ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Индо-Тихоокеанский регион: США, Япония и Австралия vs Китай

11:30 10.12.2019 • Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»

Соединённые Штаты, Австралия и Япония на саммите стран АСЕАН в Таиланде объявили о запуске в Индо-Тихоокеанском регионе инфраструктурного проекта «Сеть голубых точек» (Blue Dot Network) (1). В рамках проекта будет разработан механизм сертификации инфраструктурных объектов, как то - автомобильных дорог, морских портов, мостов и т.д., с целью определить степень их функциональности и привлекательности для последующих инвестиций.

Зоной охвата нового проекта является весь Индо-Тихоокеанский регион, и особенно государства, обладающие выгодным стратегическим положением и к которым проявляет интерес Китай для реализации своего проекта «Один пояс – один путь» (Филиппины, Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Малайзия и т.д.).

«Сеть голубых точек» - это попытка США и их союзников создать в регионе параллельную финансово-инвестиционную реальность, противоположную той, которую создаёт Пекин. При этом у каждой из трёх стран свои причины участия в проекте:

- США озабочены сохранением геополитической монополии в мире.

- Япония видит в привлечении США и Австралии в рамках проекта путь к диверсификации внешнеполитических отношений в регионе и создании экономической альтернативы Пекину. Страны смогут выбирать между Китаем, с одной стороны, и США, Японией и Австралией, связанными союзническими отношениями - с другой (2).
- Похожего взгляда придерживается Австралия из опасения утратить контроль над окружающими её водами Мирового океана. Страны АСЕАН находятся между Австралией и Японией. Совместное противодействие со стороны Канберры и Токио влиянию Пекина явно направлено на снижение темпов вовлечения АСЕАН в экономическую и политическую повестку Китая.

На этом фоне Поднебесная успешно наращивает динамику экономических отношений с островными тихоокеанскими государствами, имеющими важное значение для национальной безопасности Австралии – Фиджи, Вануату, Соломоновыми островами, Индонезией. Последняя рассматривается Канберрой как сухопутный плацдарм для условного прыжка на Австралию. Хотя никаких предпосылок подозревать Китай в таких намерениях нет, ничто так не беспокоит австралийские власти как желание Китая закрепиться в этой стране.

В 2015 г. Пекин и Джакарта подписали Меморандум о взаимопонимании сроком на пять лет, предусматривающий сотрудничество в сфере добычи полезных ископаемых, транспорта, космических технологий, налогообложения и банковского дела, туризма, электроники и инвестиций.

С другой стороны, американская корпорация зарубежных частных инвестиций (OPIC), через которую Вашингтон будет продвигать проект «Сети голубых точек», вложила в Индонезию в 2007-2017 гг. $ 131,2 млн., в то время как объём китайских инвестиций только в строительство промышленных объектов в Моровали достигает $1,6 млрд. Всего в страны АСЕАН в 2007-2017 гг. OPIC вложила $428,4 млн., что в разы меньше, чем вкладывает Китай.

Австралия надеется с помощью партнёров по проекту увеличить инвестиционный портфель для АСЕАН и экономически диверсифицировать политику региональных игроков. При этом «одиночество» Китая в этом раскладе не уменьшает его геополитического и экономического веса. Проект «голубых точек», несмотря на участие в нём трёх развитых стран, едва ли сможет стать альтернативой китайской стратегии кооперации в регионе по причине банального отсутствия у авторов проекта достаточного количества финансовых ресурсов для инвестирования. Полномасштабные инвестиции заменены в проекте «Сети голубых точек» системой сертификации и оценки инфраструктурных объектов по предвзятым параметрам Вашингтона, Канберры и Токио. Эти параметры не конкретны, не являются общепринятыми (global trust standards) и подчинены политизированным интересам авторов (3). И это понимают многие в регионе.

В дальнейшей перспективе такая ситуация приведёт к определенному нарушению политического баланса в регионе и его поляризации. Часть проектов, которые США, Япония и Австралия сочтут невыгодными для себя с политической точки зрения, инвестиций от них не получат, но тогда их, скорее всего, наиболее интересные из них возьмёт на свой инвестиционный баланс Китай.

По оценкам экспертов, для достижения быстрого экономического роста, модернизации инфраструктуры, сокращения бедности и борьбы с последствиями изменения климата страны Азии ежегодно нуждаются в $1,7 трлн. Инвестиций, как минимум, до 2030 г. В настоящее время зазор между необходимыми и наличными инвестициями составляет 2,4% их совместных ВВП. Без присутствия Китая разница составляла бы 5% ВВП (4). Это делает Китай незаменимым экономическим партнёром в регионе. Поэтому, можно с определенной уверенностью предположить, что «Сеть голубых точек» сможет лишь задержать на время продвижение Китая в регионе, но не повернуть его вспять.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


1) https://www.opic.gov/press-releases/2019/launch-multi-stakeholder-blue-dot-network

2) https://www.beltandroad.news/2019/11/10/what-is-the-blue-dot-network-and-is-it-really-the-wests-response-to-belt-road-project/

3) http://www.lowyinstitute.org/the-interpreter/connecting-dots-blue-dot-network

4) http://dx.doi.org/10.22617/FLS168388-2

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати