Нынешние президентские выборы в США отмечены скандальностью и накалом, которых страна не знала, по меньшей мере, со времен кампании 2000 года. Многие наблюдатели полагают, что сегодня, как и тогда, формальное завершение процедуры голосования лишь даст старт новому этапу борьбы за кресло в Белом доме.
20 лет назад Америка в последний раз столкнулась с президентской гонкой «ноздря в ноздрю». Итоговая разница голосов, полученных кандидатами на выборах 2000 года, оказалась столь мизерна, что в ряде округов пришлось проводить повторный пересчет. Борьба шла буквально за каждый голос. И хотя формальную точку в споре поставил Верховный суд, во многом Джордж Буш-младший был обязан своей победой активистам Республиканской партии, которым удалось остановить пересчет голосов. Поэтому большинство демократов и сегодня уверены, что победил тогда не Буш, а Альберт Гор.
Чего не было в 2000-м году, уверены американские СМИ, так это попыток массированного «взлома сознания» граждан США. По мнению The Washington Post, некие «враги Америки» вновь «поменяли тактику», методы, с помощью которых они пытаются внушить американцам недоверие к их демократии. Людям «настолько плотно внушают, что ими манипулируют, что они перестают доверять самой демократии». Заявляется, что, якобы, конечная цель – напугать Америку, чтобы ее граждане «вообразили, что над каждой машиной для голосования повозился агент Кремля, а каждое сообщение в «Фейсбуке» настрочил тролль».[i]
При ближайшем рассмотрении выясняется, что «недоверие к демократии» активно внушают американцам как сами политические силы, участвующие в борьбе за власть в Вашингтоне, так и многие местные СМИ. В августе ресурс Slate.com, критично настроенный к Трампу, опубликовал перечень «10 худших сценариев» развития событий в ходе голосования и при подсчете голосов[ii]. Почти все они сводятся к подозрениям в наличии намерения пуститься во все тяжкие ради победы своего кандидата не у «внешних сил», а у республиканцев.
Так, 10 место занял «сценарий», при котором республиканские законодательные собрания штатов изменят порядок делегирования голосов выборщикам в пользу потенциально более выгодной для Трампа модели, когда один выборщик представляет один избирательный округ. 9-е – что вице-президент Пенс, который должен председательствовать на совместном заседании Конгресса, на котором утверждаются окончательные результаты выборов, «дисквалифицирует» голоса, поданные за Байдена в тех штатах, где перевес кандидата от демократов окажется минимальным. В ответ, глава нижней палаты Нэнси Пелоси заблокирует открытие совместной сессии Конгресса. А то и вовсе провозгласит себя ВРИО президента после 20 января будущего года, ссылаясь на положения Закона о порядке преемственности полномочий президента (President Succession Act).
8-е место – республиканское большинство в одном из «колеблющихся» штатов, среди которых Аризона, Флорида, Джорджия, Мичиган, Северная Каролина, Пенсильвания и Висконсин, откажется подтвердить победу Байдена, сославшись на заявления Трампа о фальсификациях. 7-е – Кибератака «внешней силы» на систему электроснабжения крупного города, среди избирателей которого преобладают демократы, в одном или нескольких «колеблющихся» штатах. Первый кандидат в подозреваемые, разумеется, «Россия». 6-е – ложное заявление Трампа о подобной атаке, якобы приведшей к неверному подсчету голосов. И его отказ покинуть Белый дом до завершения официального расследования.
И конечно главным фактором, смешавшим все карты в этом году, стала общенациональная эпидемия коронавируса, угрожающего жизни миллионов. Эпидемия COVID-19 обострила глубокий антагонизм между республиканцами и демократами до степени, сопоставимой с периодом, спровоцировавшим начало Гражданской войны.
Демократы и поддерживающие их СМИ категорически настаивают на «катастрофическом характере» действий администрации Трампа, ее «полнейшей» дезорганизованности и усугубляющихся с каждым днем противоречиях. В результате которых, США остаются безоговорочным лидером по числу зараженных среди всех стран мира. Информационные атаки на главу Белого дома прервались лишь на те несколько дней, когда он сам оказался на больничной койке с диагнозом «коронавирусная инфекция».
В то же время, большинство республиканцев рассматривают Трампа практически как «президента военного времени, вокруг которого следовало сплотиться». Сторонники действующего президента обвиняют в нынешнем тяжелом положении демократов, «подрывающих» усилия Белого дома, направленные на борьбу с коронавирусом[iii].
Болезнь Трампа могла бы вызвать сочувствие части колеблющихся избирателей. Однако глава Белого дома предпочел сохранять свою изначальную позицию демонстративного пренебрежения к коронавирусу. На фоне сообщений о преодолении США печального рубежа в 200 тысяч смертей, подобная бравада вызвала критику и падение доверия даже со стороны части сторонников президента. Кроме того, многие ближайшие сотрудники Трампа по администрации и предвыборному штабу получили положительные тесты на коронавирус. Что существенно осложнило и без того всё более трудную кампанию по переизбранию действующего президента.
По данным социологических опросов на середину октября, которые приводит The Economist, Трамп отстает от Байдена в среднем на 9 процентных пунктов. Снижается и поддержка кандидата от республиканцев в ряде потенциально ключевых для исхода выборов «колеблющихся» штатов. Одним из главных козырей Трампа к началу текущего года являлось хорошее состояние американской экономики. При этом безработица, уровень которой традиционно является важным фактором, влияющим на настроения избирателей, вновь растет. Таким образом, ситуация в лучшем для Трампа случае может быть охарактеризована как «крайне неопределенная».
Сейчас Трамп пытается использовать свое быстрое излечение с помощью экспериментального препарата в качестве сильного предвыборного аргумента. Он распорядился зарегистрировать «коктейль» из моноклональных антител, разработанный фирмой Regeneron в ускоренном порядке. Белый дом рассчитывает, что до 1 млн. доз лекарства будут доступны уже к концу года. Трамп заявляет, что использование препарата в лечении пожилых пациентов позволит избежать новых крупных ограничений в экономике и «спасет» ее. Тем самым, он надеется изменить расклад в предвыборной гонке.
Самое важное последствие пандемии с точки зрения предвыборной кампании – ее потенциальное влияние на явку избирателей. Как и в 2000-м году, вопрос явки имеет первостепенное политическое значение. Последние полгода демократы и республиканцы ведут ожесточенную борьбу по вопросу о допустимых методах голосования. К осени в США началась вторая волна эпидемии коронавируса. Демократы усилили нажим в пользу самого широкого внедрения процедур дистанционного голосования, в первую очередь, по почте. Это, как считают некоторые эксперты, «грозит радикально перекроить политическую карту Америки». Поэтому Трамп и республиканцы выступают категорически против, поскольку «потенциально высокая явка может не оставить [им] шансов на победу»[iv].
Не случайно, все пять «наиболее ужасных» сценариев развития событий в ходе выборов, по версии Slate.com, касаются различных аспектов борьбы вокруг искусственного понижения числа голосующих или поданных голосов. Так, на 5-м месте – использование пандемии коронавируса Трампом, либо республиканскими властями на местах, для объявления режима самоизоляции. Причем уже после истечения срока, до которого избиратели могут зарегистрироваться для дистанционного голосования.
4-е – инициирование Трампом «кампании запугивания и насилия», в том числе «с использование военных или федеральных силовиков», призванной «ограничить голосование среди черных и цветных сообществ». Национальный комитет Республиканской партии набирает в настоящее время «50 тыс. добровольцев в 15 штатах», которые должны стать не просто наблюдателями на выборах, но и призваны оспаривать, при первой возможности, право «подозрительных лиц» на участие в голосовании. 3-й сценарий предполагает полную утрату доверия избирателей к американским СМИ. В отсутствие достоверной информации об исходе голосования, оба кандидата заявят о своей победе. А их сторонники «организуют массовые акции, в том числе, насильственного характера».
На 2-м месте – противоречивость данных об итогах голосования вследствие крайне незначительного разрыва в голосах между кандидатами, а также задержек при подсчете голосов, поданных по почте. «Неожиданные» для публики изменения данных об итогах голосования могут спровоцировать в условиях нынешнего острого политического раскола «хаос и беспорядки». Наконец, на 1-м месте – «крупный сбой» в работе Почтовой службы США или даже прямой «саботаж» со стороны ее руководства. Что вынудит миллионы избирателей попытаться проголосовать «вживую» и спровоцирует «хаос и неразбериху» в день голосования «по всей стране».
По данным The New-York Times, опросы показывают, что до половины твердых избирателей-демократов предпочли бы проголосовать по почте. Среди тех, кто безусловно поддерживает республиканцев таких лишь 18 процентов. При сохранении такой пропорции, предварительные результаты, которые опубликуют сразу после закрытия участков, могут оказаться в пользу Трампа. Что позволит действующему президенту объявить себя победителем, заодно объявив все, еще не подсчитанные «почтовые» голоса, «фальсифицированными». При этом Трамп имеет все основания рассчитывать на поддержку «генпрокурора, законодательных собраний в ключевых «колеблющихся» штатах, а также нынешнего Верховного суда», заполнить вакансию в котором республиканцы пытаются в ускоренном порядке в настоящее время[v].
В свою очередь, демократы рассчитывают завоевать большинство в обеих палатах в ходе выборов в Конгресс. Такой успех помог бы им мобилизовать сторонников на массовые акции протеста и в случае, если Трамп потерпит поражение, но откажется его признать. А в более долгосрочной перспективе, вероятно, расширить состав Верховного Суда за счет своих назначенцев.
Худшим вариантом развития событий стало бы появление в Коллегии сразу двух групп выборщиков от одного или нескольких колеблющихся штатов. Одних направили бы контролируемые республиканцами законодательные собрания. Других – губернаторы-демократы. В этом случае, напоминает The Atlantic, Коллегия столкнется с «беспрецедентным «конституционным кризисом»», и добавляет, что в январе 2021 года и Байден, и Трамп, могут прибыть на церемонию инаугурации. И каждый объявит себя избранным президентом.
Что не вызывает сомнений - главными проигравшими на предстоящих выборах окажутся те многочисленные американцы, которые сильно разочарованы нынешним положением дел в стране и рассчитывали на перемены. Им вновь придется подождать «еще четыре года». Если только коронавирус не сыграет свою роковую роль и в личной судьбе находящихся в самому уязвимом возрасте Байдена или Трампа.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[i] https://inosmi.ru/politic/20201005/248250952.html
[ii] https://slate.com/news-and-politics/2020/08/election-nightmares-experts.html
[iii] https://www.inopressa.ru/article/08Apr2020/lefigaro/usa.html
[iv] https://republic.ru/posts/96407
[v] За это их отдельно критикуют демократы, поскольку в аналогичной ситуации в 2016 году сами же республиканцы выступили за то, чтобы отложить назначение до того, как станет известна кандидатура следующего президента.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs