ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Приобщение к подвигу: забытые образы русско-турецкой войны 1877-1878 годов

22:52 03.03.2016 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Лейтенанты Шестаков и Дубасов, подорвавшие монитор «Сельфи» в Мачинском рукаве реки Дунай, 14-15 июня 1877 года. Первые кавалеры Георгиевского креста в Русско-турецкой войне, июнь 1877 года.

В Москве на площадке Фотоцентра на Гоголевском бульваре открылась выставка «Забытые фотографии русско-турецкой войны», приуроченная к Национальному празднику Болгарии – Дню Освобождения от османского владычества, который приходится на 3 марта. В открытии экспозиции  приняли участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Болгарии в России Бойко Коцев, директор Фотоцентра Вячеслав Никифоров, ветеран дипломатической службы, Посол СССР в Болгарии в 1988-1991 годах, президент Общественной организации «Союз друзей Болгарии» Виктор Шарапов, сотрудники Болгарского культурного центра, представители СМИ.

Русско-турецкая война (так в России принято называть освободительную для народов  Юго-Восточной Европы военную компанию 1877-1878 годов) была успешной для русской армии, но весьма сложной для русской дипломатии. Она вписала в историю имена генералов Михаила Скобелева, Иосифа Ромейко-Гурко, Николая Столетова, главнокомандующего великого князя Николая Николаевича Старшего.

Сегодня в России война 1877-1878 годов представляется в виде зримых образов – картин Василия Верещагина, тяжело раненного на поле боя в июле 1877 года, но дописавшего в 1878-м цикл масштабных полотен о войне, гравюр и рисунков с фотографий, публиковавшихся в русских газетах и журналах. Память о той же войне осталась в виде монумента-часовни «Гренадерам, павшим под Плевной» архитектора и скульптора В.Шервуда в Москве (открыт спустя десять лет, в 1887 году), чудом уцелевшего в ХХ веке; в виде фотографий старого памятника М.Скобелеву, снесенного в 1918 году, и в виде официальных постановлений о воздвижении нового памятника легендарному генералу рядом с монументом героям Плевны. Старшее поколение хорошо помнит и советско-болгарский фильм «Герои Шипки», снятый известным режиссером Сергеем Васильевым в 1954 году.

В соответствии с традицией, начало которой было положено в годы Крымской войны, события на Балканах активно документировались в фотографии, причем с обеих сторон. В работах русских мастеров  запечатлены события и лица тех, благодаря кому Болгария была провозглашена независимым государством.

В работах мастеров фотографии запечатлены события и лица тех, благодаря кому Болгария получила независимость.

С приветственным словом к гостям и участникам обратился директор Фотоцентра Валерий Никифоров. «Трудно переоценить значение этой выставки в современных условиях, когда перед Россией снова замаячила угроза военного конфликта на южных рубежах, - сказал он. – Россия воевала с Турцией за выход в Черное море  в общей сложности шестьдесят девять лет. Точка в этом затянувшемся противостоянии была поставлена на Шипке и при Плевне. Мы видим, как современная Турция в лице ее нынешнего президента Реджепа Эрдогана, забыв уроки истории, проводит безответственную политику нагнетания угрозы в Причерноморском регионе, опираясь на идеи пантюркизма и неоосманизма. Работы, представленные на выставке, служат наглядным предостережением  от подобных попыток, призывают к мирной, взвешенной политике, свободной  от авантюризма».

«Работы, представленные на выставке, служат наглядным предостережением от политических авантюр и забвения уроков истории» (Валерий Никифоров)

По словам В.Никифорова, когда болгарские коллеги обратились к нему с просьбой организовать эту выставку в Москве, у него не было колебаний: «Скажу честно: когда мы увидели результаты поисков наших коллег, у нас перехватило дух. Проделана огромная работа, которая будет интересна всем, - и обычным зрителям, и специалистам».

«У наших современников традиции отечественной военной фотографии ассоциируются в первую очередь с событиями Великой Отечественной войны, - сказал известный историк фотографии, куратор выставочного проекта Евгений Березнер.- Выставка помогает  приобщиться к истокам этой традиции, заложенным в ХIX веке, узнать малоизвестные страницы истории фотографического искусства».

Чрезвычайный и Полномочный Посол Болгарии в России Бойко Коцев подчеркнул, что работы, представленные на выставке, служат ценным источником для изучения давних событий и  документальным свидетельством неразрывных исторических и культурных связей наших народов, насчитывающих уже  четырнадцать веков. По его словам, решение о вступлении в конфликт с Османской империей далось императору нелегко. «12(24 апреля) 1877 года в Кишиневе был зачитан Манифест об объявлении войны Турции. Болгария помнит о помощи, которую оказала ей Россия, - сказал дипломат.- Священной реликвией нашего народа остается Самарское знамя, вышитое монахинями Иверского женского монастыря, и врученное болгарскому ополчению под командованием генерала Николая Столетова. Помним мы и о заслугах выдающегося русского дипломата  графа Николая Игнатьева в подписании Сан-Стефанского мирного договора, положившего начало восстановлению государственности Болгарии». По словам Б. Коцева, следы многих фотоизображений, представленных на выставке, читаются в более  поздней батальной живописи и пластическом искусстве.  Возможно, одна из  фотографий коллекции, на которой изображен царь Александр II на коне, послужила итальянскому скульптору Арнольду Цокки основой при создании памятника  Царю-Освободителю в центре Софии.

Следы многих фотоизображений, представленных на выставке, читаются в более поздних произведениях живописи и пластического искусства.

Со словами благодарности к российской стороне выступил ее непосредственный организатор, болгарский художник и фотограф Иво Хаджимишев. По его словам, в старых фотографиях всегда ощущается особое, неповторимое достоинство, дух прошлого. Когда-то люди замирали перед объективом с ясной мыслью о том, что они делают что-то очень важное: оставляют след – память для будущих поколений.

 

А.Д. Иванов. Казак спасает ребенка, брошенного в турецком обозе. Российский государственный архив кинофотодокументов.

Благодаря активной помощи  московского знатока фотоискусства, куратора выставочных проектов в России и за рубежом Евгения Березнера, болгарским коллегам удалось познакомиться с фондами Российского государственного архива кинофотодокументов в Красногорске. Здесь был обнаружен  альбом «Забалканский поход»  харьковского фотографа А.Д. Иванова – одного из двух выдающихся хроникеров этой войны, а также произведения  менее известных, но не менее значимых авторов.

Перелистывая альбом, мы как бы слышим голоса далекой эпохи, становимся современниками людей, для которых понятия честь, родина и вера были не пустыми словами, а смыслом жизни.  

На этих старинных кадрах, дорогих для каждого русского и болгарина,  оживает сама Россия, ее люди, жертвовавшие жизнью во имя выполнения благородной миссии – освобождения Болгарии.

А.Д. Иванов. Медицинский персонал одной из санитарных частей. Российский государственный архив кинофотодокументов.

В то же время, что и Хаджимишев, другой  болгарский историк Борислав Дряновски, занимался активными поисками визуальных источников освободительной войны в  государственном  архиве Хорватии. Там он узнал о частной коллекции  Бырлича Маджураниса, в которой имеются  фотографии времен русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Эти работы принадлежали придворному фотографу  князя Румынии Кароля I Францу Душеку, который имел доступ к высшему командованию, а также имел право фотографировать обоих монархов. Люди на снимках: от рядовых  солдат – до легендарных полководцев – реальны. Фотографии блестяще справляются со своей задачей: мы воспринимаем героев такими, какими они были – из плоти и крови. Среди действующих лиц на поле боя  и в лазаретах мы видим представителей русской аристократии, которые запечатлены рядом с солдатами, участниками ополчения  – настоящими героями этой войны. Благодаря усилиям  Ф.Душека в архивах остались военные снимки не только монархов, но и российских великих князей, главнокомандующего Дунайской армией великого князя Николая Николаевича, генералов Александра Струкова и Иосифа Гурко, гражданского коменданта  на освобожденных землях князя Владимира Черкасского.

Ф.Душек. Император Александр II, великий князь Николай Николаевич и Кароль I, князь Румынии, с офицерами штаба в Горной Студене, октябрь 1877 года. Частное собрание.

Основу выставки составили работы харьковского хроникера А.Д. Иванова и румынского фотографа Франца Душека.

Конечно, в 1870-х годах фотографическая съемка  была еще слишком сложна в обращении, поэтому говорить о  любительской съемке офицеров, полевой и штабной фотографии рано. Встречается много постановочных кадров, делались снимки военнопленных, архитектуры и этнографических типов (костюмированные портреты местных жителей). Но все это никак не перечеркивает огромного значения выставки. Образы известных и неизвестных героев русско-турецкой войны вернулись на родину, в Россию и ожили спустя долгие годы забвения. Все это стало возможным благодаря кропотливой, бережной и тонкой работе, проделанной болгарскими и российскими специалистами по реставрации исходников. Перед нашими современниками открылось то прошлое, без понимания которого мы не можем считать себя достойными гражданами своей страны.

Выставка будет работать в Фотоцентре до 20 марта.

В статье использованы фотографии из экспозиции выставки 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати