ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Развитие Арктики: главные вызовы и решения

13:52 11.11.2019 • Марина Стародубцева, стажер журнала «Международная жизнь»

Для России Арктика в последние несколько лет стала важнейшим драйвером экономического роста, но все еще остается много проблем, связанных с развитием региона. Продолжающийся отток населения, а также инфраструктурные, экологические и социальные проблемы российского Севера ставит перед государством задачи, которые требуют создания и реализации совершенно новой стратегии развития, которая бы отвечала вызовам современности.

На пресс-конференции, прошедшей в МИА «Россия Сегодня», эксперты и государственные деятели обсудили новую стратегию развития российской Арктической зоны, а также главные вызовы, которые стоят перед Россией в этом направлении.

По словам заместителя председателя Комитета Совета Федерации по федеральному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александра Акимова, сейчас государство полностью повернулось лицом к проблемам Арктики. Он отметил, что сейчас в Правительстве РФ и Совете Федерации готовятся четыре важнейших документа по теме развития Арктики. В них рассматриваются вопросы, связанные с инфраструктурой региона - вопросы строительства железной дороги, морского транспорта, полярной авиации. Один из документов посвящен налоговым преференциям для предприятий, которые буду работать в Арктической зоне. По мнению Акимова, сейчас крайне необходимо привлечение в регион малого и среднего бизнеса, инвестиций. «Многие сегодня заинтересованы в освоении шельфов, месторождений и других богатств, которыми богата наша Арктика», - отметил Акимов.

«Многие сегодня заинтересованы в освоении шельфов, месторождений и других богатств, которыми богата наша Арктика»

Так же он выделил несколько направлений, на которые нужно обратить особое внимание. Важной темой выступления Акимова стало развитие Северного Морского пути  - транспортного коридора, по которому в ближайшие годы планируется значительно наращивать количество провозимых грузов. Северный Морской путь сегодня - кратчайший путь из Европы в Азию и, таким образом, крайне важный для России трансфер. Как отметил Акимов, в перспективе планируется провозить до 80 млн тонн груза ежегодно.

«Северный Морской путь сегодня - кратчайший путь из Европы в Азию и, таким образом, крайне важный для России трансфер»

Также спикер обратил внимание на проблему экологии, которая с каждым годом становится все существеннее. Из-за потепления климата встает вопрос о сохранении вечной мерзлоты в Арктике. Так же Акимов отметил, что во многих местах на Севере из-за изменения климата происходят наводнения, происходит разрушение берегов.

Третьи важным направлением работы Акимов назвал уровень жизни на Севере, который должен быть выше, чем среднероссийсбкие показатели. Он обратил внимание на то, что много людей уже покинули северные регионы и продолжают покидать. «Мы всех притягиваем в большие города, в то время как нужно осваивать Дальний Восток и Арктику. Сейчас мы работает над программами по подготовке кадров для сферы здравоохранения, образования и культуры. И сегодня появляются такие специалисты, которые работают в регионе, но государство тоже должно стимулировать», - полагает Акимов.

Развитие транспорта в Арктической зоне

Как отмечает член Совета по Арктике и Антарктике Игорь Чернышенко, сегодня главная задача - это обеспечить круглогодичную перевозку грузов по Северному морскому пути. Именно от решения транспортного вопроса зависит и другие направления в развития Арктики. «Без строительства ледокольного флота, основные задачи, связанные с развитием российской Арктики, а именно добыча углеводородов, транспортная доступность и решение социально-экономических проблемам, решены не будут», - отметил Чернышенко.

По его мнению, основная проблема на пути развития Северного Морского пути - это сложная система управления. «Именно многоуправляемость Арктикой вносит определенные сложности и для развития Северного Морского пути», - отмечает он.

«Именно многоуправляемость Арктикой вносит определенные сложности и для развития Северного Морского пути»

Арктика - это регион, в котором содержится более трети всех углеводородов в мире. Предприятия, работающие в арктическом регионе, дают 10 процентов ВВП России. По словам члена Комитета Совета Федерации по социальной политике Анны Отке, важнейшая государственная задача сейчас связана с развитием недропользования, Северного морского пути, а также с созданием привлекательных условий для инвесторов. Тем не менее, одной из самых главных задач государства является создание условий для жизни населения на Севере.

Социальные вопросы

По словам Александра Акимова, 60-70 процентов объектов образования, здравоохранения и культуры в регионе находятся в ветхом состоянии. Одной из важных проблем Анна Отке называет проблему подготовки и обеспечения кадров на Севере. В то время как регион пустеет, все острее встает вопрос доступности медицинских и других социальных услуг. Кроме того, как отметила Отке, уровень возраста дожития на Севере гораздо ниже, чем в других регионах России и необходимо создание условий, которые бы помогли людям, живущим в северных регионах, проживать там в дальнейшем.

Член Комитета Совета Федерации по федеральному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Ольга Старостина обратила особое внимание на положение коренных народов Севера. Приход ресурсодобывающих компаний в регион, а вместе с этим изъятие земель оленеводов, поставило под угрозу традиционный уклад жизни народов. Старостина отметила, что в июле этого года был принят Федеральный закон, который дает правительству право утверждать порядок возмещения убытков, причиненных коренным малочисленным народам в результате нанесения ущерба исконной среде их обитания. «Уверена, что это будет тот механизм, который действительно урегулирует взаимодействие компаний, которые ведут свою деятельность на территории хозяйственного ведения коренных малочисленных народов, и самих народов», - отмечает Старостина.

Экология

В 2019 году Россия отметила 50-летие начала добычи углеводородов в Арктике. Тем не менее, масштабное освоение Арктики, добыча природных ресурсов наносит большой ущерб хрупкой арктической экосистеме. Заместитель директора по науке Института нефти и газа РАН, член Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Василий Богоявленский отметил, что сейчас дегазация земли происходит в планетарных масштабах, однако в Арктике она принимает «взрывной» характер. «Происходят мощные взрывы, выбросы и гигантские глыбы грунта и льда летят на большие удаления. Чтобы научиться прогнозировать, выявить наиболее опасные зоны, сейчас целый ряд институтов работает над этой темой. В ходе нашей экспедиции мы выяснили, и даже сделали открытие, что мы имеем дело с грязевым вулканизмом в Арктике. И это новое явление необходимо исследовать», - отметил ученый.

«Сейчас дегазация земли происходит в планетарных масштабах, однако в Арктике она принимает «взрывной» характер»

Экологические проблемы обсуждались и на 71-й сессии Северного совета в Стокгольме 29–31 октября, где участниками, среди которых Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция, было обозначено стремление к снижению выбросов углекислого газа (СО2). По словам Анны Отке, Дания к 2030 году стремится снизить выбросы СО2 на 70 процентов, а Норвегия - на 45 процентов. Кроме того, одним из предложений на сессии, где российская парламентская делегация принимала участие в качестве приглашенного иностранного гостя, было предложение о принятии в государствах-членах Северного Совета, закона Магнитского. «Тем не менее, точку в этом обсуждении поставило мнение представителей зеленой левой партии о том, что необходимо равноценно относиться ко всем странам. В эти же дни Дания приняла свое решение о Северном потоке-2», - отметила Анна Отке.

В то время как в самой Дании и в других странах Северного Совета уже используются возобновляемые источники энергии - ветряная и солнечная энергия, Россия в этом направлении еще сильно отстает. «Нам необходимо уходить от дизелей», - отмечает Александр Акимов. По словам Акимова, России сегодня необходима совершенно новая Арктическая доктрина. «И главное, чтобы туда промышленность шла. Без этого сейчас невозможно развивать Север», - полагает он. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати