ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Польская диаспора как заложница польской политики

17:13 17.06.2016 • Владислав Гулевич, журналист-международник

После принятия парламентом Польши закона о Карте поляка в 2007 г. количество обладателей данного документа в Белоруссии достигло 75 тыс. - больше, чем в любой другой постсоветской республике. Всего на пространстве бывшего СССР было выдано 170 тыс. Карт поляка (1). 

Карта поляка выдаётся лицам польского происхождения, и во многом уравнивает её обладателя в правах с гражданином Польши. На общих основаниях с польскими гражданами обладатели Карты поляка могут обучаться в польских ВУЗах, а также приобретать по сниженной цене билеты на транспорт, в музеи и иные культурные заведения, получать визу бесплатно и в ускоренном темпе. 

Белоруссия считается самой "польской" республикой бывшего Советского Союза. Польский МИД оценивает численность проживающего там польского населения и людей с польскими корнями в 1,5 млн. чел. Официально поляков в Белоруссии проживает почти 250 тыс. чел. (данные переписи 2009 г.). 

Для Варшавы белорусские поляки - это, скорее, политико-идеологический, чем культурно-исторический ресурс. С опорой на польскую диаспору Варшава пытается усилить своё влияние в республике.

Это привело к расколу в польском сообществе, и теперь в Белоруссии существуют два Союза поляков: один признаётся официальным Минском, второй - официальной Варшавой (2,3).

Единению и сплочению польской диаспоры это не способствует, и нельзя сказать, что польские власти не причастны к созданию этой ситуации. Порой чрезмерно бескомпромиссные действия Польши и признанного Варшавой Союза поляков заставляли Минск действовать не менее решительно. 

Визитной карточкой работы Варшавы с соотечественниками является излишне политизированный подход. Польское этническое сознание взаимоотношения с восточными соседями рассматривает исключительно через призму исторических обид. 

Например, проваршавский Союз поляков негативно воспринял отказ Минска в помощи польскому Институту национальной памяти (ИНП). Сотрудники ИНП намеревались заняться поиском на территории Белоруссии потенциальных захоронений жертв т.н. Августовской облавы.

Минск расценил инициативу ИНП, как действие, могущее угрожать суверенитету Белоруссии. И верно, поскольку Августовская облава - это совместная операция польской милиции, НКВД и Красной армии в 1945 г., в результате которой антикоммунистическому бандподполью в Польше был нанесён серьёзный удар. 

Варшава не соглашается с приставкой "банд", изображая жертв Августовской облавы жертвами коммунистического режима. Однако жертвы облавы не были невинными жертвами. Это были бывшие солдаты Армии Крайовой, причастные к грабежам и убийствам, как мирного населения, так и польских и советских военнослужащих.

От рук тех, кто был нейтрализован в ходе облавы, гибли жители приграничных белорусских сел. Их, православных, антикоммунистическое подполье считало врагами Польши "от моря до моря". Естественно, Минск отказал ИНП в поисках возможных захоронений тех, кто считал Белоруссию польской провинцией, и с лёгкостью шёл на уголовные преступления.

После Белоруссии второе место по количеству выданных Карт поляка занимает Украина (70 тыс.). Количество поляков на Украине в два раза меньше, чем в Белоруссии (144 тыс.), но количество выданных Карт поляка меньше всего на 5 тыс.

Вероятно, это объясняется тем, что белорусские поляки имеют куда больше возможностей для удовлетворения своих культурных запросов, чем поляки украинские.

Большинство украинских поляков проживают на Западной Украине, хотя самой "польской" считается Житомирская обл.  Западно-украинские поляки вынуждены отдавать детей в украинские школы, где польские дети вынужденно участвуют в мероприятиях в честь ОУН-УПА, Шухевича и Бандеры наряду с детьми украинскими. 

Минск старается мягко отстоять своё видение истории польско-белорусских отношений. Киёв пытается жёстко сломать поляков через колено. Культ ОУН-УПА - причина постоянного раздражения в отношениях украинских поляков и украинских властей. Не чувствуя психологического комфорта, западно-украинские поляки стараются обзавестись Картой поляка. Этот документ позволяет им сильней чувствовать связь с Польшей, вплоть до возможности переезда, если таковая возникнет. 

На Украине Варшава вынуждена волей-неволей политизировать свою работу с диаспорой, поскольку на Украине крайне политизирован национальный вопрос, как таковой. Без внятных политических противосмыслов Польша не сможет противостоять бандеризации польской молодежи на Западной Украине. 

Официальная Варшава из соображений внешнеполитической конъюнктуры адресует Киеву куда больше похвал, чем Минску. И, тем самым, приносит в жертву интересы польской диаспоры, защиту которых польские власти провозглашают одним из главных направлений своей работы. Но, как видим, расстояние от демагогии до реальных дел Варшава так и не смогла преодолеть.

 

1) http://www.kresy.pl/wydarzenia,spoleczenstwo?zobacz/najwiecej-kart-polaka-wydano-na-bialorusi
2) http://polacy.by
3) http://znadniemna.pl

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати