Фото автора
Вечером 31 января Великобритания официально выйдет из Евросоюза. Обе палаты британского парламента — Палата общин и Палата лордов — утвердили законопроект о «брекзите». Королева Великобритании Елизавета II подписала принятый парламентом законопроект о выходе страны из ЕС, и закон вступил в силу. Из документа следует, что на «брекзит» у правительства будет время до конца 2020 года.
«Весь ажиотаж вокруг «брекзита» и непонимание истинных причин выхода Великобритании из ЕС, связаны с тем, что нет более широкого понимания того, что происходит после окончания «холодной войны», а именно: была разрушена биполярная система геополитического управления миром. Однополярный мир себя уже исчерпал, что признают как российские, так и западные политологи. Все процессы, которые были запущены в период «холодной войны», потеряли свой смысл. В частности, сейчас мы наблюдаем деглобализацию. Так, появление коронавируса говорит о том, что всем странам необходимо закрываться и решать свои проблемы внутри каждой страны в отдельности, что и делают англичане». Об этом заявил член Совета по внешней и оборонной политике, советник-посланник (в ранге Посла) Посольства Российской Федерации в Великобритании (2011–2017 гг.), член РСМД Александр Крамаренко во время круглого стола на тему «Великобритания в шаге от “брекзита”». По его словам, в случае с «брекзитом» мы имеем дело с началом демонтажа европейского интеграционного проекта. «Все наднациональное претит англосаксам. Сейчас мы наблюдаем тенденции изоляционизма, ресуверенизации западных стран. При этом, когда мы говорим о «брекзите», речь идет, в том числе, о восстановлении демократической подотчетности власти, которая уже не в состоянии ссылаться на решения Брюсселя или глобализацию»,- заключил Александр Крамаренко.
В свою очередь, доцент кафедры европейского права МГИМО МИД России Николай Топорнин высказал мнение, что ЕС получит «второе дыхание» после выхода Великобритании из состава Союза, поскольку фактически это было «пятое колесо в телеге». «Когда англичане в 1973 году вступали в Европейское экономическое сообщество, были серьезные дебаты, и не сразу удалось убедить депутатов и британское общество в необходимости этого шага для Великобритании. Однако она вступила в это объединение, поскольку, находясь в рамках другого общего рынка - «Европейской ассоциации свободной торговли», они стали экономически проигрывать и поняли, что если ничего не предпринимать, то они останутся у “разбитого корыта”»,- отметил Николай Топорнин. По его словам, после «брекзита» ЕС переформатируется. «Выход Великобритании из Союза наносит определенный имиджевый ущерб ЕС и вносит сумятицу в экономическую систему Союза, поскольку Великобритания – это ведущая страна ЕС наряду с Германией и Францией. Треугольник «Лондон-Париж-Берлин» являлся системообразующим. Сейчас одно звено выпадает, и Евросоюзу придется на какое-то время решать проблемы после «брекзита». Однако 1 февраля ничего радикального не произойдет, поскольку Великобритания пока еще останется в едином таможенном и экономическом пространстве. Она выйдет только из политических институтов. По сути, Лондон потеряет возможность оказывать влияние на принятие политических решений в ЕС. При этом, не нужно волноваться за будущее ЕС. Союз будет развиваться по тем путям, которые определят для себя новые лидеры этого интеграционного объединения»,- заключил эксперт.
Комментируя ситуацию, связанную с выходом Лондона из ЕС, руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина подчеркнула, что только во второй половине февраля состоится заседание Совета Министров иностранных дел государств-членов ЕС, где будет дан мандат на переговоры. «Следовательно, раньше начала марта 2020 года переговоры не начнутся. Важно отметить, что помимо торгово-экономического соглашения Великобритании еще необходимо заключить массу других соглашений – о сотрудничестве в сфере безопасности, о доступе к полицейским базам данных ЕС, о функционировании транспортной системы, о функционировании сферы услуг, поскольку далеко не все регулируется торговым соглашением. Основная проблема его заключения состоит в желании или нежелании Великобритании сохранить стандарты ЕС. Если Лондон сохранит большую часть стандартов, значительный объем европейских норм и правил, тогда заключить соглашение будет легче. Насколько стороны будут готовы пойти на уступки большой вопрос. От этого будет зависеть дальнейшее взаимодействие сторон»,- отметила Людмила Бабынина. По ее словам, после «брекзита» ЕС не «развалится» из-за сильной экономической взаимозависимости государств-членов. «Союз может трансформироваться, изменить вектор развития, но единый внутренний рынок, на котором основан ЕС, не может рухнуть»,- заключила руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs