Никонов В. Код цивилизации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русское слово, 2020.
В Москве состоялась пресс-конференция известного политолога, главы Комитета Государственной думы России по образованию и науке, председателя правления фонда «Русский мир» Вячеслава Никонова, на которой он представил второе, исправленное и дополненное издание своей книги «Код цивилизации».
Монография В. Никонова посвящена осмыслению основных тенденций мирового развития через призму взаимодействия цивилизаций. Автор на широком фактическом материале показывает процесс смещения центров мирового экономического и политического развития с Запада на Восток, при этом предлагает свои оценки роли и места России в рамках формирующегося многополярного мира.
По словам самого автора, происходящие изменения на международной арене заставили его внести некоторые поправки в свою книгу. «Предыдущее издание вышло еще до Трампа и эпидемии коронавируса. Поэтому изменения были неизбежны», - заметил эксперт.
В своем выступлении В.Никонов отметил, что для современного мира, в том числе России, в оценках событий, происходящих в политике, культуре и науке, нередко характерен определенный западоцентризм. «Мы постоянно размышляем о том, являемся ли частью Запада. У нас значительно лучше знают правителей Великобритании, чем Китая, хотя для мировой истории они имеют ничуть не меньшее значение. Если же говорить о современном мире, то, например, в Нигерии, Индонезии и Бангладеше население больше, чем в России. Много ли мы знаем об этих странах? Нам скорее интересно то, что происходит в Бельгии и Нидерландах», - пояснил политик.
Разумеется, этот тезис не означает, что нужно впасть в другую крайность и отрицать значение того вклада в мировое развитие, которое внесли страны Европы и Северной Америки. «Не подлежит сомнению, что Запад наложил свой неизгладимый отпечаток на остальной мир благодаря своей экономической, торговой и военной активности. Но большая часть человечества живет не здесь и не в России, а в Азии. Если же посмотреть на показатели развития стран по паритету покупательной способности, то первые три позиции здесь прочно занимают США, Китай, Индия. На шестом месте находится Россия, а вслед за ней – Индонезия и Бразилия. Возрастает роль таких стран, как Мексика и Турция. При этом человечество демонстрирует множество моделей развития. Это необходимо постоянно учитывать», - пояснил политолог.
После того, как биполярная система международных отношений прекратила свое существование с распадом Советского Союза, в странах Европы, Северной Америки и в России было принято рассуждать о конце истории. Предполагалось, что холодная война закончилась в интересах лидера западного мира – США, который выиграл от распада социалистического лагеря. Но сегодня совершенно очевидно, что мир, привычный нам, вновь меняет свои очертания, на глазах перерождаясь в нечто новое. Каким же будет новый мировой порядок?
По словам В.Никонова, США по-прежнему убеждены в своей глобальной гегемонии. До недавнего времени это было действительно так. После 1945 года на Соединенные Штаты приходилось 60% мировой экономики, 80% ресурсов и 80% объема мировой торговли. С каждым годом у Вашингтона всё меньше ресурсов, а их финансовой системе свойственна значительная волатильность. Налицо и усилившаяся поляризация внутри страны, которая ставит политическую систему этой страны перед значительными вызовами. В США все это понимают, но не собираются отказываться от глобального доминирования и концепции двойного сдерживания, направленной, прежде всего, против Китая и России.
В своем труде автор отмечает, что на протяжении столетий центром глобальной политики была Европа. Именно за контроль над Европейским континентом шли многочисленные войны. Теперь это регион самого медленного экономического роста. По этой причине возможности поддержания сбалансированной социальной модели здесь резко сокращаются. Для России этот фактор является дополнительным вызовом, поскольку Европейский союз был и остается для нас важнейшим экономическим партнером. В ЕС усиливаются позиции евроскептиков и националистов. Наиболее ярким примером кризиса этой системы стал выход из нее Великобритании.
Сложнейшей проблемой в ближайшие годы будет оставаться украинский кризис. По словам В.Никонова, он выгоден Вашингтону, поскольку способствует сплочению участников блока НАТО. Сложность в том, что Украина в настоящее время демонстрирует наихудшие темпы роста из всех стран мира. Объем ее экономики сократился на треть по сравнению с 1991 годом, и возможностей преодолеть эту тенденцию у нее нет, поскольку все они, в конечном счете, потребуют нормализации отношений с Россией, которую в Киеве назначили «страной-агрессором». Что же касается перспектив вступления Украины в Евросоюз и Североатлантический блок, то они в настоящее время нулевые: никто не пойдет на включение в свой состав страны с таким «букетом» проблем.
В свою очередь, Россия, по словам В. Никонова, заканчивает дискуссию о своей принадлежности Западу или Востоку. «Мы самодостаточны и представляем собой евро-тихоокеанскую страну с самой большой территорией, со своими внешнеполитическими интересами и мощным оборонным потенциалом. По количеству лиц с высшим и средним образованием мы находимся на первом месте в мире. Вопрос в том, чтобы поднять качество этого образования», - подчеркнул В. Никонов.
Не менее важным фактором, определяющим развитие страны, является наличие в России элиты, которая мыслит глобальными категориями. «Это характерно для небольшого количества стран, среди которых США, Великобритания, Китай, а в последнее время – и Индия», - добавил В.Никонов.
По словам аналитика, тот факт, что центр развития современного мира постепенно смещается в сторону Азии, должен восприниматься нами не как подъем, а как возвращение этой части света того места, которое принадлежит ей по праву: «Здесь 5 тыс. лет назад родилось государство, первые цивилизации, летосчисление и календарь. Оттуда к нам пришли культурные растения, включая пшеницу. Наконец, все мировые религии имеют азиатское происхождение».
Крупнейшей азиатской экономикой в настоящее время остается китайская. По мнению автора книги, несмотря на сбой в январе-феврале 2020 года, связанный с коронавирусом, Китай и дальше будет уходить в отрыв от своих конкурентов благодаря отлаженной системе государственного управления и грамотной элите.
Особое место в Азии принадлежит Японии. Известный американский социолог и политолог Сэмюэл Хантингтон назвал её в свое время «страной-одиночкой». Если в 70-80-х годах ХХ века ей прочили будущее альтернативного центра силы, наряду с США, то в настоящее время стало очевидно, что этого не произойдет: страна попала в «дефляционную ловушку», ее экономика стагнирует, население стареет и сокращается, а по паритету покупательной способности «Страна восходящего солнца» уступает Индии.
Напротив, Индия в мировой табели о рангах поднимается стремительно. Ни в одной стране мира нет такой демонстративной нищеты и такой динамики экономического роста. В союзе с ней заинтересованы все государства региона и крупнейшие мировые лидеры. Однако она не сможет выйти на первое место в мире, поскольку в отличие от Китая здесь никогда не было сильного государства.
С серьезными испытаниями столкнулся и исламский мир. События «арабской весны», многочисленные интервенции США и их союзников в страны Ближнего Востока сильно ослабили его. Более того, если до начала XXI века фундаменталистские настроения почти не распространялись за пределы этого региона, то теперь с этой опасностью вынуждены считаться и другие государства (в том числе в Африке южнее Сахары).
Отдельное внимание уделено в монографии положению Латинской Америки. В. Никонов задает в своей книге вопрос: можно ли рассматривать её как отдельную цивилизацию? В свое время здесь существовали местные индейские государства ацтеков, майя, инков. К XVI веку они прекратили свое существование как по внутренним причинам, приведшим к их упадку, так и из-за вторжения европейцев. В XVIII-XIX веках этот регион рассматривали как своеобразное, но всё же ответвление западной цивилизации. Однако теперь он претендует на самостоятельный статус. Самым большим вызовом для этой части света остается политика северного соседа – США, с которым многие страны связаны экономически. В Вашингтоне многих не устраивал тот «поворот влево», который произошел в Латинской Америке в начале XXI века. Были приложены немалые усилия для того, чтобы покончить с ним. Во многом это удалось. Важнейшие страны региона – Бразилия, Аргентина, Мексика. От того, в каком направлении они будут развиваться, зависит положение остальных государств континента.
Особое внимание в монографии уделено странам Африки. На этом континенте сосредоточены самые бедные страны планеты. Однако важнейшим ресурсом для них остается демографический рост. «Чёрный континент» стремительно молодеет за счет прироста трудоспособного населения. Кроме того, Африканский континент привлекает значительный интерес в качестве центра мирового развития. Поэтому неслучайно в октябре 2019 года в Сочи состоялся саммит «Россия-Африка», в котором приняли участие более 40 стран этого материка.
Все перечисленные факторы наглядно свидетельствуют: «конца истории», о котором говорили три десятилетия назад, не произошло. Напротив, мир развивается не по пути унификации, а в сторону большей сложности и многообразия. Традиционализм, внимание к национальной культуре проявляются во многих странах и приобретают форму оригинальных движений и концепций: в Латинской Америке – «индехиниста», в Южной Африке – «убунту». Национализм переживает подъем в ряде стран Европы – от Польши до Франции. Для Индии характерен подъем индуизма. И если в Западной Европе и США храмы нередко пустеют, то об остальном мире такого сказать нельзя. Напротив, можно утверждать, что налицо своеобразный «реванш Бога».
В условиях обостряющихся противоречий особая надежда возлагается автором на страны БРИКС, на которые в настоящее время приходится 45% мировой экономики.
«Это серьезная сила, с которой нельзя не считаться. Во всяком случае, в «Большой двадцатке» уже ни одно важное решение не может быть принято без учета мнений стран, входящих в эту «пятерку». При этом внутри самого альянса все решения принимаются на основе паритетного начала. Это позволяет им договариваться по общим вопросам и одновременно проводить суверенную политику», - заметил В.Никонов. По словам политолога, БРИКС вполне можно назвать одним из первых контуров новой системы миропорядка.
По словам В.Никонова, мир становится все более опасным и непредсказуемым. Каким будет новый мировой порядок? Сколько будет в нем новых полюсов? Возможно, что один из них будут олицетворять США и их союзники, а другой – Китай и «Большая Евразия», в состав которой войдет Россия как самостоятельный центр силы. Но нельзя полностью исключать и вариант «единой Евразии», в состав которой войдет и Европейский союз.
«Важнейшие, глобальные вопросы даже не обсуждаются. Например, проблема коронавируса – насколько адекватно на нее реагируют на международном уровне? Вопрос риторический. Пандемия и энергетические войны до неузнаваемости изменили нынешний мир и вызвали небывалые экономические потрясения, только усилившие «проседание» Запада. Продолжается деглобализация, устанавливаются границы и запретительные пошлины. В этих условиях ставкой становится выживание человечества, стремление предотвратить масштабные столкновения, предпосылки для которых очень велики», - подчеркнул политолог.
Несмотря на все эти тревожные тенденции, В.Никонов смотрит в будущее с оптимизмом: «Перевес обеспечат те, кто обладает политической волей, стратегическим мышлением и способен предложить человечеству новую мечту. Лидерами станут те, на чьей стороне правда и справедливость, кто способен к принятию гибких и нестандартных решений», - завершил он свое выступление.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs