6 августа в ММПЦ «Россия сегодня» состоялся виртуальный круглый стол «Эфиопия, Египет, Судан: как поделить воды Нила». Интерес к этой тематике вызван тем, что в конце июля Эфиопия начала заполнение недавно достроенного крупнейшего в Африке водохранилища «Хидасэ» («Великое возрождение»). Водохранилище будет заполняться в течение нескольких лет: по ожиданиям заинтересованной стороны (Эфиопии) – три года, по осторожному прогнозу – 10 лет.
Проблема заключается в том, что заполнение будет происходить за счет протекающего по территории Эфиопии Голубого Нила, который является притоком Нила и поставляет в него основной объем воды (90%). Сам же Нил во многом определяет хозяйственную жизнь, да и жизнь Египта вообще. Египет является последним звеном в цепочке из 11 стран, по которым течет Нил. В случае отвода всего водосброса Голубого Нила для заполнения «Хидасэ» существует реальный риск катастрофического обмеления Нила, что может вызвать огромные проблемы в Египте.
Такая ситуация уже привела к обострению отношений между Египтом и Эфиопией – двумя крупнейшими государствами Африки с населением 100 и 110 миллионов соответственно, что не может не беспокоить международное сообщество. Еще с начала 2000-х Россия и США прилагали дипломатические усилия для урегулирования этой проблемы, но до настоящего времени безрезультатно.
Развитие событий вокруг «Хидасэ», а именно переход реализации проекта в завершающую стадию – заполнение водохранилища водой Голубого Нила, вызвал новый всплеск повышенного внимания в международных кругах к этой проблеме. Для ее обсуждения в ММПЦ «Россия сегодня» за виртуальным круглым столом в режиме онлайн-конференции собрались ведущие российские эксперты в этой области:
- помощник заместителя председателя Совета Федерации, заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, Чрезвычайный и Полномочный Посол России Андрей Глебович Бакланов;
- ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Владимирович Беляков;
- старший научный сотрудник Института Африки РАН Станислав Васильевич Мезенцев.
В ходе обсуждения они представили свои точки зрения на проблему и осветили ее различные аспекты.
По мнению А.Г.Бакланова вопрос о пресной воде остро стоит во многих регионах, в частности, это касается бассейнов Тигра и Ефрата, Ганга и Инда, и других. Но наиболее актуальна эта проблема для Ближнего Востока, Северной и Восточной Африки. Обеспеченность Египта водой почти целиком зависит от Нила. Тем более, что около 95% его населения живет вдоль этой Великой реки.
Последние события вокруг «Хидасэ» вызвали у руководства Египта большую озабоченность. Ясно, что в перспективе воды Нила на всех не хватит. Очевидно, что необходимо вести переговоры, но они идут вязко и пока не дают результатов. Предложение договориться о квотах для потребления воды из Нила для 11 стран, через которые он протекает, заранее было нереализуемо.
Эксперт отмечает, что рассматривались также варианты создания консорциума стран бассейна Нила для управления водными ресурсами. Но, видимо, идеального варианта нет – ни при коллективном подходе к решению, ни при индивидуальном.
Возможным путем решения проблемы, с точки зрения А.Г.Бакланова, был бы поиск альтернативных источников воды. В частности, в случае стабилизации обстановки в Ливии и примирения Египта с этой страной, можно было бы рассчитывать на ее подземные запасы пресной воды, которые в шесть раз превосходят запасы воды в озере Байкал.
Что касается позиции России по этому вопросу, то наша страна выступает за восстановление работы многосторонней группы по Нилу.
Эксперт от Института востоковедения В.В.Беляков, отвечая на вопрос модератора, отметил, что наиболее выгодные позиции в тройке Эфиопия-Египет-Судан конечно же у Эфиопии. Хотя, учитывая то, что Египет располагает многоводным Асуанским водохранилищем, если «Хидасэ» будет заполняться лет 10, а не три года, как рассчитывают эфиопы, то Египет это переживет.
Эксперт подчеркнул, что форсирование строительства «Хидасэ» Эфиопией произошло как раз на фоне обострения внутриполитической обстановки в Египте, начиная с 2011 года. Он также отметил, что пробуксовка переговоров по Нилу связана с ослаблением позиций Египта в Африке, как региональной державы.
Как одно из возможных решений для Египта эксперт назвал строительство Энергетического центра под Александрией, при котором будет действовать опреснительная установка по переработке воды из Средиземного моря.
В свою очередь, эксперт от Института Африки С.В.Мезенцев отметил, что, возможно, некоторые современные страны на новом, более опасном технологическом уровне готовы вести войны за ресурсы, в частности, за воду.
Говоря об Эфиопии, он подчеркнул, что на сегодняшний день в этой стране экономическая ситуация хуже, чем в Египте, в том числе, в плане обеспеченности водными ресурсами − 23% населения не имеют доступа к достаточным объемам воды. В последнее время экономика Эфиопии бурно развивается и залогом ее дальнейшего роста является вода из водохранилища «Хидасэ». Поэтому Эфиопия ни при каких условиях не пойдет на свертывание этого проекта.
В связи с этим, по мнению эксперта, сейчас необходимо переходить на новое юридическое поле и убедить все три страны (Эфиопия, Египет, Судан,) использовать площадку международных экспертов и формат международных переговоров для достижения разумного компромисса.
Он также согласился с предыдущими выступающими в том, что воды Нила на всех не хватит. Поэтому необходимо искать альтернативные источники, в частности, ресурсы опреснения и подземных резервуаров Ливии.
Отвечая на ранее поставленный вопрос, эксперт исключил возможность военного решения Египтом вопроса «Хидасэ» по ряду причин. В частности, из-за прогнозируемой негативной реакции региональных игроков и международного сообщества.
В заключение было отмечено, что «воды Нила не делятся» и должны использоваться коллективно, на основе добрососедства.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs