Фото автора
В современных реалиях Арктика – крайне важная геополитическая территория, по оценкам геологов, на шельфе обнаружено около 134 миллиардов баррелей нефти и еще больше – газа, поэтому «борьба за Арктику» между странами с каждым годом набирает обороты и становится более напряженной. На сегодняшний день Россия занимает лидирующую позицию в области нефтегазодобычи в Заполярье, порядка 90 % газа и около 12 % запасов нефти обнаружено в российской Арктике, благодаря чему наша страна выступает крупнейшим поставщиком газа в Европу. Ровно 50 лет назад 27 декабря 1969 года был сдан в эксплуатацию газопровод Мессояха-Норильск – первый советский газопровод, построенный на свайном основании в условиях вечной мерзлоты. СССР стал первым, кто начал добычу газа в Арктике, обогнав США на 8 лет.
Накануне юбилея 23 декабря на площадке международного мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня» прошел круглый стол «К 50-летию начала российской газодобычи в Арктике». Участники конференции обсудили результаты пятидесятилетней деятельности России в арктических широтах, проанализировали перспективы добычи углеводородов в Арктике и то, как санкционная политика влияет на эти процессы, а также вспомнили историю строительства первого советского газопровода и то, как его опыт используется сегодня.
Первый советский газопровод в Заполярье
В начале 60-х годов Норильский горно-металлургический комбинат являлся крупнейшим советским предприятием по добыче полезных ископаемых и металлургии цветных металлов, но подземная добыча угля для тепловых станций Норильского промышленного района была слишком невыгодной: во-первых, она наносила большой урон советской экономике, так как требовала значительных денежных вложений. Во-вторых, в угольных шахтах затрачивалось слишком много человеческих ресурсов, а, в-третьих, сильно страдала экосистема, по словам очевидцев, жители Норильска буквально задыхались от выбросов. Поэтому в 1965 году советским геологам была поставлена задача – найти газ, чтобы использовать его в качестве топлива. В 1966 году в 250 км. от Норильска было найдено Мессояхское газовое месторождение и советскими властями было принято решение о строительстве первого надземного газопровода в мире.
Эксперт в области нефтегазовой промышленности Александр Седых был одним из первых, кто учувствовал в освоении месояхского месторождения и строительстве газопровода. Во время конференции А. Седых вспомнил, как сложно было реализовывать первый газовый проект в российской Арктике,отметив, что газопровод Мессояха-Норильскбыл исключительным для советской власти: во-первых, потому что был построен на наземных конструкциях с компенсаторами, необходимыми для регулирования температуры транспортируемого газа, которая менялась от -50°C до +50°C. Во-вторых, потому что был реализован в рекордно короткие сроки. По словам эксперта, советские ученые из научно-исследовательских институтов Москвы, Норильска и Красноярска работали в крайне жестких условиях, сам А. Седых признался, что контролировать работу было очень сложно. Также он отметил подвиг советских строителей, которые трудились при температуре -40°C и именно благодаря их работе газопровод до сих пор успешно и стабильно функционирует.
Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль подчеркнул, что благодаря этому уникальному опыту СССР удалось освоить и начать добычу газа в Уренгое, Ямбурге, и в Медвежьем месторождении.
Результаты и перспективы газодобычи в российской Артике
Во время круглого стола заместитель директора по науке Института нефти и газа РАН Василий Богоявленский представил основные результаты газодобычи в Арктике. По его словам,за пятьдесят лет деятельности России в Заполярье было добыто около 22 млрд. тон нефтяного эквивалента из них 86,9% добыто в российской Арктике и лишь 12,5 % США.
Фото из презентации В. Богоявленского
По словам эксперта, последние годы растет добыча жидких углеводородов, а российский проект «Ямал СПГ» не имеет аналогов в мире и является самым северным проектом по добыче и сжижению природного газа.
Фото из презентации В. Богоявленского
В. Богоявленский отметил, что перспективы Арктики колоссальны и что на российской территории еще очень много подземных запасов. Также он подчеркнул, что нам необходимо серьезно относится к экосистеме и заняться ликвидацией последствий прошлого: разобраться с состоянием заброшенных станций в 90-е годы и ликвидировать загрязнения от выброса газа в местах прошлых аварий и катастроф.
Профессор российского государственного университета им. И.М. Губкина Валерий Бессель заявил, что Россия еще долгие годы будет лидировать в добыче природного газа в арктических широтах, потому что достичь наших показателей другим странам практически невозможно. Эксперт подчеркнул, что за газом будущее, потому что это самое высокоэнергетическое и экологически чистое топливо. «Будем наращивать добычу и для себя, и на экспорт. Мы сможем обеспечить беспрерывную поставку в Китай и Европу», – предположил В. Бессель.
Также эксперты отметили, что политика санкций не особо мешает России обмениваться и закупать зарубежные технологии. Геннадий Шмаль объяснил, что китайское оборудование может стать отличным аналогом западного, а, по словам В.Бесселя, в скором времени Россия сможет обрести «импортонезависимость», как это было 50 лет назад.
В заключение круглого стола эксперты коснулись темы строительства «Северного потока-2». Скандал вокруг газопровода начался из-за того, что Дания не дала официальное согласие на его строительство в своих территориальных водах. По словам, экспертов, это решение является достаточно странным шагом датского правительства, потому что ранее оно давало разрешение на строительство «Северного потока-1», который уже много лет успешно работает. Также участники конференции отметили, что Дания не предъявляет внятных аргументов относительно задержки с выдачей разрешения на строительство «СП-2», а позиция Копенгагена продиктована датчанам с другого берега Атлантического океана. Напомним, что 20 декабря 2019 года в силу вступили санкции против строительства газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток», введенные США. «Хотят этого американцы или нет, «СП-2» будет построен и надеюсь, начнет функционировать в первом полугодие 2020 года», – заявил Геннадий Шмаль.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs