ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Международный форум по Арктике в Санкт-Петербурге: вызовы, проблемы и перспективы Севера

10:32 19.11.2019 • Андрей Кадомцев, политолог

С 5 по 7 декабря в Санкт-Петербурге состоится IX Международный форум «Арктика: настоящее и будущее», организованный МОО «Ассоциация полярников». Форум соберет для общей дискуссии авторитетных экспертов, занимающихся вопросами устойчивого развития Севера, а также представителей гражданского общества. Поддержку Форуму оказывают Государственная комиссия по вопросам развития Арктики, Совет Федерации, Государственная Дума, Общественная палата России, профильные федеральные министерства и ведомства, а также органы государственной власти субъектов РФ[i]. Предварительное согласие на участие в Форуме выразили эксперты из пятидесяти с лишним государств. Среди участников форума будут и представители Арктического совета[ii], ведущей международной организации, занимающейся проблемами Арктики. В 2021 году Россия займет место председателя Арктического совета. В этой связи, Форум в Санкт-Петербурге является важным этапом дискуссии, призванной способствовать выработке предложений и рекомендаций для подготовки российской повестки в области международного сотрудничества в Арктике.

Всплеск международного интереса к освоению Арктики проявился довольно давно - вскоре после окончания «холодной войны». Большинство стран, примыкающих к Арктическому региону, «начали проводить масштабные научные исследования…, модернизировать транспортную инфраструктуру, восстанавливать промышленные и социальные объекты». В течение двух десятков лет, труднодоступный и малоизученный прежде Север, превратился «в регион глобального притяжения ученых, рабочих, туристов, политических деятелей»[iii]. В настоящее время важную роль играют изменения климата, делающие Арктику всё «более доступной» для экономического освоения, но одновременно и всё более подверженной новым геополитическим вызовам. Еще в 2008 году геологическая служба США оценила запасы нефти в Арктике до 13% от мировых, а газа – до 30%. В том же году в России были приняты «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», рассматривающие регион в качестве «стратегической ресурсной базы»[iv]. Ученые по-прежнему расходятся в прогнозах относительно динамики климатических изменений. По американским данным, температуры в арктическом регионе «растут в два раза быстрее среднестатистических показателей», а таяние вечной мерзлота в некоторых регионах началось «на 70 лет раньше», чем предсказывалось[v]. Вместе с тем, специалисты из российского Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН, как и представители ВМС США, пока исходят из предположения, что сезон навигации «на трассах Северного морского пути (СМП) в период до 2025-2030 годов … сможет продолжаться от 3 до 5 месяцев в году», то есть лишь немногим дольше, чем сегодня.[vi] Тем не менее, в средне- и долгосрочной перспективе коммерческое мореплавание по СМП и канадскому Северо-Западному проходу выглядит всё более заманчивым, поскольку, в ряде случаев, северные маршруты в полтора-два раза короче, по сравнению с основными нынешними. Растущее число проектов по разведке и освоению полезных ископаемых, а также перспективы увеличения объемов судоходства, ведут, в свою очередь, к необходимости усиления мер безопасности в регионе.

На Западе относятся крайне настороженно, а порой и агрессивно, к планомерным действиям России по комплексному освоению этой зоны. Новый этап борьбы за Арктику, считает британская The Telegraph, начался в 2007 году. С тех пор Россия начала активно развивать регион, восстановила «работу военных баз советского периода» и создала новые. В свою очередь, в текущей Стратегической концепции НАТО, принятой в 2010 году, слово «Арктика» даже не упоминается, сетует британское издание. В настоящее время, число тяжелых ледоколов дальнего действия в распоряжении США оценивается в 2-3. «У России их 40 и строятся новые,…»[vii].

Таким образом, констатирует в выпущенном в июне докладе британский Chatham House, именно Россия сегодня «определяет будущее военной деятельности в Арктике». Поэтому Западу и НАТО, «не следует допускать, чтобы Москва и впредь считала свою роль в сфере военной деятельности на просторах региона решающей»[viii]. Вместе с тем, не все на Западе настроены столь же воинственно. Так, в Дании призывают найти «совершенно новую формулу» сотрудничества с Россией. Об этом говорится в последнем докладе об отношениях НАТО и России, выпущенного в конце осени под эгидой Датского института международных исследований. Сдерживающий потенциал НАТО и Запада – «хороший». И нужно развивать диалог – оставить за скобками «вопрос Крыма» и «разработать формулу.., оставляющую возможность сотрудничать», полагают датские аналитики[ix].

При этом, как отмечает В.П. Журавель из Института Европы РАН, военные угрозы РФ в Арктике «обусловлены… неразрешёнными проблемами в области делимитации границ, растущим интересом значительного количества государств мира к арктическим ресурсам». В свою очередь, 2018 году НАТО продолжала «наращивать и усиливать военную активность в этом регионе» - готовить аэродромы передового базирования, проводить модернизацию портовой инфраструктуры, создавать систему «заблаговременного складирования имущества и вооружения». При этом РФ рассматривается странами альянса «как главная угроза членам НАТО в Арктике»,-считает эксперт. Возобновилась и практика регулярных военных учений, призванных «поддержать боеготовность войск в регионе»[x]. Вместе с тем, отмечает Андрей Загорский из РСМД, «Арктика остается редким исключением из общей картины нарастания напряженности в отношениях между Россией и странами Запада», в регионе продолжается активное взаимодействие и сотрудничество. Он считает, что «обстановка остается стабильной и предсказуемой на ближайшую перспективу». Совместные проекты на российском шельфе, а также взаимодействие «в военно-политической сфере» практически сошли на нет из-за санкций. В то же время, сотрудничество «продолжает развиваться как в рамках Арктического совета, так и в других форматах». По мнению Загорского, пока не следует преувеличивать и расширение военной деятельности Запада в Арктике, поскольку оно требует больших финансовых затрат и «крайне инерционно».

В целом, нынешнюю стратегическую ситуацию в регионе определяют три основные тенденции. «Возвращение» России, «переосмысление» своей стратегии США и растущий интерес к региону Китая. С одной стороны, США вместе с Евросоюзом выступают основным противником правовой позиции РФ: они не признают приоритетные права России (а также Канады) по регулированию судоходства в арктических водах. Вместе с тем, у России и США имеются в Арктике потенциальные общие интересы, связанные с традиционным для приполярных стран стремлением избегать «интернационализации» вопросов регулирования жизни региона. С другой стороны, Вашингтон никак не может определиться, кто должен стать для него объектом приоритетного «сдерживания» в регионе – Россия или Китай. В мае нынешнего года, Арктическому совету впервые в своей истории не удалось согласовать декларацию по итогам очередного заседания, в ходе которого госсекретарь США Майк Помпео обвинил Москву и Пекин в «экспансии».

При этом в экспертном сообществе, порой, высказываются некоторые опасения по поводу правовой позиции Китая по Арктике[xi]. КНР продвигает концепцию «Полярного шелкового пути», призванного обеспечить Поднебесную природными ресурсами и альтернативными судоходными маршрутами для экспорта, способными к 2020 году обеспечить от 5 до 15 процентов внешнего товарооборота КНР[xii]. Инвесторам из КНР принадлежат доли в целом ряде крупных промышленных и инфраструктурных проектов, реализуемых Россией за Полярным кругом, в том числе в «Ямал – СПГ». По мнению Frankfurter Allgemeine Zeitung, «амбиции Китая в регионе, кажется, пока не мешают Москве». И это так. При этом Россия рассчитывает на китайские инвестиции в СМП.

В настоящее время, Арктика приносит до 15 процентов российского ВВП. В Москве хорошо понимают, какие перспективы сулит освоение региона на качественно новом уровне. В марте 2018 года Владимир Путин назвал СМП "ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока". С 2020 года предусмотрены преференции для инвестиционных проектов, реализуемых в Арктической зоне, а также снижение налоговой нагрузки на бизнес, развитие инфраструктуры и социальной сферы. В настоящее время Правительство России и Совет Федерации готовят «четыре важнейших документа», посвященных вопросам развития инфраструктуры в Арктической зоне[xiii]. Вместе с тем, руководство России понимает сложность задачи: необходимы инвестиции в десятки миллиардов рублей на протяжении многих лет. Поэтому в указе Президента РФ, подписанном в мае 2018 года, планируется увеличить грузопоток по СМП к 2024 году до 80 млн. т.

На Западе полагают, что санкции, ограничивающие доступ РФ к технологиям разведки и добычи нефти в труднодоступных условиях Севера, подтолкнули Россию к изменению приоритетов: сосредоточиться на развитии проектов в области СПГ и обустройстве транспортных коридоров. И эта программа реализуется весьма успешно: крупнейший и мощнейший в мире ледокольный флот позволит Москве уже в обозримом будущем перенаправить по СМП часть мировых транспортных потоков. А используя строящиеся танкеры СПГ ледового класса, Россия получает возможность снабжать клиентов газом в любой точке мира, без привязки к существующим трубопроводным системам.

Россия проводит всё более активную, созидательную политику в Арктике, продолжая последовательно претворять в жизнь программу социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. В 2018 г. Минтранс и «Росатом» договорились о разделении полномочий по управлению СМП. Планомерно осуществляется обновление инфраструктура СМП — порты, службы поиска и спасения, навигация, метеорологическое обеспечение и пр. Внедряются новые подходы к обеспечению энергоснабжения отдаленных регионов[xiv]. При этом, Москва предлагает всем заинтересованным странам сотрудничество, а не борьбу и попытки «вытеснения» соперников. Уязвимость экосистемы региона требует разработки и реализации долгосрочных мер, способствующих устойчивому развитию Арктики. Недропользование должно носить рациональный, природосберегающий характер. Этому будет способствовать внедрение передовых технологий в области прогнозирования погодных и климатических явлений. Планомерно осуществляемая модернизация навигационных систем призвана повысить безопасность судоходства на СМП. Кроме того, информатизация и роботизация северных территорий России должны компенсировать их относительную малонаселенность[xv]. Эти и многие другие вопросы будут отражены в новой стратегии развития Арктики, разработка которой уже совместно осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Минобрнауки и РАН.

Таким образом, Арктика становится всё более важным регионом мира, местом, приковывающим внимание ведущих государств. В конце лета нынешнего года, агентство Bloomberg констатировало, что «Арктика – это регион, значение которого меняет геоэкономику и геополитику всего мира». Москва выступает против милитаризации Арктики, однако готова отстаивать свои национальные интересы всеми законными способами. Большинство российских экспертов уверены в том, что перспективы сотрудничества арктических государств всё еще остаются высокими. Вместе с тем, накапливающиеся в регионе «проблемы, усиливающие политическую неопределенность в среднесрочной и долгосрочной перспективе», требуют всемерного расширения конструктивного и содержательного диалога между заинтересованными странами. И предстоящий Международный петербургский форум по Арктике станет одной из важнейших площадок для такого разговора.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[i] https://ict2go.ru/events/15638/

[ii] Арктический совет учрежден в 1996 году. В настоящее время, в его состав входят восемь стран, непосредственно граничащих с Арктикой - Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция. 13 стран имеют статус постоянного или временного наблюдателя, в том числе КНР. Статусом наблюдателя обладают также 7 международных организаций и 3 НПО.

[iii] https://cyberleninka.ru/article/n/arkticheskie-strategii-rossii-i-ssha-v-xxi-v-sravnitelnyy-analiz

[iv] https://rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html

[v] https://www.inopressa.ru/pwa/article/28jun2019/spiegel/eisbrecher.html

[vi] https://russiancouncil.ru/2019-arctic

[vii] https://inosmi.ru/politic/20191106/246172119.html

[viii] https://russian.rt.com/world/article/646608-arktika-britaniya-rossiya-doklad

[ix] https://inosmi.ru/politic/20191031/246139543.html

[x] http://vestnikieran.instituteofeurope.ru/images/Журавель1.pdf

[xi] http://www.globalaffairs.ru/global-processes/Arkticheskie-ambitcii-Podnebesnoi-19711.

[xii] https://foreignpolicy.com/2018/05/01/chinas-ready-to-cash-in-on-a-melting-arctic/

[xiii] https://interaffairs.ru/news/show/24450

[xiv] https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vozrashchenie-k-normalnosti/

[xv] https://interaffairs.ru/news/show/24207

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати