» миром. «В настоящее время такие исследования носят разрозненный характер, а теперь они будут носить систематический характер, стимулируя обнаружение и устранение недочетов в деятельности объединения и одновременно демонстрируя достижения и их значение как для самого альянса, так и для мировой политики и экономики», – отметила В.Панова.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs