Убийство генерала Касема Сулеймани и ответный удар Ирана по американским базам в Ираке накалили ситуацию в регионе настолько, что американский президент сначала призвал Североатлантический альянс более активно участвовать в ближневосточных делах, а потом и вовсе предложил принимать в члены НАТО страны Ближнего Востока, впрочем, не конкретизировав, кого именно он видит в качестве кандидатов. «Я считаю, что НАТО надо расширять, и мы должны включить туда Ближний Восток. Непременно», — заявил президент журналистам. По мнению Дональда Трампа, Альянс должен сменить США в этом регионе в деле борьбы с террористами, поскольку терроризм является международной проблемой.
Хозяин Белого дома даже предложил новое название: NATO-ME (от Middle East).[i]
Все это проходит на фоне обострения отношений с Ираком, «позволившим себе» возмутиться обстрелом своего столичного аэропорта. Впрочем, Ирак Соединенные Штаты давно не рассматривают в качестве самостоятельного актора - с тех самых пор как они свергли режим Саддама Хусейна, заодно разрушив хрупкий баланс сил в регионе и превратив тем самым Иран в региональную супердержаву. Сам же Ирак все это время отчаянно пытается сохранить свою территориальную целостность. Удастся ли в итоге ему это сделать – большой вопрос.
Итак, атака американского беспилотника на багдадский аэропорт и пусть «щадящий», но все-таки удар Ирана по территории Ирака повлекли за собой требование иракского парламента вывести с территории страны все иностранные войска. Трамп расценил это как «неуважение» к США (обстрел чужого аэропорта в его системе ценностей, очевидно, - проявление уважения). А раз его страну «не уважают», он готов ввести против Багдада самые жесткие санкции. Кроме того, в силу неискоренимой привычки все измерять деньгами американский президент добавил, что американские военные не уйдут из страны, пока им не заплатят за авиабазу, построенную США.
Вернемся к идее Трампа и напомним, что нечто похожее мы уже наблюдали. В позапрошлом году активно муссировалась тема создания нового блока с участием восьми стран региона: Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта, Катара, Омана, Бахрейна, Египта и Иордании (Middle East Strategic Alliance, MESA, а неофициально — «арабский НАТО»). Понятно, под эгидой США. По замыслу Вашингтона альянс должен был объединить усилия этих стран в борьбе с терроризмом. Ну а главный спонсор терроризма с точки зрения Вашингтона – это Иран. Тогда из затеи ничего не вышло: Катар поддерживает деловые, чуть ли не союзнические, отношения с Ираном; активно сотрудничает с ИРИ Оман; Кувейт, памятуя о том, что страны Персидского Залива в свое время ничем не помогли ему против иракской агерссии, предпочел остаться в стороне. Подумав, отказался участвовать в проекте и Египет.
Мало что в позиции этих стран изменилось и сегодня. Более того, сам НАТО переживает нелучшие дни: некоторые его члены продолжают участие в ядерной сделке с Ираном; в Сирии американцы, британцы, французы и прочие союзники действуют в составе коалиции, никак не коррелирующей с Альянсом; Эмманюэль Макрон рассуждает о «смерти мозга НАТО», а про Турцию и говорить не приходится. В целом же Европейский Союз переживает фазу внешнеполитической импотентности и не очень интересуется делами Альянса.
Несмотря на то, что по дефиниции Трампа, генеральный секретарь Североатлантического блока Йенс Столтенберг «обрадовался» перспективе экспансии на Ближнем Востоке, ведущие европейские участники НАТО вряд ли горят желанием «залезать» в этот регион. Во-первых, «вылезти» оттуда будет нелегко, во-вторых, европейцы в большинстве своем заинтересованы в поддержании деловых отношений с Ираном. На призыв из-за океана могут откликнуться разве что натовские неофиты - страны Восточной Европы, в очередной раз демонстрируя свою преданность ценностям «свободного мира». И Вашингтону, конечно. Из «старичков» США могут надеяться, наверно, только на Великобританию.
Показательным в этой связи стало заседание Совета НАТО 6 января: его участники призвали Иран и США к «сдержанности» и снижению напряженности в двусторонних отношениях. Новый конфликт никому не нужен, считает Йенс Столтенберг. Думается, не в последнюю очередь потому что понимает: действенной военной помощи от арабских стран ждать не приходится. Еще в 1984 году в рамках Союза Сотрудничества Арабских Государств Персидского Залива, в котором первую скрипку играют саудиты, был создан военный союз «Щит полуострова», который никак не смог противостоять иракскому вторжению в Кувейт в 1990 году. В Йемене суннитская коалиция ничего не может поделать с шиитскими повстанцами. Результаты арабо-израильских войн тоже говорят сами за себя. Так что при необходимости воевать придется европейцам. Зато у арабских шейхов есть деньги.
Таким образом, идея Трампа сводится к тому, чтобы использовать на Ближнем востоке европейских солдат, оплачивая операции арабскими деньгами (американский президент пе перестает жаловаться на то, что союзники по НАТО вносят недостаточный вклад в финансирование Альянса, и видимо не надеется, что они будут вносить больше): «А мы сможем вернуться домой, или в основном вернуться домой и использовать НАТО… сейчас вся нагрузка лежит на нас, и это несправедливо». [ii]
Вот так - просто и доходчиво. И, помимо всего, это как раз то, что хочет услышать «средний» американец, который уже осенью пойдет выбирать очередного президента Соединенных Штатов Америки.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs