ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Коронавирус в Европе: каналы распространения и последствия для экономики

14:42 03.03.2020 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: lentachel.ru.

Эпидемия коронавируса из Китая достигла Европы. Эпицентром вспышки стал север Италии, где находятся самые развитые провинции страны – Ломбардия и Венето. Итальянское руководство делает все возможное, чтобы предотвратить распространение заболевания, но постепенно случаи заражения фиксируются и в других европейских странах, включая Германию. После выявленных нескольких случаев заражения в ряде федеральных земель Германии министр здравоохранения ФРГ Йенс Шпан заявил, что опасается серьезного распространения вируса в стране.

Последствия распространения коронавируса в Европе для экономики и социальной стабильности стран ЕС обсудили в ходе круглого стола, состоявшегося в Москве, известные российские ученые.

Заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов отметил, что распространение эпидемии коронавируса может уже в ближайшей перспективе нанести серьезный ущерб странам Европейского союза. Наиболее показательным в этом смысле является положение в Германии, экономика которой ориентирована на экспорт. В частности, немецкая автомобильная промышленность находится в кризисе, и первый квартал 2020 года для нее будет закрыт в минусе. Но самая главная опасность заключается в том, что прекращение поставок из Китая ставит под сомнение эффективность цифровой экономики. «Сейчас хорошо заметно, насколько современная экономика изменилась по сравнению с предшествующими укладами. Стоило только минимизировать поставки из Китая, как начались многочисленные проблемы в тех отраслях, которые напрямую связаны с этой «мастерской мира». Если в ближайшее время ситуация не стабилизируется, то серьезные потери понесет не только крупное производство, но и малый и средний бизнес. В таком случае неизбежна волна банкротств», - заметил ученый.

Распространение коронавируса на страны Европы заставляет ЕС задумываться над проблемами самодостаточности собственных экономик. Например, самым уязвимым направлением в медицинской промышленности остается фармацевтика. «По последним данным, 88% субстанций для неё поставляется из Китая. Теперь, конечно, будет поставлен вопрос о пересмотре подобного положения», - заметил В. Белов.

Временно исполняющий обязанности директора ИНИОН РАН, член-корреспондент РАН Алексей Кузнецов отметил, что, в зависимости от того, насколько масштабное распространение примет эпидемия, будут меняться и её последствия. Хорошо известно, что на состояние мировой экономической конъюнктуры оказывают прямое влияние мнимые и подлинные ожидания и страхи. В сочетании с падением динамики развития в самом Китае это может привести к стагнации. «Если к лету еще несколько стран будут охвачены этим заболеванием, то не исключено сползание мировой экономики в новую рецессию», - пояснил он.

По словам А.Кузнецова, за последние два десятилетия человечество столкнулось с несколькими масштабными вызовами, на которые далеко не всегда сумело найти адекватный ответ. «Среди них – кризис 2000 года, вспышка атипичной пневмонии (SARS) в 2003 году, мировой экономический кризис 2008 года и нынешняя эпидемия коронавируса. Во всех перечисленных примерах возникавшая ситуация становилась для мировой экономики, политики и экспертного сообщества неожиданной», - заметил ученый.

«Вынужден сказать, что ни в одном из этих случаев не были сделаны правильные выводы. Например, как только закончилась вспышка атипичной пневмонии, разработка вакцины против нее была прекращена. Сейчас может произойти то же самое. Конечно, можно перенести часть производств из Китая. Но где гарантия, что следующая эпидемия произойдет именно там, а не в США или другой западной стране? Нужно задумываться над тем, что подобные ситуации будут не исключениями из правил, а, напротив, происходить достаточно регулярно», - подчеркнул эксперт.

Доцент Сколтеха Георгий Базыкин привел любопытные цифры, свидетельствующие, что смертность от нового коронавируса выше, чем от обычного гриппа. При заражении стандартной ОРВИ она составляет не более 0,1%, тогда как при COVID-19 колеблется от 0,5 до 2%. Поскольку эффективной вакцины в настоящее время нет, приходится полагаться лишь на иммунитет самого заболевшего. Самым эффективным средством против распространения заражения остается снижение числа контактов между людьми. Именно жесткие средства изоляции помогли в свое время прекращению эпидемии атипичной пневмонии в Китае (включая Гонконг) и Вьетнаме. Исходя из этих предпосылок и опираясь на факты, свидетельствующие о сокращении числа заболевших в КНР, эксперт назвал в целом успешными меры жесткого карантина, принятые Пекином.

В свою очередь, доцент кафедры европейского права МГИМО МИД России Николай Топорнин не согласился с Базыкиным. «Учитывая то, что коронавирус продолжает распространяться на новые страны, цифры, предоставляемые Пекином, вряд ли вполне достоверны. С уверенностью можно сказать лишь то, что в КНР активно работает с информацией для того, чтобы доказать, что новая инфекция не настолько опасна, как это принято считать», - заметил он. В доказательство своей позиции эксперт привел в пример ситуацию в Южной Корее и Италии, где число заболевших стремительно растет.

Будет ли в Евросоюзе разработана централизованная политическая стратегия борьбы с коронавирусом? Н.Топорнин ответил на этот вопрос отрицательно. «Согласно Лиссабонскому договору, проблемы здоровья не входят в число первоочередных задач ЕС, - отметил он. – В настоящее время каждое государство разрабатывает свою тактику и стратегию по этому вопросу. Например, в Германии для размещения зараженных больных сейчас готовится заброшенная военная база. В Италии, прежде всего в Ломбардии и Венеции, усилены проверки на дорогах, не работают муниципалитеты и школы. Важный вопрос заключается в том, кто будет компенсировать служащим невыход на работу, когда пик заболевания закончится?»

Высказался эксперт и по вопросу реакции фондовых рынков на происходящие события. «Крупнейшие индексы, среди которых Nasdaq, Dow Jones, NYSE, упали в совокупности на 12,5%. Общие потери экономики составляют уже сейчас полтриллиона долларов. Конечно, сложившаяся ситуация будет иметь негативные последствия не только для экономики Европы, но и для стран, тесно с ней связанных», - заявил Н.Топорнин.

Старший научный сотрудник Сектора экономики европейских стран Центра европейских исследований ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова Владимир Оленченко отметил, что крайне негативное воздействие на положение в Европе может оказать массовая миграция с Ближнего Востока. «В ходе обострения ситуации в Идлибе президент Турецкой Республики Реджеп Эрдоган пригрозил открыть границу с ЕС для беженцев, находящихся в настоящее время на территории его страны. В Южную и Центральную Европу снова направляется поток людей, который практически не поддается контролю. По-видимому, вопрос, что с этим делать, станет в ближайшее время основным для ЕС», - заметил ученый.

Еще один канал, который почти не поддается внешнему контролю, связан с военной деятельностью. «Сейчас в Прибалтике начались самые масштабные за последние четверть века учения НАТО – Defender Europe 2020. Двадцать тысяч военных сконцентрированы на территории Прибалтики и Польши. Откуда они прибыли, никто, кроме их командования, не знает», - заметил В.Оленченко.

Ситуация осложняется тем, что в странах Прибалтики очень сильна пропаганда, которая носит ярко выраженный антироссийский характер. В частности, в Латвии она, вкупе с опасениями распространения коронавируса, привела к тому, что население массово скупает продукты долгого хранения, прежде всего крупы и макароны. «Население стран Балтии весьма мобильно. Центрами их миграции традиционно являются страны Северной Европы, Германия и Великобритания. Потенциально такие передвижения могут привести к распространению заболевания на новые страны», - заметил эксперт.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати