ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии, Экспертная аналитика

Вирус раскороновал Евросоюз

10:47 24.03.2020 • Пётр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук

Эпидемия коронавирусной инфекции на пространстве Европейского союза все реальнее угрожает базовым ценностям этой организации. Жители ведущих государств-членов ЕС фактически выступают за все большую изоляцию стран друг от друга и пересмотр ключевых атрибутов «единой Европы».

Показательные результаты принес опрос, проведенный агентством IPSOS 12-14 марта в ведущих государствах Евросоюза. Он продемонстрировал, что 76% опрошенных в Италии поддержали идею закрытия национальных границ до тех пока, пока коронавирус не будет локализован. В Германии подобную меру одобрили около 57% опрошенных, во Франции - около 53% и в Великобритании – порядка 51%.

Национальные правительства в сложившейся ситуации вынуждены следовать в аналогичном направлении с тем, чтобы избежать электоральных потерь. Правительство Италии уже заявило о намерении продлить общенациональный карантин. Как подчеркнул 19 марта итальянский премьер-министр Джузеппе Конте, ограничительные меры должны были быть сняты 25 марта, но пока ситуация не позволяет это сделать. При этом по его словам, пока не ясно, сколько продлится новый этап карантина. Примеру Италии, по данным BBC News, могут последовать Франция и Португалия. Министерство внутренних дел Германии 19 марта также приняло решение о запрете на въезд из других стран–членов ЕС, а верховное руководство ЕС 17 марта объявило о закрытии на 30 дней внешних границ организации. [1]

В сложившейся ситуации авторитет Евросоюза как единой, открытой и эффективной организации закономерно снижается в глазах ее соседей и потенциальных новых членов. Наиболее четко эти настроения выразил на днях президент Сербии Александар Вучич. «Не буду сейчас делать политических выводов, но мы поняли, что не существует международной или европейской солидарности, все это были сказки на бумаге», - заявил он в связи с отказом руководства Евросоюза помочь Белграду в борьбе с коронавирусом: «Мы не можем импортировать товары, медтехнику и лекарства из ЕС по распоряжению европейских властей. Когда им нужны были сербские деньги, они требовали менять условия тендеров, чтобы европейские фирмы получали контракты. Когда пришла беда и стало тяжело, тогда и сербские деньги не помогают». [2]

Аналогичным образом руководство ЕС и его ведущие страны отреагировали на призыв собственного государства-члена – Италии. Рим попросил задействовать механизмы ЕС по гражданской обороне для экстренных поставок в Италию медицинского оборудования и средств индивидуальной защиты, но ни Брюссель, ни страны-члены ЕС на этот призыв не отреагировали. Более того, Германия и Франция ограничили экспорт гигиенических масок. «Эта Европа стала нулем. Нет братства, нет солидарности. Когда Италия нуждается в ней, Европа исчезает», - заявил в этой связи идеолог итальянских евроскептиков Маттео Сальвини.

На этом фоне правительство Китая направило в Италию медицинских специалистов и поставило одну тысячу аппаратов искусственной вентиляции легких, два млн. масок, 20 тысяч защитных костюмов и 50 тысяч комплектов для тестирования на коронавирусную инфекцию. Аналогичную экстренную помощь оказывает Риму и Россия, - также не входящая в Евросоюз и, более того, находящаяся под европейскими санкциями.

Неудивительно, что многие в самом ЕС сравнивают нынешний кризис с миграционной проблемой 2015-2016 годов и считают его в политическом плане еще более потенциально опасным для будущего организации. После того, как 13 марта Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила Европу эпицентром пандемии коронавируса, страны Евросоюза стали экстренно принимать беспрецедентные по своей жесткости меры для замедления распространения инфекции, - в том числе в плане закрытия границ и ограничения транспортного сообщения. Однако ключевым моментом здесь выступало то, что указанные меры принимались национальными правительствами самостоятельно, без согласования как со своими непосредственными соседями, так и с центральными органами законодательной и исполнительной власти ЕС. Не заработали и две созданные ранее в Евросоюзе профильные структуры, - разработанная еще в 1998 году «Система раннего предупреждения и ответа» на случай трансграничных угроз здоровью граждан, и образованный в 2002 году «Механизм защиты граждан», позволяющий отдельным странам обращаться в ЕС за помощью в случае различных чрезвычайных ситуаций.

 В результате в Европе на сегодня сложилась наиболее печальная с точки зрения перспектив функционирования Европейского союза ситуация: страны-члены ЕС действуют оперативно и жестко, но вне рамок Евросоюза как единой организации, что фактически поставило вопрос о неэффективности центральных европейских институтов ЕС в чрезвычайной ситуации. Это касается не только эпидемии, но и, как показывает практика, других вызовов – притока беженцев, обострения военно-политической обстановки по периметру границ ЕС или «торговых войн».

Свою роль, помимо собственно коронавируса, сыграли и другие обстоятельства объективного и субъективного характера. С одной стороны, руководящие институты ЕС не смогли оперативно переключиться на новую угрозу, затянув обсуждение таких вопросов, как бюджет Евросоюза на 2021–2027 финансовые годы и взаимоотношения с Турцией. С другой стороны, законодательные основы функционирования Евросоюза сами по себе переносят принятие решений в сфере здравоохранения на уровень национальных правительств. В результате только в начале марта председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен создала специальный комитет по борьбе с коронавирусом; однако его полномочия остаются ограниченными и фактически не выходят за рамки обмена информацией об эпидемиологической обстановке в отдельных странах.

Лишь 10 марта по инициативе председателя Совета ЕС Шарля Мишеля лидеры стран ЕС в формате видеоконференции попытались выработать совместный ответ на распространение эпидемии в Европе. После саммита Урсула фон дер Ляйен сообщила о принятии «Инвестиционной инициативы по ответу на коронавирус», в рамках которой 7,5 млрд. евро будет ассигновано из бюджета ЕС, а еще 17,5 млрд. евро должны выделить национальные правительства. Средства пойдут на помощь системам здравоохранения и сильно пострадавшим секторам экономики, прежде всего малому бизнесу. Однако договориться о создании общего фонда медицинских средств защиты и дыхательных аппаратов лидерам стран ЕС так и не удалось.

Дополнительным фактором нарастания нестабильности на пространстве Евросоюза выступает то обстоятельство, что, согласно последним аналитическим расчетам, именно европейские страны понесут наибольшие финансово-экономические потери. В частности, согласно прогнозу Института международных финансов (IIF), валовой внутренний продукт еврозоны сократится в текущем году на 2,8%, притом, что в Японии прогнозируется спад на 1,5% ВВП, в США - на 0,4% ВВП, а в Китае, несмотря на все проблемы с эпидемией, по некоторым данным даже ожидается экономический рост на 3,5% ВВП.

Наконец, нельзя не обратить внимание на противоречивый характер заявлений самих руководителей стран-членов ЕС. Даже федеральный канцлер Германии Ангела Меркель подает взаимоисключающие сигналы. Так, еще 11 марта она заявила, что закрытие границ не является адекватным путем для предотвращения распространения вируса, а уже 15 марта страна перекрыла собственные границы с соседними странами. [3]

«Европейский союз пережил много кризисов, но Covid-19 сотрясает его основы», - весьма обоснованно и драматично отмечает в этой связи швейцарское издание Neue Zürcher Zeitung и продолжает: «Стал ли китайский грузовой самолет, приземлившийся 12 марта в Риме и разгрузивший 31 тонну медицинских гуманитарных грузов, символом провала Евросоюза? Во всяком случае, вечером в воскресенье на пустых улицах и площадях Италии была слышна не ода «К радости» Бетховена, гимн Европейского союза, а национальный гимн Китая». «Абсолютно неважно, какие мотивы были у Пекина и что он задумал: страны ЕС пока не показали себя в этом кризисе с положительной стороны. Ограничение экспорта защитных масок и медицинских приборов, рефлекторно введенное немецким и французским правительствами, в то время как министр иностранных дел Италии Луиджи Ди Майо взывал о помощи, не было хорошо принято в Риме», - констатирует швейцарское издание и приходит к показательному выводу: «Для Евросоюза пандемия коронавируса - это испытание, которое, возможно, превзойдет Brexit, кризис евро 2008 года или миграционный кризис 2015 года. Стоит только вспомнить центробежные силы, которые после последнего долгового кризиса были вызваны направленными на экономию мерами, чтобы догадаться, какие разногласия могут возникнуть в ходе пандемии коронавируса… То, что уже на этом раннем этапе эпидемии наиболее пострадавшая страна оказалась брошенной Брюсселем на произвол судьбы, является плохим предзнаменованием». [4]

Аналогичное мнение высказывает и польское издание Onet, задающееся вопросом - «Убьет ли коронавирус демократию и Европейский союз?»: «Проблема в том, что в создавшейся ситуации виновата, в том числе, сама Европейская комиссия, а также бездумные евроэнтузиасты. С информированием дела обстоят очень плохо: заявления составляются на непонятном бюрократическом языке, а чтобы обнаружить на сайтах ЕС по-человечески написанный текст о мерах борьбы с распространением коронавируса, нужно вооружиться терпением».

«У ЕС нет складов с лекарствами, гигиеническими средствами, медицинским оборудованием», - приводит издание свидетельство бывшего посла Польши при ЕС Яна Трущиньского и подчеркивает, что в настоящее время «полномочия Евросоюза ограничиваются созданием механизмов для координации и обмена информацией между его членами». [5]

В сложившейся ситуации многое будет зависеть от дальнейшей динамики распространения пандемии и связанных с ней финансово-экономических и социальных потерь для Европы. Если ситуация в ближайшие месяцы не улучшится, можно ожидать не только пересмотра ключевых правовых основ функционирования центральных институтов ЕС, но и нового подъема евроскептических настроений, чреватых перерастанием единичного акта Brexit в «эффект домино».

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

Примечания:

[1] URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2020/03/20/825706-zhiteli-raznih

[2] URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/quotes/2020/03/20/825707-koronavirus-ubivaet

[3] URL: https://www.rbc.ru/opinions/politics/18/03/2020/5e70af699a794708a4ee49d3?from=newsfeed

[4] URL: https://www.nzz.ch/meinung/die-coronavirus-pandemie-ist-fuer-die-eu-der-groesste-stresstest-ihrer-geschichte-ld.1546734

[5] URL: https://wiadomosci.onet.pl/opinie/koronawirus-na-swiecie-jurasz-czy-pandemia-zabije-demokracje-opinia/q1hhygk

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати