Фото:manoramaonline
В МИА «Россия сегодня» прошла онлайн-сессия Московского академического экономического форума (МАЭФ) «Постпандемический мир и Россия: новая реальность?», на которой эксперты обсудили возможные экономические тренды и вероятность возникновения нового миропорядка, а также представили свои идеи и прогнозы развития мировой и отечественной экономики.
По словам президента РАН, сопредседателя МАЭФ Александра Сергеева, основная задача сессии – внести вклад в создание общенационального плана действия по выходу из эпидемии в России. Напомним, что недавно Президент РФ Владимир Путин поручил создать план постепенного выхода из режима самоизоляции. Этим занимаются правительство и Роспотребнадзор совместно с рабочей группой Госсовета, но, как отметил президент РАН, ученое сообщество также должно учувствовать в этом процессе, так как может представить альтернативные взгляды на проблему.
«Сегодня речь пойдет о создании экономики другого качества. Крайне важно понять какие отрасли экономики завтрашнего дня окажутся драйверами роста. Сложно представить, что бы мы делали, если бы пандемия, развернулась 15-20 лет назад, с тем слабым интернетом и незначительным охватом аудитории», – сообщил президент РАН. По прогнозу А. Сергеева, в ближайшие годы область информационных технологий станет экономическим бенефициаром.
Этот тезис поддержал сопредседатель Программного Комитета МАЭФ, президент Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН, член Президиума РАН, академик РАН, доктор экономических наук, профессор Александр Дынкин: «В условиях глубокой неопределенности можно прогнозировать, что пандемия ускорит уже наметившиеся структурные и институциональные изменения и в обществе, и в экономике, и в политике. Я думаю, что в цифровых технологиях совершается прорыв, который в нормальных условиях состоялся бы только в 2030-х годах».
В свою очередь президент Вольного экономического общества, сопредседатель МАЭФ России Сергей Бодрунов заявил, что современная рыночная модель экономики демонстрирует признаки своего исчерпания и требует глубокой трансформации, а то и полной смены парадигмы развития. Эксперт процитировал лауреата Нобелевской премии по экономике Джозефа Стиглица, который в одной из своих работ отмечает, что рыночные отношения приводят к весьма неприятным явлениям, например, к неравенству в мире, которое с каждым годом только растет и ширится.
По словам С. Бодрунова, нынешний упадок мировой экономики, триггером которого стал COVID-19, высвечивает эти противоречия еще более ярко. Специфика пандемии требует новых моделей поведения: дистанционного общения, онлайн-образования, усиления внедрения робототехники в индустрии, а также солидарности и более ответственного поведения. «Это подтолкнет нас к новой генерации индустриального общества, а в сфере реальных человеческих потребностей к трансформации экономической парадигмы развития, которая теперь будет предполагать более социализированный тип производства», – заявил спикер.
Еще до начала пандемии на Всемирном экономическом форуме в Давосе эти вопросы поднимались ведущими специалистами: тот же Д. Стиглиц отмечает все более острую необходимость найти «лучший» подход в управлении структурой экономики. Согласно его мнению, более равноправный доступ к образованию, к медицинскому страхованию, справедливое распределение доходов, а не рост ВВП должны определять перспективы страны. Безусловно, все это актуально и для российского общества. Так, например, в начале мая Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором подчеркивается важность повышения уровня социального развития и социальной справедливости.
Кризис – катализатор развития экономики
Именно к такому тезису пришли участники конференции. Сопредседатель Программного Комитета МАЭФ, заведующий кафедрой экономической теории и политики РАНХиГС при Президенте РФ, академик РАН, доктор экономических наук, профессор Абел Аганбегян заявил, что у России есть все возможности перейти от кризиса к стремительному экономическому росту. По словам ученого, наша страна долгое время находилась в состоянии эконмического застоя. «Уже в апреле Россия вступила в глубокий структурный кризис с тремя составляющими: коронавирус, нефтяные войны, последствия семилетней стагнации и негативные тренды, которые ею вызваны: отток капитала, сокращение инвестиций и вложений в человеческий капитал, демографический кризис», – заметил он.
Как отметил вице-президент ВЭО России, директор Московской школы экономики МГУ имени Ломоносова, академик РАН, доктор экономических наук, профессор Александр Некипелов, пандемия в России отразилась целым рядом экономических потрясений. Во-первых, шок со стороны предложения – результат свертывания производственной деятельности, связанной с активным общением людей, резкого сокращения миграционной подвижности населения и проистекающего из этого ограничения предложения рабочей силы. По словам экономиста, негативный эффект имел и разрыв внутринациональных и транснациональных производственных цепочек. Во-вторых, микроэкономический шок, связанный с резко изменившейся структурой потребностей и выдвижением на передний план необходимости борьбы с пандемией. Поэтому необходимо внести максимально быстрые изменения в логистику, учитывая приоритет медицины.
По прогнозам А. Аганбегяна, в ближайшей перспективе ВВП в России снизится на 8%, а государственный бюджет сократится в полтора раза, при этом число бедных может увеличится с 18 млн. до 30 млн. человек. Ученый отметил, что объем мероприятий и средств, которые необходимо истратить на восстановление экономики, измеряется 10-15 трлн. рублей в год: из них на бюджет безвозвратно упадет 4-6 трлн., а основная масса может быть затрачена в виде кредитов (низкопроцентных или беспроцентных). Также он выделил главные задачи, которые сегодня стоят перед российским правительством: серьезно отнестись к восстановлению доходов, не допустить двойное и тройное увеличение числа безработных. «Стагнация вызывает только негативные последствия, а кризис содержит мощнейший механизм выхода из него», – подчеркнул А. Аганбегян.
По словам заведующего кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС, доктора экономических наук Константина Корищенко, в постпандемическом мире произойдут глобальные изменения в сфере трудовых отношений. Во-первых, на поверхность выйдет проблема формирования «цифровой личности», то есть данные, связанные с конкретным человеком, станут ключевыми в его жизни, а его перемещения будут связаны с перемещением его цифровых данных. Во-вторых, распространится модель «работы из дома» – этот формат уже активно развивается в США и Европе, и в скором времени станет крайне популярен и в России. По словам эксперта, этот процесс приведёт к стиранию границ. «Если сегодня вы нанимаете бухгалтера, который работает в вашем городе, то завтра сможете принять человека из другого региона или страны. Это позволит резко снизить ваши затраты», – заявил К. Корищенко. И, в-третьих, по прогнозу экономиста, в мире кардинально изменятся отношения между компаниями и людьми: был принцип «одна компания – много работников», а сменит его «один работник – много фирм».
По мнению К. Корищенко, все это приведет к изменениям в социальной жизни россиян: 5-дневная рабочая неделя сократится, из-за чего люди будут перебираться из центра за город, что уже массово происходит в западных странах (появится возможность жить там, где комфортно, а не ближе к работе). «Все эти изменения были сформированы еще до кризиса, но пандемия стала неким катализатором этих процессов», – подчеркнул эксперт.
В свою очередь член Правления ВЭО России, заместитель Председателя (главный экономист) Внешэкономбанка Андрей Клепач отметил, что основные риски связаны с тем как Россия будет выходить из кризиса. «Многие меры заканчивают свои действия в течение этого года, что, скорее всего, приведет к откату назад с точки зрения потребления и доходов на 2021 год. Если мы хотим получить план по восстановлению экономики, то нам надо использовать резерв Фонда национального благосостояния (ФНБ) в инвестиционных целях», – заявил экономист.
Также он отметил, что на фоне коронавируса российское здравоохранение и медицинская система Европы и США оказались в крайне уязвимом положении. Это удивительный феномен: большинство европейских стран тратят на здравоохранение 7-8% ВВП, в Соединенных Штатах медицинские издержки достигают 17%, около 10% из которых государственные расходы, но получается, что даже такие затраты являются неэффективными. Поэтому, по словам А. Клепача, необходимо кардинально изменять модель развития медицины: пересмотреть не только финансирование, но и качество самой системы, в частности уделять должное внимание развитию новых технологий.
«Важно помнить, что выход из кризиса – это не только экономический вопрос или поиск новой модели развития, это еще проблемы социального доверия населения к власти. Нужно понять, как укрепить его в новом постпандемическом мире», – заметил А. Клепач.
Сопредседатель Оргкомитета МАЭФ, вице-президент ВЭО России, научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук профессор Руслан Гринберг заявил: «Сегодня, все как мантру повторяют, что мы переживаем глубокий кризис и, что после него возникнет новая реальность и «новая нормальность». На самом деле все это большое преувеличение и такие глобальные изменения происходят крайне редко».
По словам экономист, точно такие же рассуждения звучали на фоне кризиса 2008-2009 гг., когда также считалось, что чрезмерная зависимость экономики от спекулятивно-финансовой сферы практически привела к краху системы. Р. Гринберг отметил, что уже тогда некоторые эксперты говорили о необходимости взять финансовый сектор под контроль («он должен быть слугой экономики, а не господином»), но, когда жизнь наладилась, об этом прочно забыли. Именно поэтому, по мнению ученого, российская экономика на протяжении порядка уже 30 лет «приговорена» к периодическим кризисам. «Каждый раз повторяют, что «у нас нет времени на раскачку» и, что мы должны экономику сделать несырьевой. Воз и ныне там. Так что, если не получится выполнить это обещание, то придется опять готовиться к очередному кризису», – заявил Р. Гринберг.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs