Уважаемые дамы и господа,
Мы провели конструктивные переговоры, посмотрели на развитие наших двусторонних отношений, на сотрудничество по международным, региональным делам в развитие результатов встречи Президента Российской Федерации В.В.Путина и Премьер-министра Швеции С.Лёвена в Санкт-Петербурге в апреле прошлого года.
Мы подтвердили обоюдную готовность продвигать практическое сотрудничество и приветствовали поступательное развитие экономического взаимодействия. В России работают около 500 шведских предприятий, и все они планируют продолжать свою деятельность здесь. Объем накопленных инвестиций шведских предпринимателей в российскую экономику в 2019 г. был на уровне 5 млрд долл. В прошлом году товарооборот несколько сократился, но у нас общее мнение, что эта тенденция вполне обратима, и в этой связи важную роль мог бы сыграть Российско-Шведский Наблюдательный комитет по торговле и экономическому сотрудничеству. В последнее время сопредседатели этой важной структуры регулярно общались, но пленарное заседание не проводилось с 2013 г. По мнению российской стороны, пора бы это уже сделать.
Полезной площадкой является также Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). Шведские коллеги регулярно в нем участвуют, в том числе, по линии правительства. В прошлом году Министр иностранных дел Швеции А.Линде возглавляла делегацию Швеции в своем качестве Министра внешней торговли.
У нас общее мнение о важности поощрять гуманитарные связи, контакты в области образования, научных исследований, в целом контакты между людьми. По нашему мнению, этому могли бы способствовать и контакты между парламентариями, которые пока не очень активны.
Мы подробно и в одном русле говорили о важности сотрудничества в таких региональных форматах, как Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Арктический совет.
Подробно обменялись мнениями и о ситуации в сфере безопасности в регионе Балтийского моря. Мы привлекли внимание наших собеседников к достаточно провокационным действиям НАТО, которая наращивает военную активность, свое военное присутствие в непосредственной близости от российских границ. Ни на Балтике, ни в целом на Севере Россия не видит ни одной проблемы, которая требует военного решения. Привлекли внимание к выдвигаемым Россией в последнее время инициативам, которые нацелены на снижение напряженности и на укрепление взаимного доверия, в том числе по линии военных. В этом контексте Россия рассматривает традиционную для Швеции политику неучастия в военных блоках как важный фактор сохранения стабильности на севере Европы.
Мы затронули состояние отношений между Россией и Евросоюзом, а также тематику деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), прежде всего, в контексте предстоящего в 2021 г. председательства Швеции в этой Организации. Мы предложили консультироваться по вопросам повестки дня ОБСЕ, в том числе по проблематике украинского урегулирования, в котором Организация играет весьма позитивную роль, и мы хотели бы эту роль укреплять. Ясно, что продвигать урегулирование можно исключительно на основе минского «Комплекса мер», который предполагает прямой диалог между Киевом, Донецком и Луганском. В этой связи коснулись сегодня результатов недавнего саммита в «нормандском формате» в Париже и вытекающих из его итогов задач для Контактной группы.
Обоюдный интерес в рамках наших отношений представляют и вопросы, связанные с ситуацией на Ближнем Востоке и на Севере Африки, включая кризисы вокруг Сирии, Ливии, положение дел в зоне Персидского залива, и, конечно, ситуация вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД). Мы открыты к тому, чтобы проводить предметные, нацеленные на улучшение взаимопонимания консультации по всем этим и по другим вопросам с нашими шведскими коллегами.
Хотел бы еще раз поблагодарить госпожу А.Линде и ее делегацию за содержательные переговоры.
Вопрос (перевод с шведского): Существуют ли, по Вашему мнению, возможности для восстановления действительно хороших отношений между Россией и Швецией после трудностей, возникших в последние годы в свете продолжающихся серьезных расхождений по украинскому вопросу?
С.В.Лавров: Мы не видим препятствий для нормальных отношений. Как сказала г-жа Министр, разногласия есть, но они не должны препятствовать совместной работе. То, что Евросоюз, по сути дела, загнал себя в ловушку, когда несколько лет назад принял т.н. «пять принципов», которые обусловливают полную нормализацию отношений с Россией выполнением Минских договоренностей, – это очевидно уже для всех.
Евросоюз не просто смирился, но и признал антиконституционный государственный переворот на Украине, который был совершен ультрарадикалами в феврале 2014 г. Евросоюз никак не прокомментировал первую же акцию путчистов, которые приняли решение об отмене особого статуса русского языка и заявляли о необходимости уничтожить или изгнать русских из Крыма. Все это Евросоюз молчаливо пропустил.
Евросоюз поддержал развязанную путчистами войну против собственного населения на востоке Украины в ответ на то, что в этих регионах отказались признать результаты госпереворота и попросили оставить их в покое, чтобы разобраться, что происходит. Не буду скрывать, нам стоило больших усилий убедить людей в Донбассе все-таки вступить в переговоры на основе инициативы т.н. «нормандского формата», результатом чего стали Минские договоренности, одобренные Советом Безопасности ООН. Несмотря на это, режим П.А.Порошенко в течение четырех лет саботировал выполнение этого безальтернативного документа.
Президент Украины В.А.Зеленский, несмотря на истерику неонацистов, нашел в себе силы и приступил к выполнению обязательств, которые Киев должен выполнить. Были сделаны первые шаги по разведению сил и средств, и на бумаге была зафиксирована «формула Штайнмайера», касающаяся взаимосвязи между выборами в Донбассе и присвоением региону особого статуса. Это сделало возможным проведение третьего «нормандского» саммита, который состоялся в декабре 2019 г. в Париже. Г-жа Министр упомянула об этом, а также о необходимости выполнять согласованные там обязательства.
Обязательства взяли на себя киевские власти. Одно из них касается обеспечения инкорпорирования в законодательство Украины на постоянной основе особого статуса Донбасса в соответствии с Минскими договоренностями. Сделать это можно исключительно путем отражения этого особого статуса в Конституции Украины.
Второе обязательство, которое украинское руководство взялось исполнять в консультациях с Донецком и Луганском через Контактную группу, – разведение сил и средств на трех новых участках. Но здесь следует напомнить, что Россия, Франция и Германия на саммите в Париже были готовы поддержать согласованный ранее подход, предусматривающий разведение сил и средств не на трех участках, а по всей линии соприкосновения. К сожалению, к удивлению всех других участников, Президент Украины В.А.Зеленский и его делегация оказались не в состоянии подписаться под этим шагом, который в полной мере вписывается в требования Минских договоренностей. Поэтому ответ на вопрос «как преодолевать нынешнюю ситуацию?» заключается в том, что необходимо полностью и последовательно выполнять Минские договоренности, требующие конкретных действий со стороны Киева, Донецка и Луганска.
Наверное, я Вас утомил. Прошу прощения, что так подробно остановился на Вашем вопросе. Мне показалось, что в том, как он был сформулирован, проявился серьезный недостаток информации об истории этой темы.
Что касается Крыма – тут еще проще. Нужно просто уважать волеизъявление крымского народа. Кто желает убедиться в том, что это волеизъявление было абсолютно искренним – надо просто приехать в Крым. Такие возможности существуют, и многие ими пользуются. В этом регионе России мы будем рады приветствовать всех непредвзятых людей, которые хотят посмотреть, как живут в Крыму все народы этой российской Республики.
Вопрос (адресован А.Линде): Комитет по обороне Швеции обозначил Россию как одну из угроз для страны, даже не исключил вероятность нападения. Обсуждались ли эти вопросы в ходе сегодняшней встречи? Удалось ли хотя бы частично снять существующие обеспокоенности?
С.В.Лавров (добавляет после А.Линде): Мы сегодня это обсуждали. Угрозы и риски нарастают. Мы поделились нашими оценками беспрецедентных планов НАТО по продвижению к нашим границам, затягиванию в натовские военные маневры нейтральных стран (таких как Швеция и Финляндия). Предложили нашим шведским соседям наладить доверительный, открытый диалог по линии военных, как мы это сделали с Финляндией три года назад. Шведские коллеги обещали подумать над этим предложением. Надеюсь, мы продолжим этот разговор. Мы готовы любые вопросы с нашими партнерами обсуждать в абсолютно открытом режиме.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs