В Аргентине пришло к власти новое правительство, которое возглавил прогрессивный лидер Альберто Фернандес. По итогам всеобщих выборов в стране поменялся кабинет министров, руководители регионов и муниципалитетов, серьёзно обновился состав обеих палат парламента. Изменения коснулись профильных комиссий и парламентских групп. И пока продолжается формирование их нового состава, нашему журналу дал интервью завершающий свои полномочия глава парламентской Группы дружбы с Россией Карлос Гастон Рома.
«Международная жизнь»: Карлос, добрый день. Вы четыре года возглавляли парламентскую Группу дружбы с Россией, несколько раз посещали нашу страну, в прошлом году принимали участие в качестве наблюдателя в президентских выборах. После смены правительства в Аргентине Вы завершаете эту работу. Что Вы можете выделить в качестве её наиболее значимого результата?
Карлос Гастон Рома: Я чувствую, что у меня появились новые друзья, за это время я познакомился и сблизился с народом, который очень сильно меня впечатлил своей открытой душой, сильным характером, неисчерпаемой культурой и профессиональным образованием.
Мне кажется, что аргентинцы не знают ещё о том, что такое Россия. Да, в Южной Америке была большая волна миграции из России в XIX - начале ХХ веков, но она очень быстро ассимилировала, после чего практически прервалась историческая связь с родиной. И теперь, чтобы понять русский народ нам необходимо сильно сблизиться и углубить отношения между нашими народами. Те немногие аргентинцы, кто съездил на Чемпионат мира в прошлом году, вернулись поражённые, восторженные, удивлённые людьми, теплотой общества, просторами России, её гастрономией. Но пока для большинства аргентинцев Россия — это далёкая незнакомая страна, куда не так часто едут наши туристы, больше привыкшие к поездкам в Бразилию, Испанию, Италию или США.
«Международная жизнь»: Какую роль Вы отводите Группе дружбы с Россией? Насколько она помогает нашим странам лучше понять друг друга? Что бы Вы выделили в качестве приоритета её дальнейшей деятельности?
К. Гастон Рома: Очень долгое время работа этой группы оставалась весьма формальным направлением в Национальном конгрессе Аргентины. Политики, занимавшие ранее этот пост, не погружались в эту работу глубоко. Но в последние годы многие депутаты выражали свою заинтересованность возглавить Группу дружбы. И это очень хорошо, значит наша работа не осталась незамеченной.
Если говорить о приоритетных направлениях, мне кажется, что необходимо знакомить аргентинцев с различными аспектами жизни России, сделать её «более видимой»: больше выставок и различных культурных мероприятий с российским участием. Надо развивать это направление и подключать к работе аргентинские государственные учебные заведения. В Буэнос-Айресе ежегодно проходит фестиваль «Матушка Русь», который с каждым годом приобретает всё большую популярность. Но пора выходить и за пределы столицы, русская культура интересует жителей многих аргентинских городов: Мар-дель-Плата, Росарио, Кордова, Баийя-Бланка, Мендоса, их очень много.
Я хочу продолжить эту работу и после ухода с поста главы Группы дружбы. В ближайших планах у меня создание Фонда друзей России, который сможет выстраивать партнёрские отношения с русским народом, посольством вашей страны, «Домом России» и другими. Есть также идея создать торгово-экономическую наблюдательную лабораторию. России и Аргентине важно найти способ придать отношениям перманентный рост. Я по прежнему убеждён, что у двух стран огромный потенциал для совместного развития.
«Международная жизнь»: От чего зависит эта работа? Что могло бы послужить импульсом для её развития?
К. Гастон Рома: Она зависит от всех нас: от аргентинцев, неравнодушных к России, от русских соотечественников, проживающих здесь. Россия является одной из пяти стран с наибольшим числом мигрантов в Аргентине. Я убеждён, что первым важным шагом на пути сближения станет перепись русских соотечественников здесь. Ведь чем больше соотечественников будет себя ассоциировать с Россией, тем глубже будет меняться подход к сотрудничеству. Первые шаги на данном направлении я как руководитель будущего фонда уже предпринимаю: мы ведём переговоры со специалистами Университета Трес-де-Фебреро (провинция Буэнос-Айрес) и Музея миграции в Аргентине. Переписи русских соотечественников в Аргентине ещё ни разу не проводилось. Постоянно на слуху лишь примерная цифра — 300 тысяч человек. Но если упорядочить и отследить все миграционные потоки, то эта цифра вполне может превысить 2 миллиона человек. И это будет иметь соответствующий политический, социальный и культурный эффект: кто-то ощутит потребность в изучении языка своих предков или отправит учиться своих детей в Россию, кто-то захочет сам съездить и познакомиться со своей родиной.
Это интересный проект и для самой Аргентины. В отличие от России, Аргентина — страна, полностью построенная на внешней миграции. Когда-то здесь были лишь отдельные поселения коренных народов, после чего приехали тысячи итальянских и испанских мигрантов, потом немцы, русские, англичане и другие европейцы, и образовалась страна в том виде, какой мы её видим сейчас. И мы должны осуществить такое изучение совместно с русскими мигрантами, я лично хочу принимать в этом участие. Мне очень импонирует русский народ, соотечественники, проживающие здесь. И в самой России ко мне прекрасно относятся, с дружбой и заботой принимают каждый раз.
«Международная жизнь»: Не было ли у Вас мыслей стать послом Аргентины в России?
К. Гастон Рома: Да, я фантазировал как-то, что если бы осталось правительство Маурисио Макри, я мог бы стать дипломатом и поехать послом в Россию. Мы даже обсуждали такую возможность с нынешним представителем Аргентины в России Рикардо Эрнесто Лагорио. Но обстоятельства меняются вместе с моими ожиданиями.
«Международная жизнь»: Расскажите поподробнее о новом фонде, который Вы планируете открыть.
К. Гастон Рома: Главная задача будущего фонда будет заключаться в «наведении мостов», помощи представителям из России и Аргентины в сближении. Речь идёт как о политике, геополитике, налаживании контактов между нашими министерствами иностранных дел, так и развитии торгово-экономической составляющей, помощи предпринимателям из двух стран в развитии совместных предприятий.
В Аргентине существует множество организаций и фондов разных стран, работающих, например, с Китаем. Большинство таких организаций получает поддержку правительства КНР, несмотря на их принадлежность к аргентинскому юридическому пространству. Но нам не хватает здесь организмов, работающих с представителями Евразийской группы, таких стран как Беларусь, Казахстан, Узбекистан и конечно же Россия. Это было бы полезно, чтобы связать наши страны на новом уровне, разработать современную повестку для наших парламентов, министерств иностранных дел, продумать сотрудничество в чувствительных сферах, нарастить взаимодействие в области образования, культуры и спорта.
Но между нашими странами существует сейчас множество барьеров: языковой, инвестиционный и так далее. Это необходимо изучать, и убирать эти барьеры.
«Международная жизнь»: Вы уже говорили ранее, что в деле развития российско-аргентинских отношений есть определённый тормоз, который имеет скорее идеологический характер. Что можно сделать, чтоб преодолеть такой барьер?
К. Гастон Рома: Когда ты выступаешь от правительства, которое больше тянется к таким странам как США или Великобритания, очень тяжело продвигать отношения с другими державами. Если ты сближаешься с одной страной, другая может обидеться и всё застопоривается. Но если мы сможем добиться, чтобы как можно больше соотечественников идентифицировали себя как русские, мы сможем многого добиться. Например, если вести переговоры с такой крупной организацией как группа Кларин (аргентинский консорциум СМИ, тесно связанный с американскими корпорациями), которая не позволяет передавать сигнал канала RT по своим кабельным сетям (а у них наибольшее число сетей в Аргентине), можно обратиться от имени фонда, подчеркнув, что соответствующее желание исходит от двух миллионов аргентинцев-русских соотечественников. Это будет иметь принципиально более мощный социальный эффект, который позволит изменить позицию этой компании. То же самое должно происходить и в других областях. И это не должно делать посольство, это должны делать аргентинцы. Достижение как минимум этой цели само по себе станет большим успехом.
В дальнейшем я заинтересован в продвижении идеи создания кафедр по изучению русского языка в основных государственных университетах Аргентины по аналогии с уже действующими там кафедрами английского, французского, португальского и итальянского, которые получают полноценное государственное финансирование.
«Международная жизнь»: Но для этого необходим не только культурный интерес, но и реальное наполнение наших отношений.
К. Гастон Рома: Этим мы и будем заниматься. Это как строительство дома. Всё необходимо делать в определённой последовательности. Мы начнём с переписи. Мигранты из бывшего Советского Союза очень сильно ассимилировали, а я хочу, чтобы они идентифицировали себя именно как русские. Это важно с точки зрения «налаживания мостов» между нашими странами. Именно Аргентина, как страна с наибольшим числом русской миграции в регионе должна стать новым центром региональной активности: открытие новых представительств российских СМИ, переговоры бизнесменов, деловые и экономические форумы — всё это должно происходить в Аргентине. Даже если Россия будет работать исключительно со своими соотечественниками, это огромный потенциал укрепления наших отношений. И с точки зрения экономики, инвестиций — тоже внушительные цифры.
Одна моя знакомая даже не подозревала, что происходит из русской семьи. Во время проведения в Буэнос-Айресе фестиваля «Матушка Русь» работал павильон Музея мигрантов при МВД, где выдавали сертификат о происхождении. Мы внесли данные моей знакомой и оказалось, что её предки прибыли в Аргентину из России: был указан конкретный корабль, порт выхода и прибытия. А она сама об этом даже не подозревала! И несмотря на то, что она замужем за итальянцем, а её ребёнок ходит в итальянскую школу, сейчас она захотела, чтобы он научился играть в шахматы и начал изучать русскую культуру. Она об этом никогда не задумывалась раньше. Надо знать свои корни, это может принципиально поменять твои взгляды на жизнь!
«Международная жизнь»: Возвращаясь к реальному наполнению отношений России и Аргентины, что двум странам необходимо предпринять для развития диалога?
К. Гастон Рома: Мне кажется надо начать с изучения структуры наших отношений, сосредоточится на поиске партнёров в наиболее востребованных сферах. Есть много перспективных направлений, с которых можно начинать. Например, банковская сфера: сюда приходят китайцы, работают американцы, европейцы, но нет ни одного русского банка. Это сложно, особенно в условиях санкций: для бизнеса существует множество ограничений, необходимы переводы через банки-посредники. Аргентинский Banco de la Nacion широко представлен в США и Европе, но до сих пор не открыл своё представительство в России. Если посмотреть, существует огромный спектр возможностей для сотрудничества, но нет базиса: ни банков, ни логистической связи, ни прямых рейсов. Основное достижение пока — это безвизовый режим, а дальше — непаханое поле.
«Международная жизнь»: Какую практическую работу на этом направлении выполняла Группа дружбы?
К. Гастон Рома: После того как Кристина Фернандес де Киршнер подписала с Россией соглашение о стратегическом партнёрстве, в Аргентине сменилось правительство, и ни один из проектов не был одобрен ни в нижней, ни в верхней палатах парламента. В Аргентине все международные договоры должны быть переданы министерством иностранных дел на одобрение в парламент. И если в России все они были авторизованы автоматически, здесь их попросту убирали в стол. Последние годы мы работали именно над размораживанием всех этих проектов: в области безопасности, обороны, международных отношений. И мы разморозили все проекты, подписанные бывшим президентом. Теперь необходимо переходить к их практической реализации.
К сожалению, правительство Маурисио Макри не сильно интересовала эта тема, так как оно было ориентировано на США и ЕС. Оно попросту не хотело оказаться между молотом и наковальней, что касается взаимодействия с США и Россией. Будем надеется, что новое аргентинское правительство найдёт необходимые инструменты для практического наполнения договорённостей между нашими странами.
«Международная жизнь»: Что бы Вы порекомендовали переговорщикам с двух сторон, чтобы мы могли продвинуться в наших отношениях?
К. Гастон Рома: Надо преодолеть страх. Россия и Аргентина далеко друг от друга, не имеют обширной практики взаимодействия. Нам нужны, пускай небольшие, но уверенные шаги навстречу друг другу. Лично я свои страхи преодолел. Если бы у меня была такая возможность, я бы начал свой бизнес именно с Россией. Нашим народам надо лучше узнавать друг друга. Переговоры всегда строятся на доверии, а это очень тонкая материя.
Если сравнивать наши отношения с природой, то у нас хорошее, прочное дерево, теперь нужно его поливать и удобрять, чтоб оно расцвело и начало приносить плоды.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs