Пандемия коронавируса быстрыми темпами перерастает в глобальный кризис, который не только представляет опасность для жизни и здоровья людей, но и угрожает экономической и социальной стабильности в пораженных им странах.
По утверждению американской аналитической компания Stratfor, на сегодня общепринятым является предположение о снижении ВВП любой страны на 5-10% в первом квартале после вспышки заболевания. Негативный тренд в экономике сохраняется и в дальнейшем в отдельных случаях эксперты не исключают рецессии, которая может продлиться до конца года.
Непростая ситуация складывается в Европе и Северной Америке, но влияние пандемии все сильнее ощущается и на Ближнем Востоке. Крах туристической отрасли, сужение транспортного рынка и снижение внутреннего потребления грозят обвалить экономику государств региона. Плюс к этому резкое падение цен на углеводороды чревато неприятностями даже для богатых нефте - и газодобывающих стран.
Аналитики Stratfor допускают крах ряда национальных экономик, в частности, - Ливана и Ирака, тяжелую рецессию прогнозируют они в Египте и Турции.[i]
Впрочем, регион и без Covid-19 демонстрирует давнюю нестабильность. Йемен и Ливия охвачены гражданской войной. По-прежнему нет мира в Сирии, которая фактически расчленена на три геополитические зоны – под контролем законного правительства, США и их курдских союзников, Турции.
Ливан, несмотря на смену правительства, стоит на грани экономического (а, возможно, и политического) коллапса. Президент страны Мишель Аун взывает к международному сообществу о помощи: госдолг уже составляет почти 170% ВВП.
В Ираке, все больше превращающимся в зону боевых действий американцев с проиранскими силами, нарастают протестные настроения: безработица достигла 25% от трудоспособного населения. Никуда не исчезла и угроза дезинтеграции страны на курдский, суннитский и шиитский регионы. Не прекращаются попытки Соединенных Штатов санкционным давлением «взорвать» изнутри Иран.
Пандемия вне всякого сомнения усугубит ситуацию, и экспертное сообщество живет предчувствиями негативных «поствирусных» перемен. Но в то же время новую напасть можно использовать и в своих интересах. Развивая эту мысль, британский The Independent утверждает, что коронавирус помогает администрации Дональда Трампа скрывать свои действия на Ближнем Востоке и шантажировать тамошних партнеров. В качестве доказательства издание приводит отказ Майка Помпео предоставить столкнувшемуся с эпидемией Covid-19 Афганистану помощь в размере одного миллиарда долларов и озвученную им же угрозу ввести новые ограничения в сотрудничестве с Кабулом. Повод – раздор между Ашрафом Гани и Абдуллой Абдуллой, провозгласившими себя победителями президентских выборов, что, по мнению американцев, мешает выполнению соглашения между Вашингтоном и Талибаном (запрещен в РФ).[ii] Кроме того, российские и сирийские военные недавно предупредили, что на фоне пандемии американцы готовятся передать сирийским боевикам в лагере для беженцев Рукбан грузы под видом гуманитарной помощи ООН.
Дальше – больше. В недавнем совместном выступлении министр обороны США Марк Эспер и председатель Объединенного комитета начальников штабов Марк Милли в унисон заявили: Пентагон в своей работе исходит из того, что Covid-19 может вызвать «политический хаос» в ряде стран мира. И это приведет, якобы, к «дефициту безопасности» Соединенных Штатов.[iii] Правда, Дональд Трамп неоднократно обещал прекратить военные интервенции на Ближнем Востоке, называя их тратой денег впустую. Однако этого не произошло - регион представляет для Вашингтона интерес не только с геополитической, но и с экономической точки зрения.
Дестабилизация ситуации в отдельных странах региона в настоящее время вполне возможна. Еще в древнем и средневековом Китае считалось, что император получает от Неба «мандат на правление», и пока в государстве все хорошо, подданные знали: Небо благоволит своему «сыну». Любые серьезные пертрубации – политические или природные – означали, что по каким-то причинам Небо «аннулировало» мандат, и правитель не может более занимать престол. Тогда следовал дворцовый переворот или одна из тех апокалептических крестьянских войн, что время от времени сотрясали Срединное государство.
Нечто подобное происходит и в наши дни, разве что без отсылки к потусторонним силам. Хотя, на Востоке религия и жизнь – едины. Люди по-прежнему склонны винить власть предержащих в неспособности должным образом справиться с последствиями той или иной катастрофы, даже если руководство страны делает все от него зависящее. Это - о возможном «политическом хаосе» в регионе, которого так опасается далекий Вашингтон.
При этом заявление о «дефиците безопасности» для США в этой связи вызывает, по меньшей мере, недоумение. Непонятно, где и в какой форме разразится гипотетический «политический хаос» и насколько он будет (и будет ли) угрожать безопасности США? Вашингтон слишком болезненно переживает сейчас тенденцию сокращения влияния США в мире. И это постоянно подталкивает его к старым стратегиям - вмешательству в ход событий и внутренние дела стран в любой точке планеты. Вспомним: только в этом веке военные операции Пентагон провел в Афганистане, Ираке, Сомали, Ливии, Сирии, Йемене, на Гаити. Сейчас, в условиях пандемии, конечно, не до войны: и подтянутую было в начале марта в район Персидского залива вторую ударную авианосную группу отправили домой из-за вспышки болезни среди моряков, американские военные эвакуируются с баз на территории Ирака, хотя Пентагон отрицает, что вывод войск связан с коронавирусом, дескать, это заранее спланированный шаг. Тем не менее, сил у американцев в регионе, если не для масштабных войн, то для спецопераций достаточно. Еще в январе, после убийства иранского генерала Касема Сулеймани, Соединенные Штаты организовали переброску в Кувейт нескольких тысяч (данные в СМИ разнятся) военнослужащих. А в целом ВС США дислоцированы в Кувейте, Ираке, Сирии, Турции, Саудовской Аравии, Катаре, Омане, ОАЭ, Иордании и Бахрейне.
Можно предположить, что целью гипотетических силовых операций Пентагона может стать все тот же Иран. Помимо этого не исключено, что Пентагон попытается «восстановить конституционный порядок» в Ливане, ситуация в котором в ближайшее время может окончательно выйти из-под контроля властей, и в Йемене, «предотвращая гуманитарную катастрофу». В первом случае удар будет нанесен по основному союзнику Тегерана - Хезболле (заодно - реверанс в сторону Израиля), во втором Соединенные Штаты продемонстрируют Саудитам свою «дружбу». А потом за это что-нибудь попросят. Не исключено, что последует попытка «очистить» Ирак от проиранских фомирований – конечно, с тем, чтобы «сохранить его территориальную целостность». Но это потребует привлечения значительных сил и средств.
Впрочем, воевать необязательно. Американские спецслужбы могут «просто» попытаться направить недовольство (а можно предположить, что недовольства будет еще много) в «правильное» русло, как это уже происходило десятки раз по всему миру. Здесь целью спецопераций в перспективе могут стать и Ливан, и Ирак, и даже союзная Вашингтону Турция, точнее – нынешнее чересчур самостоятельное политическое руководство страны.
Правда, вернуть на фоне пандемии контроль над регионом будет более чем сложно, времена бомбежек Триполи и Белграда безвозвратно прошли. В Юго-Западной Азии свои интересы все жестче отстаивает Китай, на Большом Ближнем Востоке Россия приобретает статус основного внешнего актора. Ну а США продолжают демонстрировать неспособность выработки новых ответов на новые геополитические вызовы. Но мир после пандемии коронавируса изменится еще больше, и, скорее всего, не по американскому сценарию.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs