Министр иностранных дел России Сергей Лавров 16 декабря провел встречу с главами дипломатических миссий арабских стран и представительства ЛАГ в Москве. В центре обсуждения была ситуация в наиболее «горячих» на сегодня точках мир. В частности – в Ливии. Состоись встреча месяц назад, скорее всего эту страну упомянули бы, и не более. Теперь же к ней приковано внимание большей части мирового сообщества.
Четырьмя днями ранее главнокомандующий Ливийской национальной армией (ЛНА) маршал Халифа Хафтар объявил о начале «решающей битвы за Триполи». По данным турецких СМИ, бои идут уже в 10 км от центра города, подконтрольного правительству национального согласия (ПНС) во главе с Фаезом Сарраджем. Впрочем, наступление на Триполи началось еще в апреле, но до сих пор успехом не увенчалось. Теперь ситуация иная: по сообщениям ряда СМИ, шейхи племен Мисураты – самой боеспособной части вооруженных сил ПНС (т.н. «мисуратские блигады») - готовы отвернуться от Сарраджа. Причина - договор о военном сотрудничестве с Турцией.
28 ноября в Стамбуле было подписано соглашение о военном сотрудничестве между Турцией и ПНС Ливии, предусматривающее укрепление отношений в военной сфере, в частности - обучение и подготовку ливийских военнослуажащих турецкими инструкторами. А кроме того - меморандум о взаимопонимании по разграничению зон в восточной части Средиземного моря. Подконтрольный Хафтару парламент в Тобруке счел меморандум незаконным. Европейский союз – тоже, пояснив, что документ ущемляет права ряда средиземноморских государств единой Европы.
Спор вокруг углеводородов, залегающих вокруг Кипра, идет давно. Теперь же можно говорить о фактическом формировании антитурецкого блока в составе Республики Кипр, Саудовской Аравии, ОАЭ, Греции и Израиля. Дело в том, что внутри морских границ, начертанных Анкарой и Триполи, находятся районы, где греки, израильтяне и греки-киприоты планируют проложить газопровод в Европу. Напомним, что в июле 2019 года в Египте состоялась вторая встреча по делам Восточно-средиземноморского газового форума, в которой приняли участие профильные министры Египта, Израиля, Греции, Палестины, Кипра, Италии и Иордании, обсудившие создание регионального рынка газа. Думаю, что это было недальновидно, но средиземноморскую Турцию на встречу не пригласили.
И вот теперь Анкара «продавливает» свои «газовые» интересы в тандеме с ПНС, которое она поддерживает во внутриливийском конфликте. Благо, триполитанское правительство во многом опирается на идейно близких правящей в Турции Партии справедливости и развития «братьев-мусульман», составляющих костяк «мисуратских бригад». При этом Анкара давно и регулярно поставляет Триполи вооружение, а СМИ сообщают и о турецких инструкторах и штабистах, работающих на ПНС. Прошлым летом Халифа Хафтар даже объявил всеобщую мобилизацию для «отражения турецкой угрозы». С тех пор проправительственные СМИ Турции называют ЛНА «силами путчиста Хафтара». А сам Эрдоган считает маршала «незаконным представителем Ливии».
За Хафтаром же прямо или косвенно стоят страны, с которыми у Турции далеко не лучшие отношения: США, Франция, Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ. В поддержке ЛНА в Турции подозревают и Россию, воспринимающую Хафтара как лидера, способного в отличие от Сарраджа покончить с исламистскими группировками и установить в стране светский режим.[i]
Недавно турецкий президент еще больше «взвинтил» ситуацию, сообщив о готовности направить в Ливию войска в случае, если от ПНС поступит соответствующий запрос. Официальная реакция Триполи на этот счет пока не озвучена, но вот верховный муфтий Ливии (и сторонник Сарраджа) Садык аль-Гайрани уже призвал власти принять предложение Анкары «для того, чтобы отбросить Халифа Хафтара и его иностранных союзников от столицы». В ответ командующий военным флотом ЛНА адмирал Фарадж Махдауи рассказал о приказе Хафтара топить турецкие корабли при попытке войти в территориальные воды страны.
Незадолго до своего громкого заявления Реджеп Тайип Эрдоган предложил президенту РФ обсудить ситуацию в Ливии, выразив надежду на то, что российский лидер «пересмотрит свое отношение к Хафтару». Разговор состоялся, детали его неизвестны. Зато известно, что 14 декабря в Дохе турецкий министр национальной обороны Хулуси Акар и глава Генштаба Яшар Гюлер встретились с Фаезом Сарраджем с тем, чтобы обсудить меморандум по морским границам. Уже обсужденный и даже подписанный. Скорее, эту встречу следует считать демонстрацией серьезности намерений Турции.
В Москве очередное проявление активности Анкары было встречено без энтузиазма. О турецко-ливийских договоренностях Сергей Лавров заявил: «Есть решение Совета Безопасности ООН, которое нужно уважать. В этой части, например, легитимно признаваемый парламент Ливии в Тобруке выразил несогласие с подписанным документом. Мы не можем этого не учитывать. Конечно, любые шаги, которые предпринимаются «на земле», на бумаге, должны учитывать всю деликатность этой ситуации и максимально способствовать тому, чтобы все, кто мало-мальски имеет отношение к ливийскому кризису, действовали воедино, собирались за одним столом».[ii]
При этом замглавы МИД РФ Александр Грушко, рассказывая о работе с турецкими коллегами на ливийском направлении, отметил: «Ливия, как и со многими другими партнерами, находится в центре политических контактов (между Москвой и Анкарой – А.И.) … Мы ищем точки взаимопонимания».[iii]
До сих пор в Сирии Россия и Турция всегда находили возможность для компромисса и даже - взаимодействия. Об этом, в частности, недавно напомнил глава внешнеполитического ведомства Турции. По словам дипломата, в Сирии Анкара и Москва поддерживают противоборствующие стороны, «но тем не менее всегда договариваются». Скорее всего, компромисс будет найден и здесь: на первую декаду января намечена встреча лидеров двух стран, и по словам пресс-секретаря российского президента, Владимир Путин «наверняка обсудит тему Ливии с турецким коллегой».
Москва по-прежнему подчеркивает свой нейтралитет в ливийском конфликте, приветствуя все инициативы, способствующие урегулированию в стране, измученной девятилетней гражданской войной. В рамках этой парадигмы можно рассматривать и встречу Сергея Лаврова с арабскими дипломатами. Возможно, единоверцам будет проще примирить враждующие стороны. Ну а Турция, если останется в стороне от этого процесса, рискует понести серьезные репутационные и политические потери.
Да и Саррадж мало напоминает Хайреддина Барбаросса – алжирского пирата, некогда передавшего Османам стратегический плацдарм в Северной Африке в обмен на пушки и политическое покровительство.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[i] https://www.sabah.com.tr/yazarlar/barlas/2019/12/15/putin-rusyasi-libyada-haftercilerle-birlikte-turkiyeye-karsi-rol-oynuyor, https://www.dailysabah.com/columns/hakki-ocal/2019/12/16/hey-putin-what-are-you-doing
[ii] https://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3938016
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs