Фото: кронштадт.рф
В Москве прошла онлайн-конференция, на которой были объявлены победители народного голосования по выбору выдающихся российских флотоводцев и мореплавателей. Через их личности, в рамках проекта «Остров фортов» в Кронштадте, будут представлены основные вехи становления и развития российского флота, начиная от эпохи Петра I и до наших дней.
«Кронштадт – колыбель русского флота. Это живописное место идеально подходит для того, чтобы построить там огромный культурно-исторический парк-музей. Он будет рассказывать не только о знаменитых победах на море, но и научных открытиях, которые наша страна совершила в таком необычном сегменте», – заявила заместитель председателя инвестиционного комитета целевого некоммерческого фонда по развитию туристско-рекреационного кластера города Кронштадта Ксения Шойгу.
Аллея героев российского флота станет центральным объектом музейно-исторического парка и будет представлять собой освещение 3-х вековой истории ВМФ. Поэтому организаторами проекта было принято решение разделить ее на несколько тем и через образы знаменитых адмиралов, ученых, участников экспедиций рассказывать об одной конкретной эпохе.
-
Эпоха становления российского флота. В этой номинации не мог победить никто другой как основатель русского флота – Петр I. Именно с его именем связано строительство первых военных портов в Российской империи. В 1696 году для борьбы с Османской империей Петр Алексеевич приказал начать строительство гребных судов в Воронеже. Там же через два года в 1698 был заложен первый парусный 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» («Божье Предвидение»). Базой флота стал Таганрог. В 1703 году Петр I основал Санкт-Петербург, сделав его новым крупнейшим центром кораблестроения в России. А в 1704 году был открыт первый русский военный порт на Балтике – Кронштадт. Благодаря императору Россия превратилась в ведущую морскую державу, поэтому именно его фигуру можно будет увидеть первой на входе в парк-музей «Остров фортов» в Кронштадте.
-
Русско-турецкая война 1768-1774 годов. Во второй половине XVIII века еще совсем молодой российский флот сумел в полной мере показать свои возможности и достижения: значительно уступая противнику числом кораблей, но благодаря правильному использованию тактической обстановки, мужеству и героизму, российским морякам удалось одержать победу, разгромив сильнейший флот врага. Победа над османским флотом показала всему миру, на что способна Российская империя. Победителем в этой номинации стал адмирал Григорий Спиридов, который, в частности, прославился в 1770 году победами у острова Хиос и в Чесменской бухте, разгромив превосходящие силы противника.
-
Россия в войнах на море в 1770-1790-х годах. Это время присоединения Крыма и основания города Русской Славы – Севастополя. Время, когда в северных морях российские моряки отражали атаки Швеции, которую поддерживали Великобритания, Голландия и Пруссия. В эти года российский флот проявил себя как мощная сила, благодаря которой позиции России на международной арене значительно укрепились. События этой эпохи отражает выдающийся военный стратег, один из создателей Черноморского флота, адмирал Федор Ушаков. Именно он создал новую военно-морскую тактику, которая использовалась во многих морских боях. Как отметил историк Николай Манвелов, Ф.Ф. Ушаков был канонизирован Русской Православной Церковью, что для офицера, у которого главная задача – война значит очень многое.
-
Российские кругосветные экспедиции начала XIXвека. По словам К. Шойгу, организаторам Аллеи героев было важно показать, что Россия известна не только великолепными военными победами, но и крупными научными открытиями. Российские моряки внесли огромный вклад в устранение «белых пятен» на карте мира. Во многом благодаря этому завершилось формирование сети морских коммуникаций, охватившей весь земной шар и ставшей одним из ключевых факторов бурного развития цивилизации в XIX веке. Эту главу истории российского флота будет представлять адмирал Иван Крузенштерн, который в 1803-1806 годах возглавил первое русское кругосветное путешествие.
-
Открытие Антарктиды российскими моряками. Результатом успешных кругосветных путешествий стало решение императора Александра I отправить экспедицию с целью проверить предположение о существовании шестого материка – Антарктиды. В этой номинации победил адмирал Фаддей Беллинсгаузен, именно он являлся начальником кругосветной антарктической экспедиции в 1819-1821 гг.
-
Русский флот в первой половине XIXвека. Боевые будни. В это времяРоссия продолжает отстаивать стратегические интересы в Черноморском и Средиземноморском регионах. В морских баталиях «ковались» уникальные кадры офицеров и матросов, которые впоследствии героически показали свои навыки при обороне Севастополя и в других сражениях Крымской войны. Среди них адмирал Михаил Лазарев – командующий Черноморским флотом и один из основателей Новороссийска.
-
Крымская война 1853-1856 гг. Эту веху истории российского флота представляют сразу 3 человека: адмирал Павел Нахимов – командующий 5-й дивизией Черноморского флота в Синопском бою, завершившемся полным уничтожением турецкой эскадры; Владимир Корнилов – российский военный деятель, начальник штаба Черноморского флота, герой Крымской войны, организатор обороны Севастополя; Владимир Истомин – контр-адмирал, участник Крымской войны, герой обороны Севастополя. Был начальником 4-й дистанции оборонительной линии, в которую входил Малахов курган.
-
Русско-японская война 1904-1905 гг. Эта война стала неудачной для российской стороны: не до конца оценив силы противника на морском театре военных действий, Россия проиграла. Однако поражение послужило началу масштабных реформ Морского ведомства Российской империи, затронувшие все направления деятельности Российского императорского флота. В этой номинации победил русский военно-морской деятель, адмирал Степан Макаров, который командовал 1-й Тихоокеанской эскадрой и погиб 31 марта (13 апреля по новому стилю) 1904 года при взрыве флагманского корабля – броненосца «Петропавловск», подорвавшегося на японской мине.
-
Первая мировая война и Гражданская война в России. В этот период единство российского военно-морского флота было разрушено, многие матросы и офицеры оказались по разные стороны баррикад. После окончания Гражданской войны флот, потерянный почти полностью, пришлось восстанавливать. Победителем в этой категории стал адмирал, командующий русским флотом Балтийского моря (1914-1915) Николай Эссен.
-
Становление советского военно-морского флота и Великая отечественная война. После окончания Гражданской войны Советский Союз практически остался без флота. В гаванях Кронштадта и Петрограда находились в основном «законсервированные» устаревшие суда и корабли. Остатки Черноморского флота были уведены белыми за границу. На Севере числилось несколько кораблей, также в основном устаревших. На Дальнем Востоке была Амурская флотилия, но на Тихом океане морских сил совершенно не было. СССР необходимо было начинать работу практически с нуля, что и было сделано выдающимися советскими военно-морскими деятелями в 1920-1940-х годах. Но начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война сильно повлияла на «жизнь» ВМФ. Ключевое влияние на ход войны оказывали военные действия на суше, поэтому основной задачей действующих флотов и флотилий было содействие приморским объединениям Красной Армии. На суше воевало около 400 тысяч моряков, флот высадил 110 морских десантов. Наиболее крупные – в Керчи, Феодосии, на островах Финского залива. Северный флот обеспечил оборону внешних и внутренних коммуникаций в Арктике. Первый воздушный удар по Берлину в августе 1941 г. нанесли летчики именно морского бомбардировочного полка военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота. ВМФ СССР сыграл решающую роль в обороне Таллина, Одессы, Севастополя, Ханко, незаменимую – в обороне Ленинграда и Заполярья, а также в битвах – Сталинградской и за Кавказ, в освобождении Новороссийска, в наступательных операциях Красной армии 1944–1945 гг. Об этом непростом времени «расскажет» Николай Кузнецов – выдающийся военно-морской деятель, нарком Военно-морского флота, руководивший им в годы Великой Отечественной войны, первый в истории Главнокомандующий Военно-морского флота СССР.
-
Создание океанского флота СССР, оснащенного ракетным и ядерным вооружением. Середина 1950-х годов стала началом «золотого века» в истории отечественного кораблестроения. Впервые в своей почти трехвековой истории советский ВМФ стал незаменимым инструментом стратегического сдерживания, защиты национальных интересов на всем пространстве Мирового океана. В этой номинации победил адмирал флота Советского Союза, крупнейший военно-морской деятель и военный мыслитель ХХ века, создатель океанского флота СССР Сергей Горшков. Он стал последним человеком, кому было присвоено звание адмирала.
По словам К. Шойгу, было крайне сложно выбрать тех людей, чьи памятники будут установлены на Аллее героев, поэтому для начала проекту помогло Российское военно-истерическое общество, составив список претендентов, а затем было принято решение прибегнуть к народному голосованию. Это решение не только привлекло внимание общественности, но и позволило людям ближе познакомится с историей ВФМ: кому-то вспомнить давно забытое, а кому-то открыть для себя что-то новое. В голосование приняли участие порядка 80 тысяч человек из 50 стран мира (Россия, США, страны Европы, Прибалтика).
«Сейчас мы обдумываем, чья личность будет олицетворять современный период развития отечественного флота, и тем самым завершать историческую Аллею героев. Здесь невозможно выделить кого-то одного. Поэтому, скорее всего, это будет некий собирательный образ», – сообщила К. Шойгу.
В свою очередь научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков отметил важность проекта, подчеркнув, чтоонприурочен сразу к нескольким исторически важным событиям. Во-первых, к 75-летнему юбилею Великой Победы. По словам ученого, российский военно-морской флот сыграл огромную роль в Победе нашего народа над нацисткой Германией. «Мы должны сделать все, чтобы люди в нашей стране гордились тем, что они наследники, внуки, правнуки победителей. Мы должны знать наших героев в лицо», – отметил М. Мягков. А, во-вторых, ученый напомнил, что через два года исполняется 250 лет со дня рождения основателя российского флота и Кронштадта Петра I, поэтому обсуждаемый проект, завершение которого планируется как раз к этому времени, станет символическим подарком отечественному кораблестроению.
«Крайне важно, чтобы сегодня исторические центры посещало молодое поколение, прежде всего школьники. У Российского военно-исторического общества уже есть проект «Дороги победы»: желтые автобусы ездят по городам и развозят школьников по историческим местам, связанным с историей Великой Отечественной войны. Мы планируем и дальше развиваться в данном направлении. Это важный сегмент образования: получать наглядные знания не только в стенах школы, но и за ее пределами. На мой взгляд, парк-музей и Аллея героев в таком важном исторически значимом месте, как Кронштадт, – отличная инициатива, которая не только увековечит имена великих героев, но и позволит миллионам людей познакомиться с историей российского флота», – заявил М. Мягков.
Открытие Аллеи героев запланировано на 26 июля 2020 года, в День Военно-морского флота России.
О проекте
В 2019 году Президент России Владимир Путин поручил создать автономную некоммерческую организацию, призванную сформировать в «колыбели русского флота» туристско-рекреационный кластер. Кронштадт должен стать самым большим островом-музеем в мире, посвященным истории ВМФ: великим сражениям, выдающимся главнокомандующим, уникальным кораблям, с возможностью погрузиться в атмосферу места и времени. Проект реализуется при поддержке Министерства обороны и Министерства культуры России и в настоящее время находится на стадии строительства.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs