ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Православный мир - против (к заявлениям Албанской и Сербской православных церквей о некано-ническом решении Константинопольского патриархата по созданию Православной церкви Украины)

11:27 19.03.2019 • Михаил Леонов, журналист

Недавно сайт Православных журналистов Украины (СПЖ) опубликовал полный текст Послания (по поручению Священного Синода Албанской Церкви) Архиепископа Анастасия Тиранского и всея Албании, которое было направлено патриарху Константинопольскому Варфоломею от 14 января 2019 года.

Констатируя тяжелые последствия неканонического и непродуманного вмешательства Варфоломея в ситуацию на Украине, Архиепископ Анастасий пишет: «Искомое примирение среди православных украинцев, перенесших в прошлом гонения от безбожных властей, до сих пор не достигнуто. Сотни тысяч православных верующих, находящихся под омофором Митрополита Онуфрия (по статистике на январь 2018 г. у них было 12069 приходов, 90 архиереев, 12283 клирика, 251 монастырь и 4412 монахов), отказались принимать участие в процессе предоставления автокефалии; более того, разорвали евхаристическое общение со Вселенским Патриархатом. В прошлом церковная полнота тех стран, которым предоставлялась автокефалия – Сербии, Румынии, Болгарии, Грузии, Польши, Албании, Чехии и Словакии, – была единой.

Мы глубоко скорбим, что оправдались наши опасения, которые мы неоднократно выражали при встрече с представителями Вселенского патриархата (июль 2018) и во время нашего с Вами личной беседы на Крите (октябрь 2018). Вместо примирения и объединения православных христиан Украины мы видим, что возникла опасность разрушения единства всего всемирного Православия»[1].

Как и Синод Кипрской Церкви, главы Польской, Румынской и прочих Поместных Церквей, Албанская Церковь также видит выход из сложившейся критической ситуации в созыве Всеправославного Собора: «Итак, исполнившись соборного духа Святого Великого Собора, Албанская Православная Автокефальная Церковь направляет пламенный призыв, чтобы Вселенский Патриархат, исполняя свою исключительную прерогативу координировать Православные Церкви, созвал как можно скорее Всеправославный Синаксис или Собор, чтобы предотвратить угрожающую нам опасность болезненной схизмы, которая может повредить убедительности и ценности свидетельства Православия в современном мире»[2].

К великому сожалению Патриарх Варфоломей не только не внял Посланию братской ему Церкви, но и, судя по ответу, опубликованному на сайте Вселенской Патриархии[3], по-прежнему держит курс на поддержку углубления раскола и противостояний на Украине. 

Попытку воззвать к благоразумию Варфоломея и непредвзято оценить создавшуюся ситуацию как в Украине, так и в мировом Православии, предприняла следом и Сербская Церковь. На фоне продолжающихся гонений на каноническую УПЦ в Украине и её священников, позиция Сербской Православной Церковь остается неизменно последовательной и твердой в своем отношении к вмешательству Вселенского Патриарха Варфоломея в украинский религиозный вопрос.

Выражение официальной позиции Сербской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине впервые было опубликовано на сайте ОВЦС МП 28 февраля, а 12 марта общественность смогла ознакомиться с позицией Сербского Патриархата из публикации в сербском издании «Политика»[4]. В письме, разосланном Сербским Патриархатом всем Поместным Церквям, в очередной раз подтверждается, что Сербская Православная Церковь не признает т.н. ПЦУ и считает действия Фанара в Украине однозначно неканоническими.  

«Сербская Церковь не признаёт раскольнический епископат в качестве православного епископата, а раскольническое духовенство в качестве православного духовенства, поскольку принадлежащие к крылу Денисенко получили «существование» от изверженного из сана, отлученного от Церкви и находящегося под анафемой архиерея (факт, который и сам Патриарх Варфоломей официально признавал в своё время), а принадлежащие к группировке Малетича лишены апостольского преемства и священства в целом. Никаким документом, ни одним, как говорится, росчерком пера, невозможно превратить то, что было – в не бывшее, и не сущее – в сущее. Следовательно, Сербская Церковь не признаёт, что господин или гражданин Думенко (Епифаний) является даже архиереем, и уж тем более предстоятелем автокефальной Церкви (эту последнюю должность, за ним не признает даже его «духовный отец» господин или гражданин Денисенко, «действительный предстоятель», пожизненный к тому же «патриарх»)»[5].

Единственной Церковью, которую Сербская Церковь знает и признаёт – УПЦ во главе с ее Предстоятелем Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, заявил Сербский Патриархат.

Однако на заявление Сербской Церкви от Вселенского Патриархата вполне логичным будет ожидать тот же выспренный и далекий от конструктивного диалога перечень подогнанных (и не относящихся к сути) исторических прецедентов, каковыми пестрит ответ Вселенского Предстоятеля Албанскому Первоиерарху. С повторением вполне избитого тезиса о первенстве чести и права. «Богоносные отцы, которые посредством божественных и священных канонов возложили на трон Константина всем известную всесвященную и страшную его сверхграничную ответственность…»[6], - забывая, видимо, между «троном Константина» и своей кафедрой на Фанаре провести «страшную и сверхграничную» грань!

Не забыть бы ему только, что только тот, кто станет презренным слугой и рабом для всех, по-настоящему имеет честь и право быть первым – Евангелие от Матфея, 20-я глава, 25-й стих.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати