ГЛАВНАЯ > Народная дипломатия

Аргентине пора избавиться от американской зависимости

12:17 20.04.2018 • Юрий Немцев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Карлос Гастон Рома — депутат Национального парламента Аргентины, руководитель парламентской Группы дружбы с Российской Федерацией.  Уроженец региона Огненная Земля, патриот своего края, мечтающий о проведении там Олимпийских игр. Человек, который постоянно работает над наполнением двусторонней повестки между Россией и Аргентиной, пытаясь найти новые горизонты взаимодействия.

«Международная жизнь»: Уважаемый Карлос, Вы возглавляете Группу дружбы с Российской Федерацией в Национальном парламенте Аргентины, являетесь членом других групп. У Вас свой особенный взгляд на внешние связи Буэнос-Айреса. Расскажите нашим читателям немного о себе и о работе Группы дружбы с РФ, пожалуйста.

Карлос Гастон Рома: Как руководитель Группы дружбы я развиваю парламентскую дипломатию между нашими странами. Мы с коллегами из Депутатской группы по связям с парламентом Аргентины в России стараемся упрощать наши отношения, рассматривать в сжатые сроки договорённости между парламентами, а также налаживать взаимодействие с предпринимательскими, научными, образовательными, культурными, спортивными и другими кругами, связывающими наши страны.

Я являюсь руководителем Группы дружбы с момента вступления в должность депутата два года назад, а с этого года я был также наделён полномочиями развивать отношения с другими странами бывшего Советского союза. Руководитель парламентской группы дружбы в Аргентине наделяется теми же полномочиями, что и посол страны. Это очень хорошо, это упрощает отношения. То, чего мы пытаемся добиться — открытие новых горизонтов, помимо тех, что традиционно мы развиваем с Россией. Наша повестка очень разнообразна, здесь можно выделить много направлений для развития. Наука и образование, взаимодействие в оборонной сфере, развитие инфраструктуры.

И мы активно работаем: посол Аргентины в России Рикардо Эрнесто Лагорио уже договорился о заключении договоров в этом году в сфере образования, а мы способствуем тому, чтоб Министерство образования Аргентины их быстро одобрило. Совместно с посольством России в Аргентине мы стараемся наполнить конкретным содержанием и взаимодействие в области спорта. Сейчас прорабатываем заключение договора о побратимстве Сочи и самого южного города нашей планеты Ушуая. Мы заинтересованы в привлечении российских специалистов для создания базы для проведения зимних Олимпийских игр в этом городе Аргентины. Я также являюсь заместителем руководителя Комиссии по национальной обороне и считаю, что Россия — это естественный союзник, который должен быть у Аргентины в данной сфере. Я пытаюсь прорабатывать и здесь пути возможного взаимодействия. Важно также развивать темы будущего, такие как наука и технология. Мы анализируем, что можно предпринять для развития связей: Аргентина сильна в биологии, сельском хозяйстве, но нам многого не хватает в областях, где сильные позиции у России.

«Международная жизнь»: Карлос, Вы затронули тему взаимодействия в области безопасности. Что нового удалось добиться на данном направлении нашим странам?

Карлос Гастон Рома: В первую очередь, это поисковая операция аргентинской подводной лодки «Сан-Хуан». Да, эта тема не связана напрямую с сотрудничеством в области безопасности. Но нет ни одного аргентинца, кто ни признал бы российскую помощь в её поисках.

На сегодняшний день существует два проекта сотрудничества в области безопасности: возможная закупка российского оборудования, позволяющего продолжить поиски пропавшей субмарины «Сан-Хуан» (рассчитываем, что нам удастся выйти в ближайший месяц на контракты по закупке), и завершение контракта по приобретению 5 вертолётов Ми. К сожалению, сейчас это всё, так как у Аргентины существуют бюджетные проблемы, что не позволяет в полной мере проработать данное направление. Но мы могли бы наладить совместное производство или сборку продукции на заводах Аргентины, которые сейчас простаивают со специалистами и наработанными ресурсами. Как заместитель руководителя Комиссии по национальной безопасности аргентинского парламента я ответственно заявляю, что мы готовы к сотрудничеству в таком формате. Думаю, что нам необходимо развивать стратегическое партнёрство с Россией в области обороны, хотя я понимаю, что у нашего президента сейчас несколько другие ориентиры.

«Международная жизнь»: Что касается области образования: одним из краеугольных камней является проблема отсутствия договора о взаимном признании дипломов.

Карлос Гастон Рома: Это действительно так. Во время нашей последней встречи посол Аргентины в России Рикардо Эрнесто Лагорио обозначил мне данную тему в качестве одной из приоритетных. Мы провели первичный анализ и не выявили серьёзных трудностей, дело за техническими вопросами. Министерство образования и МИД заинтересованы в решении этого вопроса: здесь наши страны способны гармонично дополнить друг друга. Уже сейчас могу отметить, пускай и масштабный, но существующий обмен специалистами между нашими странами. Важно и осуществлять обмен в области изучения языков.

«Международная жизнь»: Но нашим странам ещё предстоит долгая дорога.

Карлос Гастон Рома: Аргентина — это страна, которая познаёт этот мир. Но у нас очень высокий уровень бюрократии, любые решения принимаются очень долго. Хотя правительство и пытается побороть эту проблему, пока она сильно тормозит все процессы. Но мы на правильном пути. Я очень доволен достижениями в рамках Группы дружбы. Мы развиваем намеченные ранее направления, хотя и изменили некоторые цели.

«Международная жизнь»: О каких целях идёт речь?

Сотрудничество в областях образования, исследований и экономики — формула успеха отношений

Карлос Гастон Рома: Сейчас нас больше интересуют конкретные направления сотрудничества, а не политика, хотя раньше упор делался именно на неё. Мы знаем, что это важное направление, но главное сейчас — наладить общественные связи. Если это будет сделано, это положительно отразится и на будущем политическом руководстве. Мы понимаем, что камнем преткновения является образование. Очень важна тесная взаимосвязь между университетами, научное и исследовательское взаимодействие. Прибавим к этому вопросы экономики, и тогда наши страны будут сотрудничать на крепкой долгосрочной основе.

«Международная жизнь»: Что сейчас привлекает аргентинцев в России?

Карлос Гастон Рома: Вы знаете, как аргентинцы относятся к футболу. Важным моментом в наших отношениях, на мой взгляд, явилось проведение в этом году в России Чемпионата мира. Это спровоцировало огромный интерес, в первую очередь, к изучению русского языка. Аргентина станет третьей страной по количеству болельщиков на предстоящем первенстве. Это даст прекрасную возможность аргентинцам увидеть Россию: то уже не страна 90-х, ни начала 2000-х, это государство, которое быстро эволюционирует. Развитие наших стран во многом совпадало: неолиберальные изменения, кризис конца 90-х. Но мы видим, что Россия смогла восстановиться и развиваться гораздо более быстрыми темпами. Поездка в Россию позволит многим аргентинцам открыть глаза и понять, что давно прошёл коммунистический период, с которым у нас до сих пор ассоциируется Ваша страна. Это огромное мультикультурное государство, которое понимает, что мир стал многосторонним, в котором надо взаимовыгодно сосуществовать. В дальнейшем это позволит налаживать новые связи, будь то академические или предпринимательские, любого плана. Мы видим, какое количество курсов русского языка появилось по всей Аргентине. Это очень позитивный момент.

В Аргентине огромные возможности для деятельности российских компаний, важно лишь понять правила игры

Основой же для дальнейшего взаимодействия России и Аргентины должна стать взаимодополняемость. Россия производит множество продуктов, которых нет в Аргентине и наоборот. Я доволен, что сейчас состоялся первый тендер на предмет модернизации железнодорожного оборудования в Аргентине, который выиграла Россия в тесной борьбе с Китаем и другими сильными игроками в этой области. Нам необходимы железнодорожные материалы — область, в которой очень сильна Ваша страна. Это небольшой проект стоимостью порядка 30 миллионов долларов, но он должен стать отправной точкой для дальнейшего сотрудничества: участие в нём позволит понять специалистам из России внутреннюю аргентинскую кухню, бюрократические механизмы. Я уверен, что, имея обширный опыт в этой сфере, Россия сыграет большую роль в развитии железнодорожного сектора Аргентины, в том числе инфраструктуры, сервисов и технологий.

В принципе в нашей стране существуют огромные возможности для развития деятельности российских компаний: в области добычи углеводородов, горнорудной промышленности и многих других.

«Международная жизнь»: Россия и Аргентина развивают Всеобъемлющее стратегическое партнёрство. Какие области сотрудничества Вы бы выделили как приоритетные?

Карлос Гастон Рома: Могу ответить со своей личной точки зрения. У Аргентины существуют проблемы, пускай не оглашаемые, но требующие решения в будущем. Одно из таких направлений — оборона. Хотя Аргентина заинтересована и в оборонном, и в железнодорожном оборудовании, использовании и развитии атомной энергетики, прикладных наук. Мы хотим расти как страна.

Аргентина соперничает с США, производит те же товары, пускай и в меньших масштабах. Ситуация в мире такова, что США постоянно сталкиваются то с Россией, то с Китаем, а результатом позиции правительства Трампа является всё более закрывающаяся американская экономика. Это даёт Аргентине большие возможности для развития взаимовыгодного диалога с РФ и КНР.

Что же касается обороны, то США — стратегический партнёр Великобритании, страны, которая оккупировала Мальвинские острова — аргентинскую территорию. Как мы можем закупать оборонную продукцию у союзника нашего  врага?!

«Международная жизнь»: Но в то же время именно с США у Аргентины есть соглашения о сотрудничестве в оборонной отрасли.

Карлос Гастон Рома: Да, но оно касается борьбы с наркотрафиком и терроризмом. Хотя складывается ситуация, от которой мы не можем откреститься: аргентинский политический истеблишмент слишком завязанна США. Этому есть объяснение: США на протяжении долгих лет готовит наших профессионалов и специалистов, аргентинских лидеров из разных политических партий, предлагая им очень выгодные стипендии и делая предложения в главных американских вузах. Но в экономическом плане мы не взаимодополняющие страны, а скорее соперники. И совсем наоборот может быть с Россией и Китаем. Россия способна помочь нашей стране во многих сферах: это не только железнодорожная продукция, но и тяжёлая промышленность, авиакосмическая, судоходная. Я уже не говорю об информационных технологиях, средствах коммуникации и программном обеспечении.

У нас нет сейчас крупных договоров о сотрудничестве во взаимовыгодных сферах, а они необходимы. Нам нужны реальные условия взаимодействия, основанные на конкретных планах и программах развития на долгосрочную перспективу, чтоб они работали и были жизнеспособными. В этом году я приложу максимум усилий для заключения договора между Аргентинским исследовательским институтом в области освоения космоса и «Роскосмосом», а также индустриальной ассоциацией «INVAP» с «Росатомом» в области использования атомной энергии.

Надо наполнить нашу двустороннюю повестку, что позволит Аргентине избавиться от чрезмерной зависимости от США во многих сферах. Но это процесс: нельзя так просто взять и сделать. При этом важно учитывать, что нынешнее правительство больше ориентировано на США и ЕС, нежели на Россию и Азию. Поэтому повторяю: это моё личное мнение, это моя работа, которая мне очень нравится. Два года назад, когда я стал руководителем Группы дружбы, не было и десятка лиц, заинтересованных в развитии отношений с Россией. Все говорили, что правительство не даст тебе ничего сделать, не проявит интереса к этой теме. С большими усилиями мы добились того, что собрали такую группу. А в этом году к ней приковано больше всего внимания.

«Международная жизнь»: Вы отметили необходимость наполнения повестки. Что важно сделать, чтобы вывести наши государства на это взаимодействие?

Карлос Гастон Рома: Тут необходимо изменить свои подходы: важно понять, что должны выиграть оба игрока. Аргентинская и русская культура — это культуры одного победителя. Если мы поймём, что обе страны могут выиграть, то сможем построить этот мост, между нашими народами, государствами, между рынками Южной Америки и Евразийского экономического союза. Будем работать в этом направлении. И хорошо, что для этого есть определённые заделы. Хотя в ближайшее время нас ждёт одно важное событие, которое не даст нам нормально работать в течение целого месяца — Чемпионат мира по футболу. Но идея в том, чтоб к декабрю мы уже могли подвести конкретные итоги работы.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати