Фото автора
«Вопрос постконфликтного восстановления Сирии существует на протяжении всех лет этого трагического, разрушительного, сложного конфликта, который сейчас происходит на территории Сирийской Арабской Республики (САР). С каждым годом потребности в постконфликтной реконструкции становятся все более насущными. Масштабы нужных средств, инвестиций, помощи увеличиваются. Каждый год начало реконструкции откладывается. Ситуацию можно сравнить с линией горизонта, которая отодвигается от нас мере того, как мы к ней приближаемся. Это очень трагично, поскольку сегодня мы видим, что в Сирии выросло поколение, которое не знает мира, живет в очень тяжелых условиях. Во многих измерениях ситуация не стабилизируется. Гуманитарный кризис в отдельных регионах страны становится все более тяжелым. Несложно предсказать, что дальнейшее ухудшение экономической ситуации в стране может спровоцировать новый поток беженцев, которые будут покидать страну уже не по политическим причинам, а по экономическим, из-за отсутствия экономических социальных перспектив, разрушенной инфраструктуры, что потянет за собой целый шлейф других проблем». Об этом заявил генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов во время пресс-конференции на тему «Восстановление Сирии: взгляд из России и ЕС». По словам генерального директора РСМД, существует мнение, что в наихудшем варианте сирийские беженцы и мигранты станут фактором, который будет иметь долгосрочное воздействие на ситуацию в регионе, сравнимое с палестинскими беженцами, которые не могут вернуться на родину в течение многих десятилетий.
Эксперт высказал мнение, что ни больших денег из Европы, ни серьезных политических трансформаций внутри Сирии в ближайшие годы не стоит ожидать. Андрей Кортунов отметил, что с одной стороны, когда начинают говорить о том, сколько требуется для восстановления сирийской экономики, социальной инфраструктуры, городского хозяйства, то приводятся очень большие цифры – десятки, а иногда и сотни миллиардов долларов или евро. «Существует представление о том, что основная часть этих денег должна прийти из Европы и, возможно, частично от стран Персидского залива. Мы знаем, что эти деньги в обозримом будущем в Сирию не придут. Существует ряд причин. Во-первых, у Евросоюза есть другие приоритеты и заботы, а во-вторых, внутри сообщества существуют разные точки зрения относительно того, как строить отношения с Дамаском. По всей видимости, рассчитывать на очень большие средства не приходится – независимо от того, как будет протекать политическое развитие в САР. С другой стороны, сохраняются ложные представления по вопросу политических преобразований в Сирии. Существует мнение, что политический транзит, в частности, работа Конституционного комитета в Женеве, приведет в итоге к серьезным сдвигам в стране, фактически – к изменению природы политического режима в Дамаске. И это тоже, как мне кажется, иллюзия», - подчеркнул генеральный директор РСМД.
Он отметил необходимость поиска конкретных «разменов», которые помогли бы сдвинуть процесс с «мертвой точки». «Например, несмотря на то, что крупных инвестиций, программ помощи из Европы не будет, есть потенциальная возможность смягчения европейских санкций. Это очень большой стимул для Дамаска и для всего экономического сообщества в Сирии»,- подчеркнул Андрей Кортунов.
Он добавил, что осложняющим фактором является позиция США, которая если и эволюционирует, то в сторону большей жесткости. «Мои последние контакты с американскими дипломатами говорят о том, что в Вашингтоне, как мне кажется, ошибочно считают, что тактика максимального давления работает в случае Ирана, и она может сработать в случае с Сирией. Поэтому администрация США сейчас не только не готова обсуждать вопрос о смягчении ограничительных мер, но и будет использовать экстерриториальные вторичные санкции, чтобы не допустить никаких изменений со стороны своих европейских союзников»,- заключил генеральный директор РСМД.
В свою очередь, директор программы по Ближнему Востоку и Северной Африке Международной кризисной группы (ICG) Йост Хилтерман отметил, что война в Сирии постепенно заканчивается. «Россия хочет, чтобы Европа начала общаться с Дамаском для урегулирования сложившейся ситуации, но ЕС этого не хочет, поскольку это, по его мнению, легитимизирует сирийский режим, который, как они заявляют, «кровавый». С точки зрения европейских стран, взаимодействие с сирийским режимом только усугубит проблему, а не решит ее»,- заявил Йост Хилтерман. По его словам, представляя организацию, занимающуюся предотвращением конфликтов, сотрудники не вмешиваются в споры между ЕС и Россией, но их беспокоит то, как живут обычные граждане Сирии, поэтому они ищут политическое решение проблемы.
Чрезвычайный и Полномочный Посол России Александр Аксененок отметил, что если сейчас не предпринять действенных мер по линии международного сообщества, то конфликт может приобрести латентный характер либо может пойти по очередному кругу, что приведет к возрождению терроризма. «Я считаю, что поиск точек соприкосновения между Россией и ЕС возможен»,- подчеркнул Чрезвычайный и Полномочный Посол России. По его словам, принцип «большего в обмен на большее» может стать мостиком для сближения позиций Москвы и Брюсселя, которые, казалось бы, несовместимы. «Затем неправительственным организациям необходимо дать импульс, чтобы на официальном уровне прошли обсуждения этих вопросов, в частности, до какой степени сирийское правительство может пойти на политические реформы сейчас или после президентских выборов»,- подчеркнул Александр Аксененок.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs