Несмотря на многочисленные попытки урегулировать ситуацию в Ливии, страна по-прежнему остается в глубочайшем кризисе. После убийства Муаммара Каддафи в 2011 году ливийская государственность была полностью разрушена, а на этих руинах возникли два центра силы: Правительство национального согласия (ПНС) в Триполи и Палата представителей в Тобруке, поддерживаемая Ливийской национальной армией (ЛНА). Их лидеры вот уже много лет не могут прийти к единому знаменателю в решении ливийской проблемы.
21 августа лидер ПНС Фаейз Саррадж предложил прекратить огонь. Станет ли это началом мирного диалога? Пойдет ли на уступки командующий ЛНА Халифа Хафтар? Возможно ли появление в стране третьей силы, которая решит все проблемы или на ситуацию опять повлияют внешние игроки? На эти и на многие другие вопросы ответили специалисты по Ближнему Востоку во время онлайн-конференции в МИА «Россия сегодня».
В урегулировании конфликта в Ливии главную роль играют не столько внутренние силы, сколько международные акторы. ПНС поддерживают Турция и Катар, а правительство в Тобруке – Египет, ОАЭ, Саудовская Аравия и европейские страны. Как отметил ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Борис Долгов, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган проводит активную политику по закреплению своих позиций в Ливии. Это и экономические, и политические интересы. У турок уже практически есть военно-морская база в Мисурате, подписано соглашение по морским зонам, которое позволяет Анкаре не только устанавливать удобные ей разграничения в Средиземном море, но и соединить свой шельф с ливийским. Неоосманская политика Эрдогана в первую очередь не устраивает Францию, Италию и Грецию, из-за чего нарастает напряженность не только в европейском сообществе, но и в НАТО.
В Ливии предложение Ф. Сарраджа восприняли неоднозначно. Спикер Палаты представителей на востоке страны Агила Салех приветствовал инициативу, в то время как официальный представитель ЛНА Ахмед аль-Мисмари назвал ее «маркетинговым ходом и дымовой завесой», призванной скрыть истинные намерения ПНС. По словам Б. Долгова, Триполи хочет закрепить за собой контроль над территориями Сирта и Аль-Джуфры, которые имеют большое политическое и экономическое значение не только для ПНС, но и для Турции.
Востоковед подчеркнул, что договориться о мире в Ливии получится лишь когда решение будет достигнуто на двух уровнях противостояния: внутреннем и внешнем. «Однажды в Ливии должен быть найден какой-то компромисс. Однако на данный момент это невозможно: обе стороны, как в Триполи, так и в Тобруке, постоянно обвиняют друг друга, а на международном поле происходит конфронтация внутри Североатлантического альянса. Там всех «примирить» пытается Германия, но пока как-то не особо выходит», – пояснил ученый.
Старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Константин Труевцев считает, что заявление о прекращении огня вряд ли сможет стать новым шагом на пути к урегулированию межливийского конфликта. Константин Труевцев призвал обратить внимание на то, что среди представителей Правительства национального согласия и тех, кто поддерживает Турцию доминирует мнение, что пока фельдмаршал ЛНА Халифа Хафтар не будет уничтожен, мира в стране не наступит.
Эксперт напомнил, что ситуация в Ливии крайне многослойна: помимо двух основных центров силы, существует еще два вторичных. Первый в Мисурате (там больше ориентируется на ПНС, но тем не менее несколько раз пытались осуществить военный переворот в Триполи), а второй в Эз-Зинтане (формирование позиционирует себя противником мусульман и выступает против и Ф. Сарраджа и Х. Хафтара).
По словам К. Труевцева, на данный момент Правительство национального согласия сохраняет свои позиции лишь потому, что воспринимается многими как «слабая власть», на которую легко можно оказывать давление. В первую очередь ПНС устраивает ливийские племена. Как только ситуация качнулась в сторону Х. Хафтара, и он был на грани захвата Триполи – произошел поворот и представители ПНС «взяли ситуацию под контроль». Конечно, многие отнесли эту победу к заслугам наемников и Турции, но как отметил эксперт, во многом это произошло благодаря ливийским нац.группам, которым не выгоден триумф фельдмаршала и ЛНА. «Ожидать перемирия в Ливии не стоит. Слишком многих в стране устраивает ситуация «ни войны, ни мира», которая существует в настоящее время», – предположил эксперт.
Руководитель Центра исламоведения Института инновационного развития, эксперт РСМД Кирилл Семенов также отметил, что заявление Ф. Сарраджа не сыграет большой роли в конфликте, потому что с того времени как ПНС заняли линию Сирта и Аль-Джуфры, там и так де-факто сохраняется режим тишины.
Впрочем, эксперт отметил, что нынешние мирные инициативы лидера ПНС могут получить какое-то реальное содержание, особенно если учесть, что на внешнем поле появился ещё один игрок – Соединенные Штаты, которые вновь заинтересовались Ближним Востоком, несмотря на сложную политическую ситуацию и подготовку к выборам. По словам К. Семенова, озвученное Ф. Сарраджем, полностью соответствует предложениям советника президента США по национальной безопасности Роберта О’Брайена. В начале августа американский политик предлагал разблокировать ливийский экспорт, демилитаризировать Сирт и Аль-Джуфру, а также вывести из страны все незаконные вооруженные формирования.
Если говорить о позиции правительства в Тобруке, ее можно оценивать двояко. Либо Агила Салех, который поддержал эти инициативы, действительно готов к мирному диалогу и рассмотрению вопросов в Женеве в формате 5/5, либо он просто не видит другого выхода и понимает, что Ливийская национальная армия, поддерживающая Палату представителей, оказалась в патовой ситуации: те племенные силы и ополчения из которых она состояла отказываются от участия в вооружённых конфликтах, а внешние игроки перестают оказывать поддержку. Как сообщил К. Семенов, из достоверных источников известно, что Египет уже ищет замену Х. Хафтару и рассматривает кандидатуру командующего ВВС ЛНА Сакра аль-Джаруши.
«Для Халифы Хафтара перемирие подобно политической смерти. Он не захочет уйти так и не побывав лидером нации. Хочу напомнить, что за последние три года он сорвал 5 попыток урегулировать ситуацию в стране»,– заявил старший преподаватель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Андрей Чупрыгин.
По его мнению, в Тобруке ливийский фельдмаршал воспринимается не иначе как политический балласт. Тем не менее, проблема не только в нем. «За 9 лет война в Ливии превратилась в коммерческое предприятие, которое секторально вращается вокруг нескольких областей: нефть, газ, водные ресурсы, потребительский рынок, военизированные группировки, торговля оружием и прочее. Многим не выгодно, что бы это прекращалось», – объяснил востоковед.
Вдобавок к обостренной внутриполитической ситуации страну захлестнули массовые протесты. Их участники требуют глобальных перемен – ухода всей правящей элиты. «Ливийцы действительно устали от войны и от того, что социально-экономическая ситуация постоянно ухудшается. Народ не устраивает вмешательств внешних сил, особенно сирийских боевиков», – подчеркнул Б. Долгов.
А. Чупрыгин отметил, что в стране идет процесс федерализации – отход от искусственно созданного унитарного государства. Можно предположить, что в дальнейшем мы будем наблюдать разделение Ливии как минимум на 3 исторические зоны: Триполитанию, Барку (Киренаику) и Феццан. В каждой из них внешние акторы сохранят свое присутствие и продолжат его наращивать. «Это будет 4-й раз в новейшей истории, когда ливийцев никто не спросит и все будет решено снаружи. Интересно наблюдать, как на это реагирует молодежь. Они выступают против всех и хотят начать все с чистого листа. Возможно ли это? Сомневаюсь. На сегодняшний день в Ливии, увы, не сформировано гражданское общество в том виде, в котором оно смогло бы предлагать альтернативы и влиять на политические процессы. Может быть сейчас мы наблюдаем его формирование, но, к сожалению, это займет годы, а может и десятилетия», – заключил старший преподаватель Школы востоковедения НИУ ВШЭ.
Протесты происходят по всей стране, народ недоволен не только политикой Ф. Сарраджа, но и действиями Х. Хафтара. В связи с этим оба цента силы только теряют свой имидж, что может привести либо к глобальной перестановке сил, либо к ещё большему расколу Ливии.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs