Современный мир переживает пандемию коронавируса и нынешняя политическая действительность все больше определяется как новая политическая геометрия, к которой мир перешел в результате произошедших событий.
На фоне продолжающейся хаотизации международных отношений происходит проявление фрагментов нового миропорядка. Мир вовлечен в цепочку драматических структурных сдвигов, которые начинают более четко обнажать до сих пор скрытые процессы и тенденции. Вне всяких сомнений, это факт, что COVID-19 выступил своего рода триггером современных и будущих событий.
Создается впечатление, что сегодня некоторые основные акторы пытаются «под щумок» разрушить платформы и механизмы, которые на протяжении многих десятилетий служили делу поддержания мира и политической стабильности, сохранению баланса между различными силами и группами интересов в глобальной политике. Все это начинает распадаться на отдельные составляющие под натиском правового нигилизма, двойной морали и политического эгоизма.
Длительный период на пути подобного рода деструктивных тенденций стояли международные организации, возникшие после Второй мировой войны (ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО и другие). Обязательно нужно упомянуть Советский Союз и социалистический лагерь, которые также успешно поддерживали мировой баланс в эпоху биполярности.
В ныне образовавшийся вакуум пытаются привнести «порядок, основанный на правилах», идеологизацию международной политики, приватизацию международных организаций и грубую фальсификацию истории. Министр иностранных дел России С.В.Лавров очень точно определил суть данных подходов: «стабильное осложнение международных отношений» (1).
Сегодня стало вполне позволительным и даже модным критиковать ВОЗ. Организация регулярно подвергается шантажу под различными зачастую надуманными предлогами. Видимо все предварительные действия не оправдали ожидаемой эффективности. К ним можно отнести уже опробованные методы: лишение полномочий делегаций суверенных государств, регулирование персонального состава делегаций, наделение технического секретариата организации политическими функциями.
В настоящее время на авансцену международной арены вышли противоречия США – Китай. После XIX съезда Коммунистической партии Китая в 2017 году было четко заявлено о претензии Пекина на мировое лидерство. К Вашингтону неожиданно пришло политическое прозрение. Тут же вспомнили, что в основе идеологии Поднебесной лежит теория марксизма-ленинизма, заново проанализировали предполагаемые последствия реализации концепции «Один пояс, один путь», с особым раздражением стали воспринимать стратегическое партнерство России и Китая.
Кульминацией кризиса американского мирового лидерства стала неожиданно обрушившаяся пандемия коронавируса. Противоречия по вектору США – Китай также вышли на новый уровень. Пекин сходу был обвинен Трампом во всех смертных грехах. Американскую администрацию особенно подвергли раздражению факты организованного купирования пандемии и объявленной победы над ней. Все это происходило на фоне растущей смертности американского населения, усугубляющихся противоречий предвыборной гонки Трамп – Байден и катастрофического падения цен на сланцевую нефть.
Трамп серьезно озаботился возвращением Америке былого величия: было объявлено о выходе из основных соглашений по безопасности и стабильности, в мировой торговле стала ожесточенно применяться политика протекционизма, подбор партнеров и союзников осуществлялся под бескомпромиссным лозунгом «или договоренность на моих условиях, или никакой договоренности».
Китай осознал, что цена короны мирового лидера может оказаться слишком неподъёмной, поскольку принесет много новых вызовов и угроз. Все разговоры внутри Китая о технологическом прорыве, военно-техническом превосходстве, обострении конкуренции англосаксонской и китайской моделей развития были свернуты. Восточная осторожность всегда сопутствовала внешней политике Пекина. Пока ушло на второй план давнее стремление сменить позицию ученика – на позицию равноправного партнера. Американцы при этом не оставили без внимания заявления Поднебесной и серьезно озаботились вопросом сдерживания государства с одной из самых мощных экономик мира.
Подписанием соглашения об урегулировании двухсторонних торговых споров в начале 2020 года стороны фактически объявили прекращение ранее развернутым позиционным военным действиям. Безусловно, воцарившийся мир оказался менее выгоден для КНР, поскольку большинство положений соглашения составлено исключительно в интересах США. Возможно кто-то считает, что сражение проиграно, но война уж точно нет. Время покажет.
Данная победа была действительно ценной для администрации Трампа, поскольку в процессе преодоления пандемии четко обозначились противоречия и разночтения в ходе реализации процесса медицинских мероприятий на разных этажах власти. Некоторые СМИ успешно рапортовали об успехах медицинских учреждений, заботой государства о населении, выдаче денег и продуктов практически на основе принципа «каждому по потребности». При этом замалчивалось, что большинство чернокожего населения страны испытывает трудности с получением необходимого лечения, что в ряде регионов возникли очень серьезные противоречия с полицией, которые привели к открытым столкновениям и беспорядкам. Речь идет, в первую очередь, о Миннеаполисе, где ситуация вышла из-под контроля, погиб афроамериканец Джордж Флойд. Данный «беспощадный бунт» не ограничился лишь данным регионом, он нашел свое продолжение в Нью-Йорке, Вашингтоне и Атланте. Участники громили магазины, поджигали автомобили. В порыве уличного протеста досталось и офису CNN.
Европа тоже переживает сложные времена, поскольку с приходом коронавируса обнажились многолетние проблемы данного региона. Европейский союз не смог полноценно среагировать на возникшую пандемию. Призывы о помощи Италии остались без ответа. Все государства – члены ЕС были вынуждены решать весь комплекс сложившихся трудностей индивидуально и самостоятельно. Европейская самоидентичность в нужный момент оказалась простым звуком. Закрылись границы и заработал принцип «каждый сам за себя». Ничего другого предложено не было. Полагаем, что новоиспеченные государства – члены ЕС остро прочувствовали истинную цену евробратства.
Считаем позитивным участие России в преодолении COVID-19 в Италии, поскольку, по-нашему мнению, это дорогого стоит. Полагаем, что пара месяцев работы на грани самопожертвования российской спасательной бригады и бескорыстная помощь остро нуждающимся итальянцам – равняется нескольким годам изнурительных дипломатических усилий в поисках доверия и понимания стран по тому или иному вопросу.
Пару строк хотелось бы написать о продолжающихся попытках по фальсификации, подмене и «замалчивании» итогов Второй мировой войны. Печально, что наибольшие успехи на данном направлении у наших вчерашних друзей и партнеров. Желание переписать историю прямо пропорционально их рвению получить одобрение со стороны тайных заказчиков. Очень достойно при этом, на наш взгляд, что министр иностранных дел ФРГ Х.Маас попросил не возлагать вину за самую страшную войну XX века на иные государства кроме Германии. Абсолютно уверены, цена победы, заплаченная советским народом, настолько высока и значима для всего прогрессивного человечества, что все неуемные местечковые попытки «очернения» роли СССР постигнет провал и праведное возмущение. Задача современного поколения – плечом к плечу отстаивать славные победы наших отцов и дедов. Это наша ответственность сейчас.
Необходимо заметить, что все чаще на Западе звучат слова, что Россия – нежизнеспособное государство, что она всегда будет выступать в противовес коллективной мировой политике. В качестве рецепта предлагается на месте России создать пару десятков самостоятельных государств. Видимо «пояс нестабильности» по границам России уже кому-то недостаточен. И это не просто слова, возможно, нужен момент и повод для реализации заранее заготовленного сценария. Вероятно, где-то он уже есть в наличии.
Однако даже сталкиваясь с новыми проблемами и вызовами, мы по-прежнему продолжаем сохранять оптимизм и призываем формировать российскую внешнюю политику на основе многовекторности (2).
России требуется не только модернизированная внешняя политика, выверенная с учетом конкретных условий современного развития, а полное обновление внешнеполитических концепций и доктрин, принципов поиска партнеров и формирования новых альянсов, политика гибкого использования ресурсов существующих и потенциальных союзников, выработка новых подходов реагирования на возникшие противостояния.
Считаем целесообразным, в системе инструментов внешней политики России продолжить использовать технологии «мягкой силы». Для этого у нас есть мощный ресурс влияния – ее ценности, привлекающие внимание не только славянского мира, но и представителей других цивилизационных общностей.
Помимо этой задачи, модернизированная внешняя политика России должна включать механизмы формирования и трансляции на зарубежные целевые аудитории позитивного образа России, информационной и аналитической поддержки внешнеполитического курса страны и проводимых Россией внешнеполитических акций.
Полагаем, что только в этом случае внешняя политика России объединит вокруг себя все прогрессивные силы, заинтересованные в будущем России как великой державы, и станет платформой для генерации идей по гармонизации международных отношений и процессов глобального развития.
Согласны всецело с мнением ректора Дипломатической академии МИД России А.В.Яковенко о том, что выбор пробивающей себе дорогу новой, рациональной и справедливой архитектуре международных отношений однозначен: это полицентричный миропорядок. Лишь на этой основе, уже успевшей зарекомендовать себя на региональном, да и на глобальном уровнях, политические и экономические игроки могут, как и подобает партнерам, искать решения, выигрышные для всех сторон, — чтобы все они стали победителями, без побежденных и «триумфаторов» (3).
Список литературы:
-
См.: Лавров заявил о стабильном осложнении международных отношений. URL: https://iz.ru/917795/2019-09-04/lavrov-zaiavil-o-stabilnom-oslozhnenii-mezhdunarodnykhotnoshenii.
-
См. подробнее: М.Г.Троянский, О.Г.Карпович «Концептуальные основы политической модернизации в некоторых государствах Латинской Америки»//Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2019.№4 (22). с. 176-184.
-
См.: А.В.Яковенко «Мир на пороге перемен: пандемия как катализатор» https://www.dipacademy.ru/about/75yearswin/Статья%20Ректора%20А.В.Яковенко%20(1).pdf
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs