Фото http://www.museum.ru/ В.Г.Шварц «Иностранные послы в Посольском приказе», 1867г. ГИМ.
Международный аспект в летописи Русской Православной Церкви тесно связан с историей отечественной дипломатии. В частности, интересен сюжет эпохи царя Бориса Годунова (1552-1605). Будучи боярином при дворе царя Федора Иоанновича, младшего сына Иоанна IV Грозного, Годунов получил вотчину в Больших Вяземах под Москвой. Расположенные к западу от столицы по Смоленской дороге, эти земли служили «последним останошным ямом» направлявшихся в престольный град иностранных послов, купцов, а то и непрошенных «гостей». Так было записано в книгах «Посольского приказа», ведавшего международными отношениями Московского царства. При Борисе Годунове Посольский приказ значительно расширил сферу деятельности: отвечал и за новые территории, присоединяемые к государству, в частности, в состав Московского царства вошла Сибирь. Штат Посольского приказа к началу XVII в. достигал 22 переводчиков, 17 толмачей и 53 подъячих.
В имении Большие Вяземы к 1598 году Борис Годунов (вошел на царство) возвел двухэтажный пятиглавый храм в честь Живоначальной Троицы.
Большие Вязёмы.Спасо-Преображенский храм. Фото http://lions-guides.ru/Moscow-region/interesting-places-of-Zvenigorod/Spaso-Preobrazhen
Храм стал символом Больших Вязём, фрески о деяниях Святой Троицы из Первой Книги Бытия, сохранившиеся до наших дней, выполняли кремлевские иконописцы. На пути в Москву храм стоял твердыней православного государства. Первый Московский патриарх Иов был возведен константинопольским патриархом Иеремией II при Годунове и стал близким сподвижником царя.
Большие Вязёмы при царе Борисе стали дипломатической резиденцией. Здесь в царском дворце принимали и провожали иностранных послов, вели межгосударственные переговоры, международную переписку, направляли делегации за границу. Многие дары иностранных послов ещё при жизни Бориса Годунова стали всеобщим достоянием. Так фасад Троицкого храма в годуновской вотчине Хорошево под Москвой, был украшен декоративными «изразцовыми» тарелками, преподнесенными в дар царю Борису послами Ирана (Персии). Век спустя, Троицкий собор был переименован в Спасо-Преображенский.
Справка
Род Годуновых на Руси в 30-х годах XIV в. пошел от мурзы Захария Чета, прибывшего из Золотой Орды. Приняв православное крещение, он вскоре выстроил в Костроме Ипатьевский монастырь. Там хоронили предков царя Бориса. Помимо Годуновых от Захарии ведут родословную дворянские фамилии Сабуровых и Вельяминовых.
Об истории Спасо-Преображенского храма в Больших Вязёмах журналу «Международная жизнь» рассказал его нынешний настоятель протоиерей Павел (Карташев). Если при Б.Годунове его вотчина называлась Царским селом, являясь процветающей подмосковной резиденцией, то иная участь постигла имение в Смутное время. При нашествии польско-литовских интервентов во главе с Лжедмитрием I Царское село царя Бориса было сожжено до тла, выстоял лишь Спасо-Преображенский храм. Как уточнил о.Павел, в Больших Вязёмах, «церковь была выскоблена подчистую», вандалы XVII, XIX и XX вв. не пощадили уникальных фресок, испещрив их автографами.
Между тем храмовые стены помнят молитвенников, чьи имена прославили Россию. Царь Алексей Михайлович Романов (1645-1676), следуя в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде, проезжал через свое имение в Больших Вяземах, молился в Спасо-Преображенском храме. Его первенец, император Петр I (1672-1725) бывал Больших Вязёмах, подарив их своему воспитателю Борису Голицыну. Тот-то и дерзнул переименовать Троицкий храм в Спасо-Преображенский. В 1779 году император Павел I (1754-1801) бывал у Голицыных в Больших Вяземах, архитектурной доминантой которых был белокаменный храм. Александр Пушкин, проводя детские годы в подмосковном Захарове у бабушки Марии Ганнибал, ходил вместе с ней в эту церковь. Фельдмаршал князь М.И.Кутузов останавливался в дни войны 1812 г. у Голицыных, где Спасо-Преображенский храм был единственным в округе. К тому времени усадьбой владел Дмитрий Голицын, герой войны 1812 года, член Госсовета, генерал-губернатор Москвы (1820-1844).
Впервые в 1602 году по велению Бориса Годунова во время «морового поветрия» с Запада на дальних рубежах от Смоленска были выставлены карантинные посты. Направлявшихся в Москву, в том числе и иностранных послов, призывали возвращаться обратно. Неизвестно, закрывался ли храм во время напасти, косившей население Руси. Учитывая, что Троицкая святыня вмещала большое количество людей, да еще имела высокую звонницу с колокольной симфонией на много верст вокруг, осмелимся предположить, - вряд ли. Однако в XXI в. в период глобальной обеспокоенности короновирусом храм был закрыт для прихожан. «Службы велись ежедневно при закрытых дверях, - сказал настоятель о.Павел, - а те, кто приходил к храму после снятия ограничительных мер, могли слушать службы по трансляции». Протоиерей о. Павел отметил, что церковные архивы после 1917 года были уничтожены, но он продолжает собирать свидетельства об истории православного символа Больших Вязём. По его словам, ежедневно на литургии возносят молитвы о новомучениках Большевязёмских – протоиерее Александре Цицерове, иерее Василии Горбачеве, диаконе Николае Запольском и Елисавете Тимохиной. Они пострадали за веру православную в 30-х гг. XX в. и прославлены в лике святых с 2000 по 2005 гг.
Спасо-Преображенский собор в Больших Вязёмах остается свидетелем былого единства государства и Церкви на Руси, когда отечественная дипломатия была пронизана духом православия. Поставленный при царе Борисе Годунове, храм и сегодня не пресекает молитв о России.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs