Образцы каргопольской игрушки. Фото: kushrdk.ru.
В Москве на площадке Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) состоялся круглый стол «Новая жизнь традиционных промыслов». Инициаторами мероприятия стали Экспертный совет по малым территориям и Центр социального проектирования «Платформа». В ходе состоявшегося мероприятия были намечены предварительные рекомендации по преодолению трудностей, связанных с развитием в России экономики и культуры малых городов, развития туризма и позиционирования культурных брендов страны, в том числе на международной арене. Как осуществляется поддержка народных традиций в России и за рубежом? Может ли быть востребован иностранный опыт на российской почве, и в каких условиях? На эти вопросы ответили в ходе состоявшейся дискуссии известные отечественные эксперты.
По предложению социолога, основателя ЦСО «Платформа» Алексея Фирсова, участники мероприятия обсудили противоречия, свойственные развилки, территориальному развитию наших регионов. «Как мы смотрим на сложившийся народный промысел? Если приоритет отводится сохранению аутентичности, то художник и мастер не может идти вслед за рынком, который неизбежно будет вносить коррективы. Противоположный подход предполагает существование промысла как динамичной, меняющейся со временем среды. Не будем забывать, что на этапе своего возникновения и развития народный промысел не просто предполагал, а включал в себя элемент новизны», - отметил эксперт.
В качестве примера была рассмотрена история каргопольской игрушки, широко известной не только у нас в стране, но и за рубежом. Этот художественный промысел появился на территории нынешней Архангельской области в XIX веке благодаря местным богатым залежам глин. Здесь делали посуду, а наряду с ней игрушки, которые затем продавались на ярмарках.
В начале XX века промысел практически угас, однако в 1930-х годах традиция была возрождена потомственным гончаром из деревни Гринёво Каргопольского уезда Олонецкой губернии Иваном Дружининым (1887-1947). А в 1967 году по инициативе Союза художников РСФСР был создан гончарный цех «Каргопольская игрушка», ставший год спустя филиалом архангельского предприятия народных промыслов «Беломорские узоры». Его возглавил другой потомственный мастер, Александр Шевелёв (1910-1980) из деревни Токарево. Он же придумал несколько новых сюжетов: «грибник с кузовком», «баба достает воду из колодца», «крестьянин достает воду из колодца». Продукция быстро приобрела сувенирный характер, востребованный как среди отечественных туристов, так и на многочисленных выставках, проходивших в Германии, Финляндии, Норвегии, Франции, Италии. Вместо архаичных черт, восходивших еще к традициям древних индоевропейских племен, населявших Евразию, в ней появились многофигурные композиции, тщательная лепка и заглаженная поверхностность.
В 2003 году в доме художников Шевелёвых был основан музей-мастерская каргопольской игрушки. В настоящее время его основная задача – сохранение и передача традиций будущим поколениям. По словам самих сотрудников музея, в настоящее время выпускается 7 тыс. изделий в год. Спрос на продукцию большой, но мастеров не хватает.
В настоящее время каргопольская игрушка – это опознавательный символ региона и города. В идеале музей заинтересован в том, чтобы совмещать параллельное существование рынка и художественного промысла, поскольку высокохудожественные работы ценят искусствоведы, а туриста интересует внешняя привлекательность и красивый дизайн. Кроме того, с 1993 года в Каргополе существует школа народных промыслов «Берегиня», в которой и взрослые, и дети могут самостоятельно пройти мастер-класс по изготовлению игрушки.
Почетный член Российской Академии художеств, заместитель директора ООО «Павлопосадская платочная мануфактура» Вячеслав Долгов считает, что при принятии решения о развитии народного промысла необходимо понимать, что прямолинейный рыночный подход работать здесь не будет. «Любой художественный промысел тесно связан с местом его традиционного бытования. Перенос его в другой город или страну, как иногда предлагают сторонники прямолинейных решений, приведет к его утрате. Каждая такая региональная традиция – явление уникальное, которое должно быть сохранено при любых политических режимах и во все времена», - подчеркнул он.
По словам В.Долгова, для того, чтобы обеспечить бытование художественного промысла, необходимо предпринять несколько важных шагов. Главный из них – наличие в городе и селе центра туристического притяжения и соответствующей логистики. На предприятии, выпускающем художественную продукцию, необходимо выпускать столько изделий, сколько необходимо для минимальной достаточности, а также принимать меры по предотвращению выпуска подделок. При наличии избыточной продукции необходимо решать вопрос о способе их реализации – от подарков зарубежным гостям до передачи в музейные коллекции, которые пополняются крайне мало и недостаточно. Не менее важен и тот факт, чтобы и покупатель, и эксперт в художественном совете при предприятии, были просвещенными и понимали значение народных промыслов для сохранения многообразной и сложной по своему составу российской культуры.
По словам экспертов, аналогичные программы осуществляются и за рубежом, в целом ряде стран Европы и Азии, причем опираются как на прямую поддержку государства, так и на некоммерческие организации. В качестве примера были приведены волонтерские программы, осуществляемые культурными центрами Китая и Японии, направленные на передачу знаний о традициях народов этих стран в неразрывной связи с образом жизни этих людей. Правда, в российских условиях подобный зарубежный опыт если и может быть учтен, то очень избирательно, поскольку культуры этих крупнейших стран Восточной Азии гомогенны по своей природе, а наша страна – одна из самых полиэтничных в Евразии.
В российских условиях задачу поддержки мастеров народно-художественных промыслов, предприятий, на которых они работают, и норм социально-культурного бытования в целом призван осуществить проект с условным названием «ТЕТРА» (сокращение от «территории сохранения традиций и укладов бытования»), поддержанный Департаментом развития промышленности социально значимых товаров Министерства промышленности и торговли. Он предполагает создание благоприятных условий для жизни и ведения предпринимательской деятельности в населенных пунктах, где сохраняются соответствующие традиции.
В рамках мероприятия председатель комиссии Общественной палаты России по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов представил проект «Живое наследие» – каталог российских локальных культурных брендов. Его основа – это портал с картой регионов Российской Федерации, по каждому из которых будет открываться специальный символ с подробной геолокацией. При нажатии на него высветится подробная информация об объекте с фотоматериалами. На карте будет собрана информация об уникальных поселениях, городах, культурных сооружениях и комплексах, природных объектах, которые упоминаются в легендах, песнях, а также о традициях, обрядах, промыслах, выдающихся людях (или, как обозначена эта категория в проекте, «гениях места»). Картой смогут пользоваться как российские, так и иностранные туристы. «Не менее важно, что на основе материалов нашего проекта можно будет определить не только актуальные промыслы, но и те из них, которые можно было бы восстановить или заново создать, опираясь на наличные ресурсы», - отметил эксперт.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs