Фото: moskva.bezformata.com
Президент США Дональд Трамп лично озвучил ключевые положения так называемой «сделки века» – плана мирного урегулирования палестино-израильского конфликта. В их число вошло признание суверенитета Израиля над уже появившимися на палестинской территории еврейскими поселениями, а также отказ арабского государства от вооруженной борьбы. Кроме того, в Вашингтоне предложили сделать «неделимый» Иерусалим столицей Израиля, а пригород Восточного Иерусалима – столицей Палестины. На церемонии в Белом доме, состоявшейся 28 января, присутствовал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Представителей Палестины в Вашингтон не пригласили.
Руководство Израиля предсказуемо приветствовало сделку, считая, что она сулит «блестящее будущее для израильтян». Президент Палестины Махмуд Аббас, напротив, отверг план президента США, назвав его заговором против арабской государственности.
Сможет ли план, предложенный Трампом, служить базой для дальнейших переговоров по урегулированию конфликта между Израилем и Палестиной? На этот вопрос ответили известные российские востоковеды – участники круглого стола, состоявшегося в Москве.
Помощник заместителя председателя Совета Федерации, заместитель председателя Совета Ассоциации российских дипломатов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Андрей Бакланов считает, что в средствах массовой информации недооценивают значение предложенной Дональдом Трампом сделки. Как считает эксперт, по своему потенциалу этот документ входит в число трех важнейших документов, в которых отражен взгляд Вашингтона на арабо-израильский конфликт и пути его решения. Среди них - Кэмп-Дэвидские соглашения 1978 года между Египтом и Израилем, а также так называемые «параметры Клинтона», предложенные Белым домом в декабре 2000 года, согласно которым под контроль палестинцев предлагалось передать 94-95% территорий Западного берега реки Иордан (ЗБРИ) и всю территорию сектора Газа, а также создать «коридор безопасности» между Газой и ЗБРИ, при этом Иерусалим объявлялся общей столицей двух государств. Стороны заявили о достигнутом прогрессе, однако произошедшая в 2001 году смена правительства в Израиле привела к прекращению мирных переговоров.
Как отметил А.Бакланов, документ, предложенный американской стороной, состоит из двух частей: если первая из них подготовлена профессиональными экспертами, то вторая носит крайне политизированный характер, и реакция на нее в Рамалле была вполне предсказуема. Дипломат считает, что США поспешили с выдвижением подобной инициативы. «В Вашингтоне могли бы дождаться запланированного на февраль 2020 года российско-американского диалога на экспертном уровне. Если бы американцы посоветовались с Москвой, то документ можно было бы скорректировать, чтобы он приобрел менее односторонний характер. Сложность в том, что Дональд Трамп считает предлагаемую им сделку окончательным решением. Это значит, что палестинская сторона не поставит под этим проектом своей подписи, поскольку он противоречит всей логике урегулирования палестино-израильского конфликта, начиная с переговоров палестинцев и израильтян в 1992-1993 годах в Осло и соглашения «Газа-Иерихон» от 4 мая 1994 года, подписанного в Каире», - заявил эксперт.
По мнению А.Бакланова, предлагаемый американской стороной документ уже дискредитирован общей ситуацией, сложившейся вокруг него. Рост напряженности наглядно свидетельствует, что необходимо возвращаться к более коллегиальным форматам на палестинском направлении. Впрочем, «нет худа без добра»: этот документ привлек к себе внимание и способствовал возобновлению интереса к этому вектору отношений на Ближнем Востоке.
С позицией Андрея Бакланова солидаризировался доктор исторических наук, востоковед Алексей Малашенко. «Предложенный документ носит скорее провокативный характер. Конфликты, подобные палестино-израильскому, должны решаться исключительно в коллегиальном формате, хотя бы для того, чтобы сдерживать радикальные настроения антиизраильских движений, прежде всего ХАМАС», - заметил он.
Свою позицию по документу высказал директор Института стратегических исследований и прогнозов Российского университета дружбы народов (РУДН) Дмитрий Егорченков. Он назвал предлагаемую сделку не способом разрешения конфликта, а, скорее, соглашением между администрацией президента США Дональда Трампа и руководством партии «Ликуд».
«При изучении текста проекта соглашения становится понятно, где именно проходят «красные линии» для сторонников этой правоцентристской партии. Уже сейчас понятно, что американская сторона допустила фальстарт. Причем содержание сделки, благодаря многочисленным информационным утечкам, стало известно гораздо раньше, чем был обнародован сам документ. При его изучении возникает много вопросов: как, например, будет решена проблема водопользования в подобном государстве? Что произойдет с палестинскими беженцами, в том числе в Ливане, где их юридический статус находится в настоящее время в подвешенном состоянии? Наконец, реализация предлагаемого соглашения означает, что потребуется разоружение движения ХАМАС. Сделать это может либо Махмуд Аббас, но тогда начнется гражданская война с плохо предсказуемыми последствиями, либо Израиль, который, в случае, отказа от такого шага в Палестине, предпримет спецоперацию в секторе Газа. В случае любого из этих сценариев конфликт из переговорной фазы вновь перейдет в фазу вооруженную», - пояснил Д.Егорченков.
«Было бы неправильно говорить, что от ХАМАС в ультимативной форме требуют разоружения. Им предлагают пойти тем же путем, какой в свое время проделал ФАТХ: отказаться от вооруженной борьбы и стать полностью легальной партией», - возразил заведующий отделом Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН Дмитрий Марьясис. Эксперт также пояснил, что предлагаемый Трампом план урегулирования очень удобен для израильской стороны, которому, в отличие от палестинцев, не нужно предпринимать никаких усилий и тем более уступок. Однако документ все равно вызывает здесь определенную настороженность, учитывая ту бесцеремонность, с которой администрация Трампа действует на международной арене. И хотя некоторые тезисы документа представляют интерес (например, о зоне развития вдоль границы с Египтом, а также о максимальной интеграции палестинских беженцев в повседневную жизнь светских государств), совершенно непонятно, каким будет механизм, благодаря которому все эти договоренности могут быть реализованы. Возможно, предстоящая в феврале экспертная встреча поможет прояснить сложившуюся ситуацию», - заключил Д.Марьясис.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs