ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Польша: культура и история на службе идеологии

11:39 25.08.2020 • Владислав Гулевич, журналист-международник

На фоне происходящих в Белоруссии событий и активного вмешательства польских (и иных) политиков в эту сложную ситуацию есть смысл вновь вспомнить политику Варшавы в отношении ее ближайших соседей – Белоруссии и Украины - за последние годы. Почему Польша была и остается фактором определенного влияния на Украине, а сейчас так активно занялась «белорусским вопросом» и как она готовилась к этому все прошедшие годы на «культурно-идеологическом фронте»?

Польша, так сложилась история, относится к тем немногочисленным государствам Европы, значительная часть культурного наследия которых находится за её границами. Кроме нее подобная ситуация наблюдается у Венгрии и Германии.

Варшава уже давно уделяет большое внимание сохранению объектов польской культуры на территории Белоруссии и Украины. Такие объекты рассматриваются как часть культурно-цивилизационного наследия Речи Посполитой, не утратившие своего идеологического потенциала для польских политиков до сих пор. Как указывается в специализированном докладе Центра изучения «восточных территорий» (Ośrodek Studiów Wschodnich), Украина и Белоруссия занимают исключительное место на т.н. музейной карте Польши (1). Для учёта и реставрации данных объектов даже учреждён отдельный орган - Национальный институт польского культурного наследия за границей POLONIKA. К его сожалению, проведённые им в 2018 г. социологические исследования засвидетельствовали низкую осведомлённость польского общества о польском культурном наследии за рубежом. Так 92% опрошенных не смогли назвать ни одного польского культурного объекта в других странах, а 73% не знают, что такое «полоник» (polonik – предмет или объект, тематически связанный с Польшей и польской историей) (2). POLONIKA, не покладая рук, пытается исправить ситуацию, усиливая идеологическое и культурное просвещения своего населения на этом направлении.

Но обработка общественного мнения происходила не только внутри страны. В 2008-2018 гг. по линии Сената, министерства культуры и национального наследия и института POLONIKA на сохранение памятников культуры Польша выделила €10,5 млн. для Украины и €2 млн. для Белоруссии. И это не просто благотворительность. Важно понимать, что объекты польской культуры на «восточных землях» бывшей Речи Посполитой рассматриваются Варшавой как объекты идеологические. На этом направлении Институт POLONIKА тесно сотрудничает с Департаментом культурного наследия за границей и учёта военных потерь, Польским институтом национальной памяти и Советом охраны памяти борьбы и мученичества – идеологически наиболее зашоренными госструктурами, создающими «новую историю».

Именно поэтому в первую очередь восстанавливаются объекты с высоким пропагандистским потенциалом – сакральные объекты римско-католической церкви, резиденции польских магнатов, военные и гражданские кладбища. И использование подобных объектов в агитационных целях стало визитной карточкой нелегального Союза поляков в Белоруссии во главе с Анжеликой Борыс. Посещения кладбищ в сотую годовщину Варшавской битвы 1920 г., 76-ю годовщину стычки Армии Крайовой с советскими войсками под Сурконтами, в годовщины польских восстаний XVIII-XIX веков (3,4,5) - служат дополнительным средством инспирации социального брожения и антиправительственных настроений, т.к. сопровождаются заявлениями, что поляки в Белоруссии сражались за польскую землю. Несогласие с подобными трактовками официальной белорусской историографии представлялось и изображается сейчас как клевета на благородную историческую миссию польского народа. А сейчас из Варшавы даже раздаются голоса о том, что «в случае распада Белоруссии» Гродно должно оказаться в составе польской территории.

В своих «исследованиях», обосновывая границы «большой Польши» польские историки идут дальше и предпринимают попытки представить польскую шляхту и магнатские роды первыми носителями украинской и белорусской государственности, увязать родословную этой государственности с польским государством. 

При этом в Белоруссии и на Украине по-разному относятся к объектам польской культуры. В первом случае следы польской культуры перетолковываются как свои, белорусские. Происходит белорусизация польского наследия и его опосредованная инкорпорация в идеологию современного белорусского государства. Польские деятели культуры и политики объявляются белорусами, польские магнатские роды – белорусскими родами. Их вклад в культуру признаётся, но именуется вкладом в белорусскую культуру.

В случае с Украиной отношение неоднозначное. Здесь польское культурное наследие также перетолковывается как местное и отечественное, но вклад польских деятелей на Украине в развитие культуры отрицается либо оценивается негативно как эпизод подавления украинской культуры в эпоху Речи Посполитой. Белоруссия польское наследие поглощает и идеологически «переваривает». Украина польское наследие поглощает, но не «переваривает», а идеологически даже порой отторгает. Тому есть ряд известных исторических причин в польско-украинских отношениях.

Варшаве, естественно, больше нравился белорусский подход, т.к. он является неким средним арифметическим: польское наследие хоть и признаётся как белорусское, но признаётся в исторических рамках польской государственности и, якобы, как часть национального самосознания белорусов, что позволяет развивать тезис о том, что белорусская культура не имела преград для развития в Речи Посполитой.

На Украине же идея польской государственности воспринимается враждебно, отсюда украинскими идеологами выводится тезис о том, что украинская культура в Речи Посполитой выстояла вопреки, а не благодаря польскому государству. Поэтому в своих «исследованиях» польские эксперты признают, что усилия Варшавы по сохранению идеологического потенциала объектов польской культуры на Украине будут кратковременны и малоэффективны до тех пор, пока культурно-политическое наследие Речи Посполитой не станет частью идеологии украинской государственности, чего, на мой взгляд, пока не предвидится (1).

Конечным результатом этих усилий по «сбережению» польского культурного наследия в Белоруссии и Украине, как это представляют себе в Варшаве, должно стать превращение этих стран в цивилизационно-идеологический придаток Польши, её геополитический дубликат. Появление вокруг Польши дополнительных, «польских» с идеологической и культурной точек зрения, государств отвечает стратегическим целям Варшавы с её стремлением к роли куратора Восточной Европы. В этом контексте предложение Польши (вместе с Литвой и Латвией) стать посредником во внутреннем противостоянии белорусского общества едва ли носит исключительно гуманитарный характер.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


1) https://www.osw.waw.pl/sites/default/files/RAPORT_Zagrozone-dziedzictwo.pdf 

2) https://m.youtube.com/watch?t=1s&v=ZP_5uv571rA

3) http://znadniemna.pl/47662/obchody-100-lecia-bitwy-warszawskiej-strukturach-zpb/

4) http://znadniemna.pl/47772/obchody-76-rocznicy-bitwy-o-surkonty/

5) https://dzieje.pl/aktualnosci/zwiazek-polakow-na-bialorusi-upamietnil-powstancow-styczniowych-na-grodzienszczyznie

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати