Фото: RUEF Education
В мае 1829 года в Санкт-Петербурге прошла первая мануфактурная выставка. В ней приняли участие более 300 человек из 33 губерний и областей страны, на мероприятии было представлено свыше 4000 образцов продукции отечественной промышленности. Это событие, несомненно, стало одним из крупнейших политических, экономических и культурно-просветительных мероприятий первой трети XIX столетия в Российской империи: выставка имела общенациональное значение и явилась символом начала промышленной революции в стране. О том, как отраслевые компании и ассоциации работают в условиях пандемии коронаваируса, рассказали эксперты конгрессно-выставочной индустрии во время пресс-конференции в ТАСС (Санкт- Петербург).
«Выставки и ярмарки – катализатор экономики. Многие века они являются двигателем прогресса, помогают росту промышленности. В индустрии рынка встреч задействованы всевозможные сферы экономики: и туризм, и ресторанный бизнес, и рекламные услуги», – заявил первый вице-президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Алексеев.
По словам президента Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) Сергея Воронкова, сегодня экспозиции являются одной из немногих площадок для международной коммуникации: форматы мероприятий обеспечивают общение между людьми, которые принимают важные решения и определяют мировую повестку в бизнесе, политике и науке. «Значение деятельности конгрессно-выставочных компаний сложно переоценить. Однако в условиях изоляции мы столкнулись с серьезными проблемами: онлайн-сфера всегда рассматривалась нашей отраслью как некий конкурент. Но в быстро меняющемся мире мы должны также быстро осваиваться и развивать нашу деятельность. Как мы знаем, с китайского «кризис» переводится как «новая возможность» или «точка поворота», поэтому во всем нужно видеть позитивные начала: всё, что мы сейчас приобретем, мы сможем в дальнейшем перенести в реальный формат», – заметил президент Российского союза выставок и ярмарок.
Также он отметил, что рынок встреч – одна из самых пострадавших отраслей российской экономики, так как является производством непрерывного цикла и не сможет приступить к работе на следующий день после отмены ограничительных мер и снятия режима самоизоляции, в отличие от туризма или авиаперевозок. В связи с этим С. Воронков считает крайне важным попадание отрасли в список самых пострадавших сфер экономики, нуждающихся во всесторонней поддержке. По его словам, это достижение было бы невозможно без содействия Национального конгресс-бюро, Торгово-промышленной палаты России, а также Российского союза промышленников и предпринимателей.
«Сейчас мы ведем переговоры о том, как интегрировать гибридные форматы мероприятий и как сделать отраслевые компании наиболее эффективными с точки зрения использования цифровых технологий. Раньше об этом тяжело было и подумать, потому что в год нами проводилось свыше 200 различных мероприятий, однако сегодня есть возможность перезагрузиться. Российский союз выставок и ярмарок своим примером показал, как можно быстро адаптироваться к современным реалиям и сделать онлайн-конференции популярными и эффективными», – заявил С. Воронков. На YouTube-канале «RUEF Education» вышло уже более 8 видеороликов, которые посвящены интернет-образованию, дайджесту онлайн-платформ, антикризисным программам в выставочной индустрии, гибридным мероприятиям и методикам обучения работы в онлайн-режиме. Как отметил директор Российского союза выставок и ярмарок, это хороший пример того, как за короткое время сделать онлайн-форматы востребованными.
Первый вице-президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Алексеев отметил, что конгрессно-выставочная индустрия играет большую роль в экономическом росте многих стран уже долгие годы. Приведем немного статистики. По данным Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), которая объединят более 1000 выставочных компаний, за прошлый год благодаря выставкам удалось заработать порядка 167 млрд. евро. А согласно информации РСВЯ, в прошлом году в России провели 644 выставки в 45 городах страны, что позволило заработать свыше 32 млрд. рублей. Мероприятия посетили около 1,7 млн. человек, в их организации участвовали порядка 80 тыс. зарубежных и российских компаний.
По словам С. Алексеева выставочная индустрия стала одним из факторов, который повлиял на восстановление экономики ФРГ в послевоенные годы. В августе 1947 г. в Ганновере был открыт первый выставочный центр Deutsche Messe. Инициатором проекта выступило военное правительство Великобритании. По замыслу организаторов проведение первой национальной ярмарки-выставки должно было, во-первых, продемонстрировать мировой общественности «точку отсчета» возрождения экономической системы страны, а, во-вторых, вдохновить самих немцев на восстановление народного хозяйства. Сегодня центр является одним из ведущих выставочных комплексов Европы наряду с Paris Nord Villepinte (Франция) и Fiera Milano (Италия). «Поэтому сейчас, когда все думают о том, каким будет мир после пандемии COVID-19, необходимо сделать акцент именно на торгово-промышленные выставки», – заявил вице-президент РСВЯ.
Такая работа уже ведется: эксперты Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) обобщили опыт многих развитых стран, в первую очередь Германии, США, Китая, и разработали рамочное предложение о том, как нужно возрождать конгреснно-выставочную деятельность. В своем недавнем выступлении президент ассоциации Мэри Ларкин заявила, что главная задача UFI – сделать выставки безопасными. По ее словам, в первую очередь большое внимание должно уделяться охране здоровья. Меры, разработанные ассоциацией, будут направлены на личную безопасность и безопасность персонала, физическое десантирование и контроль толпы (график посещений, разметка пола, раздача масок, перчаток, средств дезинфекции).
Например, Ассоциация выставочной индустрии Германии (AUMA) уже согласовала разработанные стандарты с правительством и добилась исключения рынка встреч из списка массовых мероприятий. Благодаря этому в стране уже в июне начнут проводить выставки. По мнению А. Сергеева, это очень важный опыт, который должен примениться и в России.
«Индустрия встреч и мероприятий, подобно корням дерева, питает все экономические сектора», – заметил участник проекта «Диалог Россия-Мир», журналист Пол Колстон, подчеркнув, что в бюджет Великобритании выставочные мероприятия приносят доход свыше 70 млрд. фунтов стерлингов ежегодно.
Сегодня из-за неконтролируемого распространения вирусной инфекции COVID-19 многие крупнейшие выставочные центры мира преобразуют в лечебные пункты. Например, так произошло с самой большой выставочной площадкой в Великобритании – Национальным выставочным центром Бирмингема. Однако, по словам журналиста, это не мешает международным профессиональным ассоциациям бронировать мероприятия на годы вперед. В основном это связано с тем, что планирование выставки происходит за 3-5 лет (то есть те ярмарки и встречи, которые должны были состояться в 2020 году, были перенесены, но деятельность по привлечению новых мероприятий никто не останавливал). Что говорит о долгосрочном и стабильном будущем конгрессно-выставочного дела. «На мой взгляд, у России есть большое будущее в этой отрасли. Например, недавно я посетил Уфу, где мне продемонстрировали российские достижения в области нефти и газа. В вашей стране есть настоящие драгоценности – ВДНХ, «ЭкспоФорум» в Санкт-Петербурге, «ЭкспоФорум-Интернэшнл» в Екатеринбурге, но, к сожалению, в мире о них мало кто знает», – заявил П. Колстон.
В свою очередь директор Национального конгресс-бюро, сопредседатель секции маркетинга Международной ассоциации конгрессов и конференций (ICCA) Алексей Калачев рассказал об антикризисных предложениях российских конгрессно-выставочных компаний. По его словам, сейчас работа по привлечению международных событий в России строится по двум направлениям. Первое – это развитие внутреннего рынка. «Сегодня крайне важно совместно с регионами продолжать работу по формированию продукта, который мы продвигаем на международный рынок», – подчеркнул А. Калачев.Здесь одним из основных элементов продвижения выступают так называемые паспорта регионов. Это комплексно аналитический документ, который предоставляет всю ключевую информацию о дестинации, то есть о том месте, где можно проводить мероприятия. По словам директора Национального конгресс-бюро, после отмены карантинных мер в мире еще долгое время останется спрос на внутренний рынок, поэтому необходимо как можно больше сил сосредоточить на его развитии.
Второе направление работы Национального конгресс-бюро связано с внешним рынком. Как отметил А. Калачев для того что бы организовать и согласовать мероприятия требуется как минимум год, поэтому сейчас в условиях самоизоляции и карантина конгресс-бюро ведет переговоры с международными ассоциациями и байерами, активно формирует и готовит заявки, которые позволяют российским городам выступать организаторами тех или иных международных деловых мероприятий в 2023-2025 гг. Эксперт подчеркнул, что на международной арене российским конгрессно-выставочным компаниям важно обратить внимание и сместить фокус на рынок ассоциаций и те страны, где расположены штаб-квартиры основных международных отраслевых ассоциаций. В основном они находятся в Европе: Великобритания, Бельгия, Германия, Швейцария. «Нам очень важно вести работу именно с международными ассоциациями, зарубежными компаниями, которые являются организаторами мероприятий. Это поспособствует высокому росту экономики в нашей стране», – заявил А. Калачев.
По словам эксперта, основными конкурентами России на рынке встреч выступают Польша, Чехия, Турция и Венгрия. «Эти страны также являются новыми игроками в индустрии конгрессных мероприятий и, нужно отдать им должное, имеют больший опыт по привлечению международных компаний. Однако Россия на их фоне все же является более интересным участником рынка за счет большого количества неизвестных дестинации, которые сейчас так востребованы у иностранных заказчиков», – заявил Алексей Калачев.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs