ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

По ком зазвонил колокол?

15:42 03.10.2019 • Михаил Леонов, журналист

«Исполняя пастырский долг печалования о заключенных, мы, священники Русской Православной Церкви, каждый от своего имени, считаем своим долгом выразить убеждение в необходимости пересмотра судебных решений в виде тюремных сроков, присужденных ряду фигурантов «московского дела». С этих прекрасных слов начинается «Открытое письмо 150 священнослужителей» в защиту обвиняемых, проходящих по т.н. «московскому делу»[1], которому ряд средств массовой информации (как отечественных, так и зарубежных) уделили свое, по большей части положительное, внимание. Но действительно ли так прекрасен подвиг этих священников и о чем на самом деле идет речь – давайте разбираться.

Случай действительно незаурядный и, можно сказать, вызывающий. Вызывающий в первую очередь для Русской Православной Церкви. Почему? С охотой поясню свое мнение. Если память мне не изменяет, то последний раз столь поистине великие слова от служителей Церкви звучали в первые годы советской власти, когда массовость расстрелов верующих, террор по отношению к монашествующим и архиереям, беззаконное и беспрецедентное закрытие и разрушение храмов и монастырей повергало христианский мир в смятение, непонимание, скорбь и поистине печаль. В последующие годы советской власти это было априори немыслимо и невозможно.

Но наступило время демократии и свободы, а вместе с этим пришли и неведомые ранее проблемы. И что же – поводов не было? Поводы были, только не было писем «пастырского печалования» ни о страдающих от рэкета и бандитского беспредела в 90-е; ни о жертвах террористических взрывов в первой половине 2000-ых; не было общего печалования об участницах кощунственной выходки группы «Pussy riot»; не печаловались пастыри Церкви о жертвах ювенальной юстиции, когда из-за произвола должностных лиц отбирались дети; за пять лет произвола неофашистов, стоявших (хочется верить, что в прошедшем времени!) у власти в Украине, не было объединенного печалования за своих собратьев и сестер избиваемых, убиваемых и лишаемых храмов и домов. Нет-нет, отдельные высказывания, выступления и публикации были, как говорится – люби Боже правду! Но чтобы так коллективно, во все, так сказать, колокола… Да что далеко ходить – в конце-концов не было «пастырского печалования» и о всей массе россиян, попавших под пресловутую пенсионную реформу, вызвавшую довольно-таки неоднозначную и, в большинстве своем негативную реакцию во всех слоях населения и в священнической среде, в том числе. И вдруг – открытое письмо от 150 священников! С чего бы это?

Самый первый вопрос, который возник у меня, и на который хотелось бы обратить внимание читателей и спросить самих подписантов: а как вы все вместе его составили? Ну не могли же все 150 человек писать этот текст. А он, на мой взгляд, весь до такой степени пронизан либеральными и оппозиционными заготовками, что впору и остановиться: отцы святые - а Христос, христианство и спасение, которое вы должны нести миру как светочи – где? А если вы о «долге печалования», то в вышеписанном мною абзаце Вы почему не проявлялись…?

Ни за что не поверю, что 150 священников, не то что из России – из разных стран, созвонились, договорились и от каждого по одной строчке явили миру образец «пастырской заботы». Чистой воды «гапоновщина» и зеркало либерального духовенства, стоявшего у истоков Октябрьского безбожного переворота. Назовут ли они хоть одного апостола Христова, организовавшего, призывавшего или поддержавшего «социальные протесты» против кроваво-безбожных властей Римской Империи? Однако, повторюсь еще раз: вопросы вызывают не подписанты, попавшие на удочку собственных тщеславия и самолюбия, а само письмо. Вернее, его истинный автор и его истинная цель.

Для большинства и лично для меня, как для человека, воочию пережившего киевский Майдан, является абсолютно очевидным, как по форме, так и по содержанию, что вся подноготная московских митингов – это политика. И политика не только внутренняя, но и внешняя! Все эти оппозиционные «телодвижения» являются ничем иным, как «прощупыванием» общества на предмет цветной революции. А, учитывая, что Православная Церковь – немаловажная часть этого общества, с болью и опасением на ум приходит мысль, что подбираются и к Ней.

Кому-то может не понравиться, но вынужден констатировать тот факт, что Церковь, в лице своих отдельных представителей, в эту самую политику не только сама лезет, но и пытается втянуть туда свою часть паствы.

А еще хочу вспомнить недавнее выступление президента США Дональда Трампа в ООН[2], имеющее к РПЦ и обсуждаемому нами письму самое непосредственное, на мой взгляд, отношение. И прежде всего потому, что оно было посвящено проблемам религии. Говоря о проблемах религиозной нетерпимости в отдельных странах, дискриминации по религиозному признаку и ущемлению прав на свободу вероисповедания, Трамп заявил, что администрация президента дополнительно выделит 25 млн. долларов «на защиту религиозной свободы, мест религиозного поклонения и святынь». Благое намерение, на первый взгляд. В речи президента были перечислены все основные религиозные конфессии – иудеи, христиане, мусульмане, буддисты, сикхи и индуисты. Многое в его словах - правда, и в частности тот страшный факт, что ежедневно в мире становятся мучениками за свое христианское исповедание 11 христиан. Однако посол США по международным религиозным свободам Сэм Браунбэк описал круг проблем, волнующих США: « У нас есть преследования в 80% населения мира», - сказал Браунбек. Он также назвал Иран, Венесуэлу, Пакистан, Индию, Саудовскую Аравию и Египет местами, где существуют "трудности" с религиозной свободой»[3]. А 21 июня сего года на официальном сайте Государственного департамента США был опубликован «Отчет о религиозной свободе» 2018 года. И вот тут уже именно России было уделено немало внимания[4].

Обеспокоенность Госдепа вызвали «притеснения» в России «Свидетелей Иеговы»[5], «Хизб ут-Тахрир»[6] (считаемая ими ненасильственной (non-violent international Islamic organization)), «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» (Мормоны), «Таблиги джамаат» (international Islamic missionary movement), последователи Саида Нурси («Нурджулар»), сайентологи, РПАЦ и пр. Но особое место было уделено украинской «автокефалии» и Вселенскому Патриархату, в отношении которых были озвучены старые сплетни о российских интригах, константинопольских и филаретовских интриг здесь никто в упор не видит. Не исключаю, что часть из госдеповской суммы, озвученной президентом Трампом будет направлена, в том числе, и на российские просторы. Видев своими глазами Майдан, механизм и основные принципы организации массовых беспорядков, я ни за что не поверю, что толпа может организоваться стихийно, без финансирования и идеологического руководства. Допускаю, что для самих подписантов это может выглядеть как их личный спонтанный порыв, но так ли это? Ведь кто-то организовал его, ну если честно…

Подытоживая вышесказанное и проводя параллель между варфоломеевской «автокефалией» в Украине, московскими митингами, «письмом 150-ти», программным (не иначе!) выступлением Трампа и докладом Госдепа о религиозной свободе, с сожалением и опасением приходится констатировать, что цель для «цветоносных неореволюционеров» определена, идет работа по плану, и эта цель очевидна - подрыв доверия не только к государству, но и к Церкви. Но разве Господь призывает священство для этого?

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] https://www.pravmir.ru/otkrytoe-pismo-svyashhennikov-v-zashhitu-zaklyuchennyh-po-moskovskomu-delu/

[2] https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-united-nations-event-religious-freedom-new-york-ny/

[3] https://edition.cnn.com/2019/09/23/politics/donald-trump-religious-freedom-unga/index.html

[4] https://www.state.gov/reports/2018-report-on-international-religious-freedom/russia/

[5] Религиозная организация запрещена кроме России еще и в Китае, Северной Корее, Туркменистане, Таджикистане, Саудовской Аравии, Иране, Ираке. Лишена государственной регистрации в Грузии

[6] Исламская организация, признанная в России террористической организацией и запрещенная. Деятельность организации также запрещена в Германии, в большинстве мусульманских государств, в Казахстане, Турции, Пакистане, Таджикистане, Узбекистане, во всех арабских странах, кроме ОАЭ, Ливана и Йемена

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати