Мы провели хорошие переговоры с моим бахрейнским коллегой и другом Халедом Бен Ахмедом Аль Халифой и достигли взаимопонимания по всем обсуждавшимся вопросам.
Что касается двусторонних отношений, то мы выразили удовлетворение их очень хорошим состоянием. Отношения опираются на взаимные интересы и уважение интересов друг друга. У нас есть общее мнение, что их дальнейшее поступательное развитие отвечает интересам Москвы и Манамы, как это и определено в ходе встреч Президента Российской Федерации В.В.Путина с Королем Бахрейна Х.Аль Халифы.
Подчеркну то особое внимание, которое мы уделили рассмотрению перспектив отношений в экономической, торговой и инвестиционной сферах. Здесь есть существенный, пока еще нераскрытый потенциал. В этом контексте мы обсудили энергетику, транспорт, логистику, сельское хозяйство, высокие технологии, здравоохранение, фармацевтику. По всем этим направлениям есть конкретные задумки и контакты между российскими компаниями и бахрейнскими коллегами. Упоминали, в частности, планы ПАО «Газпром», АО «Росгеология», ПАО «Сбербанк», ГК «ВЭБ». Дали высокую оценку деятельности Межправительственной Российско-Бахрейнской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которая провела второе свое заседание в апреле с.г. в Москве. Высказались за то, чтобы, не откладывая, готовить очередное заседание в будущем году. У нас высокие оценки с обеих сторон сотрудничества между Российским фондом прямых инвестиций и бахрейнским фондом «Мумталакат». Освоены все средства, которые предполагалось освоить для совместного инвестирования в Российскую Федерацию по соглашениям между этими двумя фондами от 2014 года. Сегодня договорились поощрить их к заключению нового соглашения и о выделении дополнительных сумм, которые будут использованы для инвестирования бахрейнских средств совместно с Российским фондом прямых инвестиций.
У нас поддержка с обеих сторон активизации межпарламентских и межрегиональных связей, которые, действительно, находятся на подъеме, а также обоюдная заинтересованность в развитии культурно-гуманитарных контактов. Российские коллективы, включая Государственный академический Мариинский театр, Пермский академический театр оперы и балета имени П.И.Чайковского, в этом году гастролировали в Бахрейне.
Отметили существенный – на треть – рост туристических обменов в период завершившегося зимне-весеннего сезона 2018-2019 гг.
Условились укреплять нашу договорно-правовую базу. Есть целый ряд соглашений, которые находятся в завершающей стадии согласования. Сегодня мы с господином Министром подтвердили, что ускорим работу над соглашением об отказе от визовых требований для наших граждан.
Обсуждали координацию на международной арене, в том числе в ООН, условились наращивать диалог по линии дипломатических служб. Планируем в ближайшее время подписать соглашение о сотрудничестве между Дипломатической академией МИД России и Дипломатическим институтом Бахрейна.
Особенно много сегодня говорили о Ближнем Востоке и севере Африки. Этот регион сталкивается с многочисленными вызовами и угрозами. Наметили целый ряд совместных шагов, которые помогут консолидировать усилия всех стран региона и других заинтересованных игроков к тому, чтобы здесь снижалась напряженность и налаживалось доверие и сотрудничество.
Проинформировали наших бахрейнских друзей об усилиях России по содействию сирийскому урегулированию на основе резолюции 2254 СБ ООН и решений Конгресса сирийского национального диалога в Сочи.
Приветствовали начало работы в Женеве Конституционного комитета. Рассказали о том, какие дополнительные усилия предпринимаются в рамках Астанинского формата по содействию ликвидации террористического присутствия в провинции Идлиб и по стабилизации обстановки в Заевфратье.
Затронули вопросы, касающиеся оказания международного содействия восстановлению разрушенной сирийской инфраструктуры, что важно для возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц к местам своего постоянного проживания. Здесь мы встретили понимание со стороны Королевства Бахрейн.
У нас общие позиции в том, что касается ситуации в арабо-израильском урегулировании, в том числе с учетом попыток подвергнуть ревизии существующую международно-правовую базу БВУ. Конечно, нас очень тревожит последнее развитие событий, имею в виду позицию США об отказе от всех решений международного сообщества, от обязательных решений СБ ООН относительно необходимости прекращения поселенческой деятельности Израиля и признания неправовым положения, когда земли на Западном берегу реки Иордан находятся под израильской оккупацией. Убеждены, что только прямые переговоры между Израилем и палестинцами, нацеленные на достижение баланса интересов с опорой на уже принятые международным сообществом решения могут урегулировать этот самый давний конфликт в регионе.
Достаточно подробно обсудили ситуацию в зоне Персидского залива. У нас общее мнение, что развитие событий по силовому сценарию в этом стратегически важном регионе мира имело бы самые негативные последствия для региональной и глобальной безопасности. У нас общее мнение о необходимости продвигать коллективные подходы с участием как стран Персидского залива, так и их соседей, а также внешних игроков, включая постоянных членов СБ ООН, Лигу арабских государств.
Считаю, что у нас были очень полезные переговоры. Признателен моему коллеге за приглашение в очередной раз посетить Королевство Бахрейн, которым я с удовольствием воспользуюсь. Рассчитываю, что мы сможем это сделать в будущем году, когда будет отмечаться 30-летие установления дипломатических отношений.
Вопрос: В преддверии своего визита в Саудовскую Аравию и в Объединенные Арабские Эмираты Президент Российской Федерации В.В.Путин особо подчеркнул, что Россия будет делать все, чтобы создать необходимые условия для позитивного диалога между государствами Персидского залива, в том числе опираясь на свои дружеские отношения с государствами региона, Ираном и арабскими странами. Предпринимает ли уже Москва конкретные шаги на данном направлении?
С.В.Лавров: Российская сторона принимает необходимые меры по продвижению своих предложений о нормализации ситуации в регионе Персидского залива уже многие годы. Должен с сожалением признать, что, если бы сразу после выдвижения нашей инициативы была позитивная реакция со стороны всех адресатов, сегодня мы имели бы гораздо более спокойную, стабильную и безопасную ситуацию в районе Персидского залива. Тогда не все были готовы рассматривать эту тему, но, отмечу, когда инициатива Президента России В.В.Путина была выдвинута, Бахрейн был среди тех, кто сразу ее поддержал. Поддержка была неизменной все эти годы. Мы регулярно ставили этот вопрос в ходе министерских заседаний между Россией и Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, на уровне заместителей министров, экспертов.
Не исключаю, что эта инициатива просто вызрела сейчас. А тревожные события, развернувшиеся в регионе, подтолкнули и тех, кто до недавнего времени сомневался в ее целесообразности, к тому, чтобы начать серьезно разговаривать на эту тему. Мы сегодня об этом подробно говорили. Для того чтобы перевести процесс уже в русло практической подготовки (учитывая, что на официальном уровне не все пока готовы сесть за один стол), мы поддержали инициативу Института Востоковедения РАН. В сентябре он организовал специальную научную конференцию по вопросам обеспечения безопасности в районе Персидского залива, пригласив ученых из большинства тех государств, о которых идет речь.
Это как непосредственно страны самого региона, так и внешние игроки, которые могли бы быть полезны в создании атмосферы доверия, располагающей к достижению договоренностей о снижении напряженности и выстраивании структур сотрудничества. Среди таких игроков мы упоминаем пять постоянных членов Совета Безопасности ООН, руководство Лиги арабских государств, Организацию исламского сотрудничества и Европейский союз. Думаю, что такой представительный, но достаточно компактный состав участников внешнего сопровождения был бы весьма полезен. Хочу выразить признательность моему другу за то, что Бахрейн неизменно поддерживает наш подход и видит его преимущества. Сегодня эта поддержка была переподтверждена.
Вопрос: Россия неоднократно заявляла, что права курдов будут обеспечены. Ведутся ли переговоры с руководством Сирийских демократических сил по этому вопросу? Как он решается? Поддерживает ли Россия в будущем федеральную Сирию, где курды, возможно, будут себя чувствовать более спокойно и полноправно?
С.В.Лавров: Россия поддерживает законные права курдов и всех других этнических и конфессиональных групп, которые населяют Сирийскую Арабскую Республику (САР). Это закреплено не только в нашей позиции, но и в принятой единогласно резолюции 2254 Совета Безопасности ООН. Это переподтверждено в решениях состоявшегося в Сочи Конгресса сирийского национального диалога и в тех основах, которые сейчас одобрены всеми участниками Конституционного комитета, начавшего работу в Женеве.
У нас есть диалог с представителями курдов, включая представителей Сирийских демократических сил, прежде всего, в контексте реализации российско-турецкого Меморандума от 22 октября с.г., который был заключен Президентом России В.В.Путиным и Президентом Турции Р.Т.Эрдоганом в Сочи и предполагает отвод подразделений Сирийских демократических сил вместе с вооружениями на 30 километров от турецко-сирийской границы. Как вы помните, эти договоренности были одобрены и Президентом САР Б.Асадом, и руководителями Сирийских демократических сил, о чем было сказано нам и заявлено публично. Для того, чтобы эта позиция материализовалась в практические действия «на земле», мы сразу вступили в диалог, в том числе с Сирийскими демократическими силами.
Практически отвод вооруженных людей завершен. Есть, может быть, какие-то отдельные районы, где нужно довести дело до конца. Здесь самое главное, чтобы наши курдские собеседники из Сирийских демократических сил были последовательны. Они, как я уже сказал, поддержали российско-турецкий Меморандум, заявили, что они будут сотрудничать, но потом наши американские партнеры в очередной раз изменили свои подходы к своему присутствию в САР. Даже не буду вдаваться в детали, что они там делают. Сначала они победили ИГИЛ, поэтому они уходят, потом они вернулись, чтобы защищать курдов, потом они перестали защищать курдов и опять ушли, затем вспомнили про нефть и опять вернулись. Наблюдая за этими «зигзагами» американской политики, видимо, кто-то в руководстве Сирийских демократических сил решил сделать ставку на то, что американцы будут постоянно их поддерживать. Это будет ошибочным выбором. Я считаю, что в интересах курдов, в интересах обеспечения прав курдов безальтернативно взять курс на диалог с законными властями САР в рамках выработки тех подходов, которые обеспечивают устойчивость, стабильность, безопасность Сирии через завершение работы Конституционного комитета Сирии, в котором все этноконфессиональные группы Сирии будут надежно защищены, чьи права будут надежно гарантированы.
Вместо этого есть информация о том, что некоторые представители Сирийских демократических сил пытаются делать ставку на то, что США им обеспечат квазигосударственную автономию на территории Сирии. Не буду голословным: уважаемый журнал «Нэшнл интерест», издаваемый в США, недавно опубликовал информацию о том, что Спецпосланник США по Сирии Дж.Рейберн общался с политическими руководителями Сирийских демократических сил, с лидерами т.н. Сирийского демократического совета и убеждал курдов, что их вооруженные формирования должны сотрудничать с антиасадовскими группировками, в том числе джихадистскими, и должны непреклонно проводить линию на противодействие, как они говорят, режиму, поскольку это отвечает интересам США. Я не знаю, какая была реакция курдов, но некоторые признаки того, что есть среди них те, кто готов на такую идею согласиться, вызывают озабоченность. Потому что, если у них есть стремление обеспечивать интересы США в Сирии под довольно зыбкие обещания, которые в любом случае нелегитимны, – это их выбор.
Убежден, что права курдов – а мы всегда выступаем за обеспечение их прав, наряду с правами других народностей, этнических и конфессиональных групп – могут быть обеспечены исключительно через честный, открытый диалог с центральными сирийскими властями в рамках политического процесса.
Что касается того, будет ли этот политический процесс приводить к федерализации Сирии, это не ко мне, а к тем сирийцам, которые должны сами решить судьбу своей страны в полном соответствии с резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН. Какие договоренности будут достигнуты, в частности и прежде всего в Женеве на заседаниях Конституционного комитета между самими сирийцами, такие договоренности и обязано принять и уважать все международное сообщество.
Вопрос: Турецкая сторона в очередной раз заявила, что боевики террористического формирования «Сирийские демократические силы» не уходят с пограничных территорий Турции и Сирии. После того, как США объявили, что остаются в Сирии из-за нефти, они начали диалог с американской стороной. Вчера по этому поводу высказывался официальный представитель Президента Турции И.Калын. Он выступил с призывом к России и США выполнить обещания по отводу боевиков от турецко-сирийской границы. Как бы Вы могли прокомментировать такие заявления турецкой стороны?
С.В.Лавров: Надеюсь, Вы следите за освещением этой темы и других аспектов сирийской проблематики российскими официальными лицами. Вчера было сделано подробное заявление официального представителя Министерства обороны России И.Е.Конашенкова на этот счет, в котором было изложено наше видение конкретных фактов «на земле». Они таковы, что вывод вооруженных подразделений курдских формирований состоялся. Если там остаются какие-то еще не завершенные небольшие участки, то это естественно. Работа будет доведена до конца. То, что все идет строго в рамках меморандума, который был одобрен Президентом России В.В.Путиным и Президентом Турции Р.Т.Эрдоганом, подтверждается регулярным, продолжающимся совместным патрулированием российской военной полицией и их турецкими коллегами 10-километровой зоны, как это и было согласовано в Сочи 22 октября.
Вчера, после того, как Министерство обороны России сделало это заявление в ответ на звучавшие из Анкары утверждения о невыполнении сочинских договоренностей, был контакт между представителями турецкого Правительства и Послом России в Анкаре А.В.Ерховым, в ходе которого нашего Посла заверили, что речь идет о недоразумении, никто в Анкаре не подвергает сомнению работу, которую выполняет Россия, ни о каком возобновлении операции «Источник мира» ни Министр иностранных дел Турции М.Чавушоглу, мой коллега и друг, ни И.Калын не говорили.
Что касается наличия договоренности между Анкарой и Вашингтоном, американцы ведут дело к тому, чтобы воспрепятствовать диалогу между курдами и Дамаском, тогда как мы занимаем прямо противоположную позицию и убеждены, что только такой диалог может решить не только проблемы обеспечения прав курдов, но и проблемы обеспечения законных интересов безопасности Турецкой Республики.
Источник: сайт МИД России
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs