Внешняя политика Филиппин с приходом к власти президента Родриге Дутерте претерпевает ряд качественных изменений.
В поисках внешнеполитического баланса сил эта страна, как и прежде, вынуждена выбирать между Соединёнными Штатами и Китаем. Всё больше признаков указывают на то, что она делает свой выбор в пользу последнего. В этом нет намерений филиппинского государства пойти на осознанное обострение отношений с Вашингтоном. Но есть стремление добиться геополитической субъектности и воспользоваться экономическими выгодами, которые филиппинцам может дать участие в китайском инфраструктурном проекте «Один пояс, один путь».
Официальный визит президента Дутерте в Китай в прошлом году завершился подписанием соглашений на сумму $24 млрд. в виде прямых китайских инвестиций. Западные эксперты скептически отнеслись к этим результатам, но это больше, чем филиппинцам могут предложить США (1). А на недавно завершившемся саммите Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Дутерте, отвечая представителю США по поводу его предостережений в отношении политики Пекина, вновь подтвердил, что страны региона весьма высоко оценивают сотрудничество с Китаем в самых разных областях.
Географическая изолированность Филиппин, как островного государства, требует для экономического развития устойчивой товарно-логистической и промышленно-экономической связанности с развитыми мировыми державами. На протяжении многих лет США оказывали Маниле ограниченную помощь с военным уклоном, но это мало способствовало развитию экономических связей и оздоровлению социально-экономической ситуации в стране.
Китай, в отличие от США, готов инвестировать в модернизацию морских и воздушных портов, строительство ирригационных систем, транспортных артерий и социально значимых объектов, чтобы связать семь тысяч сто островов, из которых состоят Филиппины, в единую экономическую сеть. И это иной подход, который оценили в Маниле.
При этом нельзя недооценивать степень зависимости Филиппин от США, она выше, чем принято говорить на публике. Манила по-прежнему не может обойтись без внешней помощи в модернизации вооружённых сил и борьбе с исламистскими группировками. Но Китай готов заменить США и в поставках вооружений Филиппинам.
Благодаря своему географическому положению Филиппины играют важную роль в АТР. Во многом, поэтому страна является зоной конкуренции между США и Китаем.
Филиппины, одной оконечностью почти упирающиеся в Индонезию, другой приближающиеся к Тайваню, служат «барьером» на пути Китая вовне АТР. Тайвань – союзник США и известный фактор раздражения для Китая. Индонезия имеет приоритетное значение в сфере безопасности для Австралии, ещё одного союзника Вашингтона.
Филиппины - это еще дверь из Южно-Китайского моря, где США надеются «запереть» китайский флот, закрыв ему выход на просторы Тихого океана. Уход Манилы из-под американского «зонтика» существенно ослабляет американские позиции в регионе, и это прекрасно осознают в Вашингтоне.
Для Пекина союз с Филиппинами является стратегической целью. Для Манилы альянс с Пекином означает, кроме экономической выгоды, снижение градуса противостояния вокруг остовов в Южно-Китайском море. У Манилы в этой ситуации было два выбора – встать в оппозицию к Китаю при поддержке США под лозунгом сохранения территориальной целостности, либо оздоровить отношения с КНР вплоть до уровня стратегического партнёрства, сделав ненужным для китайской стороны на данный момент требовать территориальных уступок.
Манила выбрала второй вариант. Китай получает, пусть и, возможно, на время правления нынешнего президента, то, ради чего затевались территориальные диспуты – доступ к стратегически важным пунктам в Южно-Китайском море. Однако это не исключает возобновления территориального спора в будущем, вероятность чего будет определяться степенью сближения Филиппин и Китая. Чем ближе будет Манила к Пекину, тем ниже такая вероятность.
При этом можно предположить, что дальнейшее сближение Филиппин и Китая приведёт к определенным изменениям американской политики в АТР.
Вероятно, ускорится динамика американо-вьетнамских контактов. Вьетнам находится на противоположной от Филиппин стороне Южно-Китайского моря. Таким образом, частично компенсировать «потерю» Филиппин Соединённые Штаты смогут за счёт углубления военного партнёрства с Вьетнамом. Для США повысится стратегическая ценность Австралии как союзника в АТР, что, скорее всего, отразится на темпах сотрудничества двух стран в сфере обороны.
Высока вероятность активизации тайваньско-японского сотрудничества, негласным пунктом которого будет тема контроля Лусонского пролива, отделяющего Тайвань от Филиппин и соединяющего Южно-Китайское море с Тихим океаном.
Малайзия и Бруней могут поддержать дискурс США относительно Филиппин в АСЕАН из-за территориального спора с КНР в Южно-Китайском море.
Индонезия, вероятно, займёт более мягкую позицию, потому что в 2014 г. состоялось подписание соглашения с Филиппинами об урегулировании 20-летнего территориального спора о морской границе. Джакарте невыгодно начинать новый виток напряжённости.
Изменение баланса сил в треугольнике США – Филиппины – Китай открывает определённые возможности для российской дипломатии. Манила заинтересована в диверсификации внешнеполитических и внешнеэкономических контактов, настроена на развитие отношений с Россией для уравновешивания влияния других геополитических игроков (2). Потенциальными областями российско-филиппинского сотрудничества могут стать нефте- и газодобыча, атомная энергетика, ВПК и военное образование.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) https://www.newmandala.org/duterte-philippines-chinese-investment-boom-politics-geopolitics/
2) https://russian.rt.com/inotv/2019-10-29/Nikkei-vizit-Putina-na-Filippini
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs