26-28 августа прошли заседания Священного Синода Элладской Православной Церкви (ЭПЦ), итоговых решений которого с напряжением ожидали многие журналисты, комментаторы и священнослужители Православных Церквей. Ожидалось, что в своих решениях Синод должен был вынести долгожданное суждение об отношении ЭПЦ к т.н. «украинской автокефалии». О том, что таковое суждение будет вынесено, и что оно будет положительным для новосозданной Фанаром ПЦУ, было неожиданно анонсировано самим Константинопольским Патриархом Варфоломеем, который, после встречи с Предстоятелем Элладской Православной Церкви архиепископом Иеронимом, заявил, что в ближайшее время Церковь Греции признает его действия по легализации украинского раскола правомерными. При этом стоит заметить, что в согласованной ранее повестке «украинский вопрос» не стоял, неожиданно появившись в самые последние дни перед заседаниями Синода.
Дело в том, что сама ЭПЦ и её иерархи уже довольно длительное время находятся под сильным политическим и внешнецерковным давлением. Так что нас не должно обманывать оптимистическое сообщение сайта «Ромфея» о том, что обсуждение этого вопроса «проходило в спокойной обстановке, в которой все синодалы высказали свое мнение»[1].
Неоднократные публикации греческих СМИ нет-нет да доносили сведения о давлении, оказываемом на архиереев Элладской Церкви с целью заставить их признать неканонические действия Константинопольской Патриархии каноническими[2]. Указывали на активизацию встреч министров греческого правительства с греческими иерархами в канун и самые дни Синода. Даже премьер-министр Греции Кириак Мицотакс озаботился встречей с Архиепископом Иеронимом перед началом заседаний Синода, посчитав её важной для Греции, а для ЭПЦ – архиважным признание украинской ПЦУ и беззаконных решений Вселенского Патриарха.
Думается, что активность греческих чиновников на этом направлении продиктована деятельным влиянием на них со стороны США, на которые греческое правительство возлагает свои надежды, будучи крайне озабоченным решением своих финансовых проблем. А о том, что американская администрация озабочена лоббированием признания ПЦУ, не ведает разве что глухой или слепой.
Стоявший у истоков создания ПЦУ бывший посол США на Украине, а ныне посол в Греции, дипломат Джефри Пайетт не стесняясь, рассказывает в своих отчетах о поездке на Афон для продвижения признания украинской автокефалии, а в дни проведения Элладского Синода, Пайетт поместил два твита[3] в своем аккаунте, посвященных данной теме.
Логика действий правительства США в данном вопросе проста: путем признания неканонической, откровенно националистической псевдоцерковной структуры в Украине, способствовать разрушению всемирного, в общем, и Русского, в частности, канонического Православия, ослабляя и приближая к уничтожению тем самым все мало-мальски конструктивные силы, способные к критическому осмыслению происходящего.
По окончании заседаний Синодом ЭПЦ был опубликован пресс-релиз, из предпоследнего абзаца которого украинские раскольники сделали вывод о том, что процесс признания «украинской автокефалии» со стороны греческой Церкви идет верным путем и успешно пройден очередной этап. «После докладов Синодальных комитетов по догматическим и правовым вопросам и межправославным и межхристианским отношениям по украинскому вопросу, ПСС[4]признает каноническое право Вселенского Патриарха на предоставление Автокефалии, а также привилегию Предстоятеля Элладской Церкви для дальнейшего решения вопроса о признании Церкви Украины»[5].
Что скрыто за этими красивыми, но довольно туманными для четкого видения картины формулировками?
Начнем с того, что два специально созданных синодальных Комитета, предоставившие Синоду свои соображения, единогласно высказались против одобрения и легитимизации «украинской автокефалии». Об этом РИА «Новости» сообщил их собственный источник: ««Обе комиссии имеют возражения, серьезные возражения, по вопросу, надо ли признавать («новую украинскую церковь». — Прим. ред.). И каждая объяснила причины», — сказал собеседник агентства»[6]. Кроме того, было отмечено, что в докладах нет ничего положительного для Константинопольского патриарха, требующего признания автокефалии для «новой церкви» Украины.
Признание за Вселенским патриархом «канонического права на предоставление автокефалии» является ничем иным, как констатацией это факта как такового вообще. Или, попросту говоря, тут мы имеем дело с классическим приемом византийской дипломатии: мы говорим – как оно есть, а правильно это, или нет, а вы понимайте - как кому удобно.
Что же касается «привилегии Предстоятеля Элладской Церкви», то тут и вовсе вопрос был исчерпан. По сообщению цитируемого выше агентства «Ромфея» элладские синодалы предоставили «полномочия предстоятелю Элладской церкви (архиепископу Иерониму- ред.) в дальнейшем заниматься вопросом признания Церкви Украины», сняв с себя, таким образом, ответственность за решение этого вопроса. Агентство «Ромфея», цитируя одного из участников заседания Синода ЭПЦ, сообщило: «Мы совместно признали привилегию архиепископа заняться этим вопросом самостоятельно». При этом оно приводит и ответ на это самого Предстоятеля Элладской Церкви: «Я не могу взять на себя такую ответственность, я возьму ее на себя вместе с епископатом». Таким образом, Предстоятель ЭПЦ «отдал пасс» теперь уже Архиерейскому Собору, который должен состояться в октябре, правда, «забыв» при этом изменить повестку дня и включить туда «украинский вопрос».
Таким образом, становится очевидным, что нет каких-либо оснований считать, что Синод ЭПЦ принял какие-то положительные для ПЦУ решения. Стоит, впрочем, признать и то, что твердого и аргументированного отказа в легитимизации раскольников также в его решениях не прозвучало.
А это означает, что визиты госдеповских «православных» лоббистов в кабинеты элладских архиереев (смею предположить) будут происходить и дальше, а то напряжение, в котором находилось большинство Церквей мирового Православия, не только сохраняется, но и, скорее всего, будет нарастать по мере приближения к октябрьским датам Архиерейского Собора ЭПЦ.
Украинская «автокефалия» ПЦУ от Фанара – это проект изначально политический, основанный на политических и националистических составляющих, а значит и дальнейшее его существование возможно только при помощи политических и силовых рычагов. Выстоять против этого давления, сохранить чистоту Веры и приверженность канонам – дай Бог мудрости и сил греческим иерархам.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[2] Отчасти, это обусловлено канонической зависимостью самой Элладской Церкви от Вселенской Патриархии: в соответствии с томосом от 29 июня 1850 года Элладская церковь была признана Константинопольским патриархом Анфимом IV, однако при этом был зафиксирован ряд условий, в том числе и то, что Элладская Церковь должна согласовывать свою позицию по каноническим и догматическим вопросам, которые имеют межправославное значение с Константинопольской «матерью‑церковью».
[3] https://twitter.com/RomfeaNews/status/1165915528550146049?s=20
[4] Постоянный Священный Синод
[5] http://www.ecclesia.gr/greek/holysynod/holysynod.asp?id=2518&what_sub=d_typou
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs