5 марта 1927 г. на Балтийском заводе в Ленинграде состоялась закладка трех подводных лодок серии «Д» («Декабрист»). А 14 апреля того же года еще три лодки данного типа были заложены в Николаеве для Черноморского флота. По проекту лодки обладали большой автономностью и были способны действовать в любых уголках Черного и Балтийского моря.
В своей директиве, направленной 31 января 1925 года в Научно-технический комитет (НТК) ВМС РККА Начальником Морских сил Вячеславом Ивановичем Зофом содержалась подборка заданий для подводных лодок перспективных подклассов. Их выделялось три: эскадренная подводная лодка для несения службы вдали от своих баз и взаимодействия с эскадрой, подводный минный заградитель для манёвренных постановок, в том числе и на шхерных фарватерах, а также океанский крейсер для действий на отдалённых коммуникациях. Последний должен был строиться с учётом возможности ведения боя с лёгкими силами противника. В качестве общего требования выдвигалась простота и надёжность конструкции.
Корпус подводной лодки и механизмы должны были выдерживать взрыв глубинной бомбы зарядом 160 кг на расстоянии 22-х метров. Время погружения субмарины из крейсерского положения не должно было превышать 45 секунд. Для наблюдения за поверхностью моря лодки должны были оснащаться двумя перископами, и одним перескопом-дальномером. Впервые прозвучало требование установки на подводных лодках современных средств связи, гидроакустики, приборов управления торпедной и артиллерийской стрельбами. В заключение оговаривалось сокращение водоизмещения, но не в ущерб остальным элементам разрабатываемого проекта.
В феврале того же года Николай Александрович Зарубин, будучи главным подводником, инспектором подводного и минного оружия Штаба Морских сил республики (Штаморси) дополнил директиву Вячеслава Ивановича Зофа своими соображениями. Он констатировал необходимость принятия принципиально новых технических решений будущих субмарин. На данном этапе развития отечественного подводного кораблестроения они отсутствовали.
Подводные лодки типа «Декабрист» были первыми субмаринами советской постройки. Решение об их разработке и постройке было принято, когда СССР в шестилетней программе судостроения отказался от тотального реанимирования Российского Императорского флота и копирования зарубежных образцов боевых кораблей.
Проект большой торпедной лодки поручили разработать Ленинградскому техническому бюро №4 под руководством инженера Бориса Михайловича Малинина. В подчинение ему выделили всего шесть человек. В комиссию по наблюдению за работой конструкторов вошли… пять человек. Это был период жёсткого времени.
В своей автобиографии Борис Михайлович напишет о новом задании: «Приходилось одновременно решать три задачи, тесно связанных друг с другом: вести разработку и постройку лодок, тип которых у нас был до того времени неизвестен; создавать и немедленно практически использовать теорию подводных лодок, которой у нас в Союзе также не было; воспитывать в процессе проектирования кадры конструкторов-подводников».
Субмарины несли 6 носовых и два кормовых 533-мм торпедных аппарата. Первоначальное артиллерийское вооружение состояло из одного 102-мм и одного 37-мм зенитного автомата. В конце 30-х годов лодки прошли модернизацию - изменился внешний вид рубки. 102-мм орудия Б-2 были заменены на 100-мм (Б-24 ПЛ) пушки, а на смену 37-мм автоматам пришли 45-мм орудия или пулеметы ДШК.
Технические характеристики этой подводной лодки были действительно на высоком уровне. Классовый враг не мог не удивиться той лёгкости, с которой молодое государство взяло этот инженерный барьер. Основные характеристики подлодки «Декабрист»: длина – 76 метров, ширина – 6,5 метра, осадка – 3,8 метра. Водоизмещение: надводное – 933 тонны, подводное – 1354 тонны. Силовая установка: два дизельных двигателя мощностью 1100 л.с., два электромотора по 525 л.с. Рабочая глубина погружения – 75 метров, предельная глубина погружения – 90 метров. Автономность плавания – 47 суток, при надводной скорости 9,5 узла (17,5 км/час) 7019,4 мили (13000 км); при подводной скорости 3 узла (5,5 км/час) 150 миль (278 км). Скорость хода: надводная – 15,3 узла (28,3 км/час), подводная – 8,9 узла (16,4 км/час). Вооружение: артиллерийское 102-мм орудие, 45-мм орудие, 1 пулемёт. Минно-торпедное вооружение: шесть носовых и два кормовых 533-мм торпедных аппаратов. Экипаж – 53 человека.
Всего по проекту, созданному под руководством Б. М. Малинина, были построены шесть лодок типа «Д», получивших собственные имена: Д-1 («Декабрист»), Д-2 («Народоволец», Д-3 («Красногвардеец»), Д-4 «Революционер»), Д-5 («Спартаковец»), Д-6 («Якобинец»). Судьба этих субмарин сложилась следующим образом.
Д-1.В 1933 г., пройдя по только что построенному Беломоро-Балтийскому каналу, вошла в состав Северной военной флотилии (с 1937 г. Северный флот). В конце советско-финской войны совершила поход, но встреч с кораблями противника не имела. Субмарина погибла со всем экипажем во время учебного похода 13 ноября 1940 г. В советское время и наши дни несколько раз готовились экспедиции по исследованию места гибели "Декабриста", но ни одна не была осуществлена и точные причины гибели лодки до сих пор неизвестны.
Д-2. Действовала в составе Балтийского флота. 14 октября 1942 г. лодкой был уничтожен немецкий пароход «Якобус Фрицен» с грузом угля. Большой резонанс имела атака «Народовольцем» и немецкого железнодорожного парома «Дойчланд», на борту которого находилось около 1000 военных норвежского легиона. Торпеда оторвала немецкому судну кормовую часть. В шведской прессе тут же была растиражирована информация о колоссальной трагедии, унесшей жизни более 600 (или 900) человек, которые потом были озвучены в отечественной литературе, как заметный успех советских подводников. В реальности на судне 5 человек погибли при взрыве торпеды и более 20 утонули, бросившись за борт во время паники на палубе судна. На поиски субмарины немецкое командование выделило значительные силы флота, которые в течение трех суток вели безуспешный поиск. Д-2 же прошла всю войну, а в 1956 г. была переоборудована в учебно-тренировочную станцию, а затем в 1989 г. после ремонта установлена в Ленинграде на Васильевском острове и в данный момент является филиалом Военно-Морского музея в Санкт-Петербурге. Это единственная субмарина типа «Декабрист», сохранившаяся до наших дней.
Д-3, действовавшая в составе Северного флота стала самой известной лодкой серии и по официальным данным самой результативной советской субмариной начального периода войны. 26 сентября 1941 года в Баренцевом море, вблизи залива Тана-фьорд, капитан-лейтенант Филипп Константинов наблюдал в перископ транспортное судно неприятеля. Это был уже четвёртый боевой поход его подводной лодки, но подойти к противнику на расстояние атаки удалось впервые. В 11.25 торпедный залп уничтожил вражеский корабль – «Д-3» открыла боевой счёт. Уже через день лодка пустила ко дну Баренцева моря танкер противника. Через три дня торпедной атакой опять уничтожила транспорт и одиннадцатого октября ещё одно судно около Конгс-фьорда.
В январе 1942 г. лодка стала краснознаменной, а 3 апреля того же года удостоена гвардейского звания. Из порта Полярный к мысу Нортинг субмарина «Д-3» «Красногвардеец» вышла в июне 1942 года. Это был её последний боевой поход. Район действий был буквально усеян минами и, по всей вероятности, на одной из них она и подорвалась. Во всяком случае экипаж не воспользовался даже аварийно-спасательными средствами. Не успели подводники задействовать и комплект связи, а также средства подъёма на поверхность.
За столь короткий срок боевой деятельности подводная лодка «Красногвардеец» совершила 8 боевых (138 суток) походов и потопила 7 судов противника. В Баренцевом море это был второй погибший «Декабрист». Ещё в 1940 году здесь на учениях затонула головная лодка серии «Д-1» «Декабрист» под командованием Фёдора Ельтищева.
Д-4 активно действовала на Черном море, совершив в общей сложности 19 походов. Наиболее успешным моментом в биографии лодки стала атака конвоя противника 20 августа 1942 года, когда в результате попадания торпеды взлетел на воздух болгарский транспорт «Варна», осуществлявший перевозку боеприпасов в занятый противником Севастополь. Лодка «Д-4» среди советских подводников считалась невероятно везучей. Известен случай, когда на ограниченном участке моря она успешно ушла от преследования трёх итальянских торпедоносцев. Это произошло в подходной точке фарватера №3 Севастополя. Только за четыре дня мая 1942 года «Революционер» несколько раз был атакован торпедными катерами, три раза его накрывала фашистская авиация. Охотясь за лодкой, 1 июля 1942 года авиация «Люфтваффе» очень «сильно расщедрилась» – сбросила пятьсот авиабомб, но существенного вреда подводной лодке так и не причинила. Во многом это объясняет конструктивную особенность советских субмарин. Они были изготовлены из дореволюционных запасов стали, которая предназначалась для строительства линейных крейсеров.
В декабре 1943 года «Д-4», заслужившая на Черноморском флоте славу непотопляемой, вышла в боевой поход под командованием капитан-лейтенанта Ивана Трофимова. Предположительно 3 декабря 1943 года субмарина была атакована и уничтожена. Подводники или все вместе побеждали, или все вместе погибали. Боевой результат подводной лодки «Д-4»: совершила 12 боевых (197 суток) и 6 транспортных (30 суток) походов, потопила 3 транспорта противника.
Д-5, входившая в состав Черноморского флота, совершила 13 боевых и три транспортных похода, участвовала в высадке десантов и обстрелах занятого противником побережья. Артиллерией «Спартаковца» вблизи Босфора была уничтожена турецкая шхуна. С 1944 г. лодка находилась в ремонте и в боевых действиях более участия не принимала. В 1955 г. Д-5 была исключена из состава ВМФ и годом позже разрезана на металл.
Д-6 к началу Великой Отечественной войны находилась в ремонте и в условиях боевых действий ввести лодку в строй оказалось невозможным. 26 июня 1942 г. корабль был взорван экипажем в Севастополе незадолго до падения города.
Создание подводных лодок типа «Д» стало значительным шагом вперед в развитии советского подводного флота в сравнении с субмаринами, построенными в дореволюционный период. В целом, лодки типа «Д», несмотря на ряд недостатков, оказались боеспособными кораблями, соответствующими своей эпохе. Нужно иметь в виду, что строительство этих субмарин велось в условиях только начавшейся индустриализации страны и без достаточного опыта. В плане боевого применения «декабристы» показали свои положительные качества и прежде всего большую автономность. Всего лодками данного типа было уничтожено 3 судна противника общим водоизмещением 6407 тонн и выполнен целый ряд других боевых задач.
По материалам публикаций порталов «Военное обозрение» и «Боевое братство»
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs