Южная Америка продолжает напоминать, казалось бы, уже давно угомонившийся «Пылающий континент» 70 – 80-х годов XX века. Латиноамериканцы вроде начали привыкать к буржуазно-демократическим порядкам, и всеобщие выборы 20 и 27 октября в трех южноамериканских странах обещали быть если и не спокойными, то хотя бы без трагических эксцессов. Первые туры выборов в Боливии, Аргентине и Уругвае и впрямь проходили более-менее спокойно, но результаты… Они оказались очень разными. В Боливии итоги спровоцировали военный переворот и силовое смещение с поста президента Эво Моралеса и его правительства. В Аргентине правые мирно проиграли и спокойно уступили власть левоцентристам, а в Уругвае было объявлено о втором туре голосования, который состоялся 24 ноября.
Но начну, пожалуй, не с Уругвая, а с Боливии, где выборы прошли еще 20 октября, а уже после объявления их результатов, судя по которым убедительную победу уже в первом туре (с разницей более 10%) одержал правящий президент Эво Моралес, находящийся у власти около 14 лет, начались массовые протесты оппозиции. Противники Эво и сторонники его соперника, и сам правоцентрист Карлос Меса дружно заявили о «фальсификациях властей» и не признали итоги голосования. Был подан сигнал к агрессивным беспорядкам. Разбираться, создавать комиссии и вести диалог никто из оппозиции даже не подумал. Дальнейшие события обрушились на страну, как снежный ком с крутой горки. В Боливии произошел военно-полицейский переворот, открывший дорогу к власти про-американски ориентированной оппозиции. Похоже, что и схема свержения Эво Моралеса была четко разработана и расписана по ролям в Вашингтоне. С доказательствами не сильно заморачивались, поскольку их тоже можно подтасовать. Подготовка, как видно, шла основательная. Цель - используя ошибки Эво и его соратников (а ошибки, действительно, были! Хотя бы с непонятным решением пойти на выборы вопреки запретительным итогам референдума), внезапно убрать первого в истории индейца, возглавившего Боливию, вместе с его социальными программами и экономической политикой. Белая, креольская часть состоятельной оппозиции за годы его правления накопила столько злобы на его национализацию ресурсов и предприятий в интересах всей страны, на его широкую борьбу с бедностью и неграмотностью больших слоев индейского и креольского населения, на его отстаивание равноправия для всех, что когда представился случай, она выплеснулась на улицы городов Боливии с яростной силой. Конечно, эти драматичные события послужат свергнутым властям хорошим уроком на будущее…
А тем временем, на днях в столице республики, наконец, был подписан новый закон о всеобщих выборах. Накануне он был принят обеими палатами парламента Боливии. В нем определены и сроки проведения нового голосования.
Максимальный срок, установленный законом для проведения новых президентских выборов в республике, составляет 140 дней. А 20 дней депутаты отвели на выборы верховной коллегии Высшего избирательного суда, то есть, Избиркома, и дополнительные 120 - на организацию и проведение голосования, оно должно пройти не позднее 12 апреля. В разъяснении к законопроекту, опубликованном сенатом Боливии, говорится, что он запрещает выставлять свои кандидатуры на выборах лицам, ранее занимавшим эту должность два срока подряд. Таким образом, становится юридически невозможным участие в предстоящих выборах изгнанного президента страны Эво Моралеса. Кроме того, закон признает незаконными всеобщие выборы, состоявшиеся 20 октября 2019 года, и их результаты, а также определяет сроки избрания нового руководства Высшего избирательного суда.
Напомним, что 20 октября президент Боливии Эво более чем с 10-процентным отрывом выиграл первый тур президентских выборов, но оппозиция во главе с Карлосом Месой заявила о массовых нарушениях и не признала свое поражение. Сначала Моралес объявил новые выборы, но потом под давлением силовых структур был вынужден уйти с поста и под угрозой покушения на его жизнь покинул страну. Вслед за ним в отставку отправилось и все высшее руководство страны, власть перешла оппозиционному вице-спикеру сената Жанин Аньес. Сторонники Эво Моралеса до сих пор оспаривают передачу полномочий Аньес и требуют ее отставки, в стране продолжаются массовые протесты.
Армия и полиция жестоко подавляет выступления сторонников Эво. Самопровозглашенный президент Жанин Аньес своим указом освободила вооруженные силы Боливии от уголовной ответственности при наведении порядка во время митингов и демонстраций. Это решение уже осудили международные организации: во время протестов в стране погибли 23 человека, 715 получили ранения, несколько сот арестованы и брошены в тюрьмы. Из международных решений захватившей власть оппозиции: Боливия разорвала дипломатические отношения с Венесуэлой и выходит из объединения ALBA (Боливарианский Альянс для народов нашей Америки). Венесуэльские дипломаты уже покинули страну. Также власти Боливии уже задумались и о выходе из соглашения УНАСУР (Союз южноамериканских наций). В последние дни прекращены полномочия 80 процентов своих, боливийских дипломатов, которые были назначены в период нахождения у власти Эво Моралеса. Нынешние власти Боливии серьезно пересматривают отношения и с Кубой. Как тут не вспомнить недавние заявления американского президента Трампа, который не раз уже грозил подобными переменами в Никарагуа, Венесуэле, Боливии и на Кубе! В Никарагуа полтора года назад не удалось, в Венесуэле тоже, Куба под американской блокадой уже 60 лет и держится, развивается. А вот в Боливии Вашингтону удалось свои угрозы реализовать. Нашли слабое звено и ударили.
Жанин Аньес обвиняет Моралеса «в трусости» и угрожает ему судом и не советует возвращаться на родину. Об этом же, что не удивляет, говорит и президент США Дональд Трамп. А госсекретарь Штатов Майк Помпео подгоняет боливийскую оппозицию с проведением выборов на новой основе, чтобы побыстрее «демократически» закрыть период правления антиимпериалиста и социалиста Эво Моралеса и вернуть Боливию в привычное для Соединенных Штатов послушное состояние.
Вместе с тем Аньес заявляет, что сторонники «Движения к социализму» Моралеса смогут принять участие во всеобщих выборах, однако лидеры движения к выборам допущены не будут.
Эво Моралес отрицает нарушения в минувших выборах 20 октября и требует создать специальную комиссию по расследованию. Но кто теперь будет его слушать. Главное-то совершено: ложь и подтасовки запущены, цели достигнуты. Противодействие властей оказалось слабее. И теперь Моралесу и его сторонникам остается извлекать уроки…
Переворот в Боливии в Латинской Америке осудили Куба, Мексика, избранный президент Аргентины Альберто Фернандес, Венесуэла и ряд других правительств. Республика Никарагуа выступила с заявлением, в котором говорится, что Манагуа выражает своё неприятие и осуждение фашистских практик, сопряжённых с игнорированием положений Конституции, законов и государственных институтов, которые регулируют демократическую жизнь народов. В Никарагуа мы испытали на себе воздействие этих практик и преступлений на почве ненависти, этого насилия, нарушающего права человека, навязывающего расизм, терроризм, жестокость, анормальное и оскорбляющее человеческое достоинство поведение: всё это в рамках осуществления нецивилизованного и разрушительного сценария, который Империи применяют против прогрессивных правительств и процессов…
Народ Боливии, боливийские семьи, женщины, молодёжь 13 лет прожили в мире и стабильности, при благом управлении и достижении решительного прорыва в борьбе с бедностью. Президент Эво Моралес, которого вынудили оставить пост главы Государства и Правительства Боливии, заявил, что будет продолжать, вместе со своим народом, бороться за то, чтобы эти достижения были сохранены, и что он будет верен борьбе: «наряду со всеми народами нашей Америки, карибскими народами, братски объединёнными и приверженными этой борьбе, в которой мы должны одержать победу…»
…Теперь перенесемся в Аргентину. Там выборы 27 октября прошли довольно гладко и вполне предсказуемо. Неолиберальная политика правого президента Маурисио Макри явно не вдохновляла большинство аргентинцев. О его возможном поражении свидетельствовали и предварительные опросы населения.
Уже после обработки около 95% голосов оппозиционный кандидат Альберто Фернандес набрал 47,85%, в то время как действующий президент Макри — 40,65%. Победа левоцентристов была столь убедительна, что проигравший на выборах президент Аргентины Маурисио Макри поздравил своего соперника Альберто Фернандеса и пригласил его на завтрак в официальную резиденцию Каса Росада. И бывший соперник охотно принял это приглашение, заявив, что будет сотрудничать с Макри «всеми возможными способами», чтобы справиться с тяжелой экономической ситуацией в стране. Маурисио Макри занимал должность президента с 2015 года, сменив на посту президента Кристину Фернандес де Киршнер, которая теперь поддержала кандидатуру Фернандеса и стала его вице-президентом.
…И вот сейчас начали приходить сведения о первых итогах второго тура выборов в Уругвае, состоявшегося в минувшее воскресенье, 24 ноября. Всего в стране были открыты 7,1 тысячи избирательных участков. Правом голоса в Уругвае воспользовались порядка 2,7 миллиона человек. Напомним, что в первом туре 27 октября Даниэль Мартинес от левоцентристского «Широкого фронта» набрал 38,63% голосов, а его ближайший соперник правоцентрист из Национальной партии Луис Лакалье - 28,19%. Однако за минувший почти месяц ситуация с расстановкой сил заметно изменилась.
Как сообщало информагентство REGNUM, сразу после поражения в первом туре выборов 27 октября кандидат в президенты Уругвая от правоцентристской Национальной партии Луис Лакалье занялся созданием коалиции правых сил, чтобы обеспечить себе победу во втором туре. Об этом сообщало и кубинское агентство Prensa Latina. За поддержку на выборах Лакалье пообещал министерские посты в своём правительстве бывшему кандидату в президенты от ультраправой партии «Открытый кабильдо» Гидо Манини, Эрнесто Тальви от правоцентристской партии «Колорадо», Пабло Мьересу от «Независимой партии» и Эдгардо Новику от «Партии народа».
Луис Лакалье также провел индивидуальные встречи с каждым из этих правых политиков, чтобы представить им свою программу, которая имеет элементы программ всех других кандидатов правого фланга. И эта объединительная тактика противников левых сработала.
Согласно опросам населения перед самым началом второго тура, за Луиса Лакалье готов был проголосовать 51% избирателей, Даниэль Мартинес мог рассчитывать на поддержку 43% уругвайцев. Еще 6% избирателей заявили о намерении проголосовать против всех или испортить бюллетень.
По сообщениям из Монтевидео, после подсчета 97% бюллетеней во втором туре побеждает правоцентрист из Национальной партии Луис Лакалье, набирающий 48,8% голосов. Даниэль Мартинес – 47,5%. Разрыв – минимальный. Однако и он уже свидетельствует о падении доверия у многих уругвайцев к правлению «Широкого фронта», который, на мой взгляд, нуждается в модернизации.
Окончательные итоги второго тура голосования в Уругвае будут объявлены в конце ноября. Но уже сейчас ясно, что смена власти в стране, да и политико-экономического курса, судя по всему, неминуема.
…Новый избирательный цикл в Южной Америке кого-то продолжает удивлять, а кого-то и не очень. Но большинство аналитиков озадачены новым правым креном в Южной Америке. Аргентина в данном случае – исключение. Почему? Может, в Вашингтоне чего-то не учли? Время покажет. «Пылающий континент» уже не такой уж пылающий, но все менее предсказуемый, что заставляет задуматься: он, как и весь мир, меняется и что его следует глубже и тщательнее изучать. Чтобы понимать, предвидеть и выстраивать с ним добрые, взаимоуважительные и взаимовыгодные отношения. На благо всеобщего мира и всех народов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs