Представление об Африке, как о некой большой социальной проблеме на теле планеты (пандемии, голод, нищета, войны) – так называемый «афропессимизм» - уже не первое десятилетие как сменилось гонкой ведущих мировых держав за экономическое и политическое присутствие на континенте. После определенного перерыва в соревнование вновь вступила Россия.
По словам российского президента Владимира Путина, «Африканские государства уверенно набирают политический и экономический вес, утверждаются в качестве одной из важных опор многополярной системы мира, принимают все более активное участие в выработке решений международного сообщества по ключевым вопросам региональной и глобальной повестки дня».[i] Не будем забывать, что Африка - это примерно треть голосов в ООН.
После впечатляющего «камбэка» России на Ближнем Востоке к Москве потянулись государства, ищущие альтернативу прежним политическим и экономическим привязкам. В Африке первой это сделала увязшая в гражданской войне Центральноафриканская республика, позже столкнувшийся с аналогичным вызовом Судан. Дальше – по нарастающей. На сегодня уже более 30 африканских стран имеют с Россией соглашения, по которым разрабатываются георесурсы, поставляются продукция военно-промышленного комплекса, ведется подготовка личного состава армии и сил правопорядка. Среди наиболее значимых контрагентов числятся Алжир, Египет, Ангола, Уганда и Нигерия.
Итогом упорной и не всегда афишируемой работы российской дипломатии стал первый саммит Россия - Африка, прошедший в Сочи 23-24 октября. А днем ранее там же открылся российско‑африканский экономический форум. Из 62 официально признанных ООН африканских субъектов международного права в Россию прибыли главы 43, а еще 11 участвовали на уровне министров и послов. Не только Египет, но весь Африканский союз представлял Абдель Фаттах ас-Сиси.
Россия и африканские страны на форуме подписали более 500 соглашений на сумму около 800 млрд. рублей. Принимая во внимание не слишком высокую платежеспособность африканских партнеров, в Сочи было заключено соглашение о создании фонда поддержки двусторонней торговли объемом 5 млрд. долларов. Успех форума обусловил решение сделать его регулярным и проводить раз в два года.
Пожалуй, основным экономическим конкурентом России на Черном континенте является Китай. Сегодня Пекин предоставляет странам Африки большие и при этом льготные кредиты, бесплатно строит объекты социальной инфраструктуры. Большое значение в Поднебесной придают «мягкой силе» - активно развивают культурные и научные связи, стараясь сформировать лояльные Китаю национальные элиты. Ежегодно стипендии для обучения в китайских вузах получают десятки тысяч африканцев. В результате, десять лет назад Китай перехватил у США лидерство в перечне торгово-экономических партнеров континента, превратился в одного из ведущих инвесторов и доноров африканских стран.
С начала века регулярный характер приобрел форум сотрудничества Китай–Африка, а без малого четыре десятка африканских стран присоединились в мегапроекту «Один пояс и один путь».
Ну и, наконец, (инвестиции надо охранять) в 2017 году в Джибути появилась китайская военная база, первая за рубежами КНР.
Вместе с тем, растущая зависимость Африки от китайского финансирования может стать одним из конкурентных преимуществ России. На континенте начинают искать альтернативных партнеров.
Невольно этому способствуют США, критикуя политику Москвы и Пекина в Африке.В последнее время Соединенные Штаты серьезно озаботились противостоянием «экспансии» Китая и России. В декабре 2018 года администрация Трампа обнародовала новую стратегию по Африке, а фактически - план по противдействию активности РФ и КНР на континенте. По этому поводу не раз высказывались официальные лица. «Эти страны расширяют свое финансовое и политическое влияние в Африке, применяя «агрессивные» практики, действуют ради собственной выгоды, что представляет угрозу национальной безопасности США», – утверждал тогдашний «профильный» советник американского президента Джон Болтон, презентуя новую программу. Получается, что Соединенные Штаты действуют в Африке в ущерб собственной выгоде?
Особенно досталось Китаю. Болтон, как обычно, раскритиковал КНР за многое, но главное – за использование кредитов для закабаления Черного континента. А минувшим летом на очередном бизнес-саммите США-Африка, состоявшемся в Мапуто, Соединенные Штаты анонсировали экономическую программу «Процветающая Африка». Фактически конечная цель та же - ограничить растущее влияние России и Китая путем расширения торговли со странами континента, продвижения американских технологий и активизации помощи в борьбе с терроризмом. По словам Болтона, новые подходы позволят африканским странам «на деле, а не только теоретически, оставаться независимыми».[ii] Нового, правда, в американских подходах мало, только – риторика, пожалуй.
Традиционно сильные позиции имеет на африканском континенте Европа. Достаточно вспомнить, что после обретения независимости во многих столицах бывших французских колоний были установлены памятники Шарлю де Голлю. Африканские страны заинтересованы в сотрудничестве с Евросоюзом по трем взаимосвязанным направлениям: это столь необходимое Черному континенту миротворчество, получение экономической и гуманитарной помощи, оказание содействия в борьбе с эпидемиями.
ЕС, в свою очередь, все больше сосредотачивается на мерах по пресечению незаконной миграции с Африканского континента. Это для него сейчас главное. А заодно старается более реалистично оценивать экономическую и политическую состоятельность своих африканских партнеров. Еще апреле 2000 года в Каире состоялся первый саммит глав государств и правительств ЕС-Африка. Активизировать экономические и политические связи был призван подписанный через семь лет в Лиссабоне «Договор о стратегическом партнерстве в области торговли и демократии», декларировавший необходимость «настоящего сотрудничества» и равенства партнеров.
Тем не менее, ослабление присутствия на континенте европейцев очевидно. Это справедливо даже в отношении самой активной страны – Франции, до сих пор влияющей на политические процессы во франкофонной Африке. По признанию авторитетного французского еженедельника Le Point, Парижу, который «теряет здесь почву под ногами», следует «опомниться», т.к. его влияние и экономический вес на континенте неуклонно сокращаются.[iii]
К слову, Анкара давно дала старт своему сотрудничеству с континентом. Первый саммит, посвященный сотрудничеству Турции со странами Африки (преимущемтвенно мусульманскими), прошел в 2008 году, в этом – уже третий. А с 2010 года правительство реализует так называемую «Африканскую стратегию». МИД Турции на своем сайте с гордостью сообщает о росте взаимного интереса сторон, о чем свидетельствуют такие цифры: в 2009 году на Черном континенте было 12 турецких посольств, сейчас – 39. Африканские страны за этот период тоже втрое увеличили число своих диппредставительств в Анкаре – с 10 до 33.
Но вернемся к реалиям и перспективам сотрудничества России с Африкой. Во-первых, Россия сегодня входит в десятку крупнейших экспортеров продовольствия на рынки африканских государств. Во-вторых, она является одним из крупнейших поставщиков продукции военного назначения на континент – стоимость военных контрактов только в 2019 году должна превысить 4 млрд. долларов. В-третьих, местных потребителей вполне устраивает соотношение цена-качество многих российских промышленных товаров. А расплачиваться контрагентам есть чем: Африка — это до трети всех разведанных мировых запасов полезных ископаемых, с учетом же того, что изыскания далеко не всегда проводились на современном уровне и охватывали далеко не все перспективные районы, - больше. Так что, геологоразведка – это, в-четвертых.
И хорошо, что российский президент, выступая на сочинском форуме, ненавязчиво дал понять африканским гостям, что Россия не собирается повторять ошибок СССР с его стремлением множить число политических псевдосоюзников в ущерб экономической целесообразности. США и ЕС также упирают в последнее время на взаимовыгодный характер торгово-экономических отношений. При этом все акторы периодически списывают Африке долги, и Москва – не исключение.
И еще: западные страны неизменно обусловливают сотрудничество «правильным», с их точки зрения, характером внешней и внутренней политики своих контрагентов. Россия не стремится навязывать никому свою точку зрения, и в этом ее преимущество. В частности, на Африканском континенте.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs