Фото: mid.ru
И.о. министра иностранных дел Сергей Лавров подвел итоги внешней политики России в прошлом году. Главным вызовом он назвал деструктивную политику западных стран, направленную на замену международного права «миропорядком, основанным на правилах». Эта линия поведения, по его словам, ведет к разрушению международной архитектуры безопасности. Стабилизирующим фактором министр считает российско-китайское взаимодействие.
Среди деструктивных действий Вашингтона Сергей Лавров выделил слом ДРСМД, «заматывание» перспектив продления ДСНВ, искусственное нагнетание напряженности в Персидском заливе, попытки пересмотреть общепризнанные правовые основы ближневосточного урегулирования (в частности, Россия осуждает решение США не считать поселенческую деятельность Израиля нарушением международного права), усиление военной активности НАТО вблизи российских границ и «приватизация» многосторонних механизмов контроля за нераспространением оружия массового уничтожения.
Кроме того, российский министр заметил и прецедент злоупотребления США своими привилегиями как страны, где располагается штаб-квартира ООН: «В нарушение международного права США отказывают представителям неугодных государств участвовать в мероприятиях на ооновской площадке». Дефицит доверия, по его мнению, усугубляется односторонними санкциями, протекционизмом, торговыми войнами. Все это дипломат назвал методами нечестной конкуренции, среди примеров выделив попытку США помешать строительству «Северного потока – 2» вопреки позиции ведущих стран ЕС.
Приоритетами России остаются борьба с терроризмом и восстановление Сирии, продвижение политических процессов и решение гуманитарных проблем. Кроме того, Россия будет способствовать возвращению Сирии в «арабскую семью». Министр считает несправедливым исключение Сирии из ЛАГ в 2011 году. Сергей Лавров не видит причин сохранять механизм трансграничной доставки гуманитарной помощи без консультаций с сирийским правительством. Западные партнеры, по его словам, пытались отстоять пункт пропуска гумпомощи между Ираком и Сирией. Но Россия и Китай в Совбезе ООН «синхронно» голосовали против. «Стараемся не пропускать решений, которые, бывает, наши западные коллеги пытаются навязать», — подчеркнул министр. Этот переход, на его взгляд, нужен был для того, чтобы «легитимизировать незаконное присутствие вооруженных сил США и возглавляемой ими коалиции на восточном берегу Евфрата».
Дипломат напомнил, что Россия участвовала в преодолении и других конфликтов на Ближнем Востоке, в частности в Йемене и Ливии: «Из-за авантюры 2011-го ливийскую государственность до сих пор не удалось восстановить». «Шагом на пути оздоровления ситуации во всем регионе могла бы стать российская концепция коллективной безопасности в зоне Персидского залива», — уверен российский министр. Говоря о крушении украинского самолета над Ираном, Сергей Лавров подчеркнул непреднамеренность действий иранских военных, а также назревшую необходимость деэскалации между США и Ираном. При этом он считает опасным решение Франции, Германии и Великобритании запустить механизм разрешения споров по иранской ядерной сделке. Министр напомнил, что СВПД часть международного права, и заметил несправедливость того, что США вышли из соглашения и препятствуют торговли Ирана с другими странами, в то же время требуя от иранских властей своевременного выполнения своих обязательств.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs