Фото автора
В начале февраля в результате артиллерийского обстрела со стороны сирийской армии в Идлибе погибли 8 турецких военных и гражданских лиц. Жертвами ответных действий со стороны Турции стали 76 сирийских солдат. 12 февраля Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на заседании парламентской фракции правящей Партии справедливости и развития в Анкаре заявил, что нанесет удар по силам Асада при малейшей угрозе турецким военнослужащим в зоне деэскалации Идлиб. Он также напомнил, что в Идлибской зоне деэскалации в последнее время погибли 18 турецких военнослужащих, еще 45 получили ранения.
Свою обеспокоенность недавними столкновениями между военными Турции и Сирии выразил Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. Он призвал к незамедлительной деэскалации ситуации. В этой связи, появилась информация о проведении совещания по ситуации на северо-западе Сирии в Совете Безопасности ООН по просьбе Великобритании, США и Франции.
12 февраля по инициативе турецкой стороны состоялся телефонный разговор Владимира Путина с Президентом Турецкой Республики Реджепом Тайипом Эрдоганом. «Продолжено обсуждение различных аспектов урегулирования сирийского кризиса, прежде всего в контексте обострения обстановки в Идлибской зоне деэскалации. Отмечена важность полной имплементации имеющихся российско-турецких договорённостей, включая Сочинский меморандум от 17 сентября 2018 года. В этих целях условлено о проведении дополнительных контактов по линии соответствующих ведомств», - говорится в сообщении на портале Kremlin.ru.
«В случае с гибелью турецких военнослужащих есть спорные моменты. Так, если исходить из заявлений российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии, Турция не уведомила о перемещении подразделений своей армии. Заявления Анкары делались на уровне политического руководства, в частности, руководства Партии справедливости и развития, но они не делались на уровне Генерального штаба, с которым у России достаточно тесное взаимодействие». Об этом заявил заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев во время круглого стола в связи с обострением ситуации на северо-западе Сирии после гибели турецких военных в Идлибе.
«Анкара сейчас вынуждена реагировать на то, что происходит в зоне деэскалации Идлиб. Однако у нее нет сил, чтобы что-то кардинально изменить, поскольку она, переоценив свой военный потенциал, стала пытаться взять под контроль всю границу с Сирией, в результате чего произошло перенапряжение сил. Кроме того, Анкара стала вязнуть в Ливии: одно дело – отправка боевиков-радикалов, которых изначально готовили на территории Ливии для проведения операций в Сирии, а теперь из Сирии они перенаправлены в Ливию, но совсем другое дело – ввод войск»,- обратил особое внимание Владимир Евсеев.
По словам заведующего отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, Турция, видя, что не может вернуть ситуацию в то состояние, которое было в середине декабря 2019 года, постепенно сдает свои позиции в Идлибе. «Сейчас, вероятно, некоторое время будет перемирие, после которого возможны контратаки сирийско-арабской армии и дальнейшее освобождение зоны деэскалации Идлиб. Скорее всего, Анкара сохранит контроль в некоторой буферной зоне. Это означает, что зона деэскалации Идлиб сократится. При этом, неизбежно освобождение провинциального центра города Идлиб. Это лишь вопрос времени»,- отметил Владимир Евсеев. Он добавил, что ели бы Турция не оказывала поддержку тем боевикам, которые находятся в зоне деэскалации, Сирия давно бы их победила. «Непонятно, как внутренними ресурсами можно обеспечить решение тех военных задач, которые там решаются. Например, боевики используют танки, но для того, чтобы их эксплуатировать, необходимо иметь как минимум танкоремонтный завод, который будет восстанавливать их на регулярной основе, не говоря уже о поставках комплектующих деталей для них, а также различных боеприпасов. Это все может быть обеспечено только за счет турецкой стороны. Я сомневаюсь, что на территории Идлиба есть такой завод. Значит, танки вывозятся на территорию Турции, там ремонтируются, и потом снова ввозятся. Там же происходит и лечение значительного количества боевиков, которые воюют в зоне деэскалации Идлиб»,- заявил эксперт.
При этом, Владимир Евсеев отметил, что на пути освобождения зоны деэскалации Идлиб у сирийского руководства существует ряд препятствий. «Во-первых, быстрое освобождение провинции Идлиб привело бы к выдавливанию значительного количества приблизительно 160 тысяч человек не только боевиков-радикалов, но и членов их семей на территорию Турции, которая, в свою очередь, пропустила бы их в Европу. Во-вторых, если сирийско-арабская армия начала бы масштабное наступление, достаточно быстро освобождала бы эти территории, то возникли бы серьезные проблемы в отношениях с Турцией. Поэтому была выбрана тактика постепенного освобождения зоны деэскалации Идлиб, которая гарантировала минимизацию негативных последствий по выдавливанию боевиков и ухудшению отношений с Турцией»,- подчеркнул военный эксперт.
В свою очередь, заместитель директора Института прогнозирования и урегулирования политических конфликтов Александр Кузнецов отметил, что для Турции категорически неприемлемо восстановление Дамаском своей власти над провинцией Идлиб, поскольку в этом случае Анкара потеряет свой последний крупный плацдарм на территории Сирии. «При этом, сохранение этого плацдарма является серьезной угрозой для Дамаска, поскольку там в любой момент может быть организовано альтернативное правительство сирийской оппозиции, которое будет угрожать интересам сирийской государственности»,- заявил Александр Кузнецов.
При этом, по его словам, серьезное политическое урегулирование может начаться только тогда, когда Сирия установит свой контроль над Идлибом. «Пока существуют анклавы, неподвластные законному правительству Сирии, сохраняется опасность начала гражданской войны, и легитимность правительства Дамаска находится под вопросом. Необходимо постепенно выдавливать боевиков с этой территории»,- подчеркнул заместитель директора Института прогнозирования и урегулирования политических конфликтов.
Во время круглого стола директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона, старший научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Виктор Надеин-Раевский и эксперт РСМД Руслан Мамедов ответили на вопросы журнала «Международная жизнь».
Журнал «Международная жизнь»: С какой целью Турция обвиняет Россию в невыполнении обязательств в рамках Астанинского и Сочинского соглашений?
Виктор Надеин-Раевский: Обвинения в адрес России звучат для того, чтобы замаскировать собственные действия.
Журнал «Международная жизнь»: Каких результатов можно ожидать от совещания в Совете Безопасности ООН по просьбе Великобритании, США и Франции в связи с ситуацией на северо-западе Сирии?
Виктор Надеин-Раевский: Ожидать можно антироссийские выступления. В настоящий момент Совет Безопасности ООН не способен принять каких-либо мер, с которыми бы согласились все участники. Так, будут озвучены западные предложения в пользу боевиков и российские – против боевиков, а также заявления об ограничении иностранного участия. Оба варианта будут заветированы. В сложившейся ситуации ожидать от Совета Безопасности реальных действий, которые бы способствовали урегулированию, не стоит.
Руслан Мамедов: Любые конкретные действия в Совете Безопасности ООН будут нуждаться в предварительном согласовании позиций между Москвой и Вашингтоном. Если будет найден выход из сложившейся ситуации в Сирии, с которым будут согласны обе страны, тогда появится шанс на движение в сторону урегулирования. К сожалению, это пока что не видится возможным, поскольку сейчас американцы в этом не заинтересованы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs