Берлин намерен отстаивать свои интересы в Арктике. Министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр обсудила будущую стратегию взаимодействия в регионе со странами Северной Европы – Норвегией, Данией, Финляндией и Швецией (1).
По прогнозам многих экологов, к концу летнего периода 2030 г. арктические воды будут практически лишены льда. Здесь находятся 10% мировых запасов нефти и 25% запасов газа. По данным Геологической службы США (U.S. Geological Survey) объём не- разведанных запасов нефти и газа в Арктике может составлять 13% и 30%, соответственно, от общемировых. Судя по всему, за счёт Арктики Германия намерена укрепить свою сырьевую и энергетическую безопасность, но планирует сделать это в рамках евроатлантической интеграции.
О приготовлении НАТО к арктическому противостоянию говорит факт укрепления т.н. Фареро-Исландского рубежа (в натовской терминологии GIUK Gap) – морского коридора в Норвежском море, простирающегося от Гренландии через Исландию до Великобритании (2). Военно-политическое сотрудничество Берлина с Лондоном здесь неизбежно.
Британцы, контролируя Гибралтар, замыкают для других государств выход из Средиземного моря в Атлантику. Единственными европейскими государствами, не затронутыми этой блокадой, остаются Франция, Португалия и Испания. У них свой выход в океан. Берлин первостепенное значение придаёт Балтике, откуда выход в Атлантику пролегает через Северное море и Фареро-Исландский рубеж. Для Берлина Фареро-Исландский рубеж – второй эшелон обороны Балтики, для британцев Балтика – второй эшелон обороны Фареро-Исландского рубежа.
Сближение Берлина со скандинавскими странами направлено на укрепление военного потенциала противоположного побережья Балтики. Таким образом, германская дипломатия во взаимодействии с партнёрами по НАТО сооружает осевую систему морской обороны на пространстве Гибралтарский пролив – Норвежское море – Баренцево море – Балтика для достижения контроля над морскими путями из Арктики в Атлантику.
Официально арктическая стратегия Германия преследует следующие цели: защита окружающей среды и климата, проведение природных исследований ради сохранения региональной флоры и фауны, обеспечение гарантий безопасности, приемлемых условий жизни и права на свободу и самоопределение для коренных народов региона с привлечением коренного населения к решению вопросов, связанных с разработкой месторождений полезных ресурсов и хозяйственного использования арктических земель (3).
С учётом последнего пункта нельзя исключать активизации Германии по темам, так или иначе связанным с вопросом национального самоопределения российских саамов. Из арктических партнёров Берлина наиболее активно работают в данном направлении Норвегия и Швеция (4). Саамы проживают на территории четырёх арктических государств, но при этом Запад странным образом обеспокоен правами только российских саамов.
Взгляд коллективного Запада на Арктику как на северный фланг НАТО провоцирует одностороннюю милитаризацию региона. Как отметил ректор Дипломатической академии МИД России Александр Яковенко, у арктических стран есть все международно-правовые инструменты для сохранения Арктики территорией развития многостороннего сотрудничества и низкой военно-политической напряжённости. Однако призывы к расширению зоны ответственности НАТО на арктическом направлении препятствуют этой задаче (5).
Взгляд Берлина на будущее Арктики, к сожалению, тоже нельзя назвать пацифистским. Берлин выступает за усиление позиций НАТО в регионе и кооперацию влиятельных «мозговых центров» стран-партнёров (Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии) с германским аналитическим сообществом (1). Речь идёт о разработке единой военно-политической доктрины и соответствующей идеологии Запада в отношении Арктики.
В сводном центре НАТО в норвежском Ставангере (Joint Warfare Centre) служат сорок офицеров бундесвера. В 2020 г. подразделения бундесвера дважды принимали участия в арктических военных учениях – сухопутных учениях Cold Response-2020 в северной Норвегии и в учениях морского флота Dynamic Mongoose-2020 у побережья Исландии. Цель учений – противодействие России на суше и на море. По мнению экспертов, процесс участия германских вооружённых сил в подобных мероприятиях будет идти по нарастающей.
На данный момент официальная часть арктической стратегии Германии является рамочным документом и не содержит сегментированных подходов к различным аспектам политической действительности региона. Она нуждается в предметной корректировке и согласовании мнений по ряду вопросов - отношение США и Дании к независимости Гренландии, перспективы Полярного Шелкового пути и интересы России и Китая в Арктике и проч. Наверняка, в ближайшие годы такие корректировки будут внесены.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) https://www.german-foreign-policy.com/news/detail/8354/
2) https://www.iiss.org/publications/strategic-comments/2019/the-giuk-gaps-strategic-significance
4) https://www.ritmeurasia.org/news--2020-05-26--saamskij-jazyk-kak-oruzhie-protiv-rossii-49188
5) https://interaffairs.ru/news/show/27110
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs