ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Белоруссия и Россия: альтернативы Союзному государству нет

12:02 18.07.2019 • Дмитрий Бабич, журналист-международник

Период 2018-2019 гг. стал рекордным по количеству встреч президентов России и Белоруссии. Недавнее посещение президентами Путиным и Лукашенко монастырей Валаама, их участие в форуме регионов в Санкт-Петербурге – важный символический момент в цепи российско-белорусских контактов: достаточно сказать, что за 2018-2019 гг. президент Лукашенко посетил Россию десять раз – больше, чем любой другой глава иного государства.

Уже сам факт количества встреч на высшем уровне, дипломатических контактов показывает: линия на дальнейшее развитие и укрепление Союзного государства – приоритет во внешней политике России.

Есть ли у движения в этом направлении альтернатива? Здесь мы опять наблюдаем характерную черту периода 2018-2019 гг.: и со стороны США, и со стороны ЕС, да и со стороны некоторых кругов в Минске были предприняты беспрецедентные усилия для того, чтобы создать впечатление, что эта альтернатива есть. Визит в Минск и встреча с президентом Лукашенко специалистов по «смене режима» из Атлантического Совета (Atlantic Council) США, резкие заявления белорусского МИД в адрес ныне уехавшего посла РФ в Белоруссии Михаила Бабича, постоянное муссирование темы «неравенства экономических субъектов» – все это, увы, тоже характерные моменты для дипломатического сезона 2018-2019 гг.

Противниками интеграции России и Белоруссии были предприняты огромные усилия, чтобы создать иллюзию: если Минску не удастся добиться от Москвы уступок по нефтяному и газовому вопросам, если белорусским хозяйствующим субъектам не будут предоставлены льготные условия, как и российским (а это может произойти только за счет России), то Белоруссия якобы может «уйти на Запад». На мой взгляд, своего рода кульминацией этого «иллюзионизма» стал визит в офис Атлантического Совета в Вашингтона замминистра иностранных дел Белоруссии Олега Кравченко и прием в Минске делегации американских политологов, в состав которой входили недавний командующий войсками США в Европе Бен Ходжес (активный «помощник» Порошенко на пике гражданской войны в Донбассе в 2014 году), глава фонда «Джеймстаун» Майкл Карпентер и другие персонажи. Что же касается визита замминистра Кравченко, то в Вашингтоне его собеседниками стали бывший посол США на Украине, активный сторонник «Майдана» Джон Хербст, недавний посол США при НАТО Александер Вершбоу. Видео беседы доступно на сайте Атлантического Совета (1). Тогда сближение Минска с западными «политическими технологами» стало тревожным сигналом: вскоре после визита Кравченко в начале 2019 года российский посол Михаил Бабич подвергся беспрецедентной критике со стороны белорусского МИД за, на мой взгляд, вполне корректное интервью РИА Новости о проблемах «пробуксовки» Союзного государства России и Белоруссии. (2) Ну да это дело прошлое.

Главное - есть ли на самом деле возможность для Белоруссии «уйти на Запад»? Сама возможность этого довольно абстрактного «ухода» в выступлениях Кравченко и некоторых других официальных лиц выглядит весьма туманно: сначала резко улучшить отношения с США, потом, добившись благожелательного отношения Вашингтона, ускорить интеграционные процессы с Евросоюзом, использовать при этом исторически сложившиеся близкие связи с Польшей, внешне сохраняющие дружеский характер отношения с Украиной и т.д.

Интересно, что собеседники Лукашенко и Кравченко из Атлантического Совета старались всячески подкрепить эту иллюзию. Вот достаточно откровенное выступление бывшего командующего вооруженными силами США в Европе, а ныне гражданского эксперта по Белоруссии и Украине в составе Атлантического Совета Бена Ходжеса:

«Я три года пытался приехать в Белоруссию, и меня все время разворачивал назад наш собственный госдепартамент, который считал, что посещение командующим американскими войсками в Европе Минска будет выглядеть как награда за плохое поведение. Это была ошибка, мы упустили огромную возможность, и эта возможность очевидна при одном-единственном взгляде на карту. Белоруссия – это территория, которая может блокировать почти любое действие России против нашего альянса [НАТО]. А мы из нее делали черную дыру».

Теперь Ходжес активно призывает коллег в США и ЕС не повторить эту «ошибку». А бывший посол США в РФ Александр Вершбоу на встрече с Кравченко заверил белорусского коллегу-дипломата, что отсутствие российских военных баз и войск на территории Белоруссии якобы никак не будет угрожать безопасности Минска, поскольку НАТО якобы никоим образом не рассматривает возможность каких-то враждебных действий в отношении Белоруссии. (4)

Проблема, однако, в том, что политическое руководство стран Запада, а также западное экспертно-медийное сообщество продолжают рассматривать нынешнее белорусское государство как врага, связи которого с Россией надо разорвать, а в стране, при первой возможности, провести операцию по «смене режима» с последующей люстрацией всего нынешнего руководства. Поэтому на самом деле никакой альтернативы Союзному государству Запад Минску не предлагает. Это такой же обман, как разговоры о возможности вступлении Украины в Евросоюз в качестве альтернативы вступлению в Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС), активно ведшиеся в США и ЕС накануне «майдана» 2014 года. Сейчас вопрос о «вступлении» Украины в ЕС не стоит даже в самой отдаленной повестке дня ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе. 

Несмотря на снятие (хотя и не полное) западных санкций с главы МИД Белоруссии Владимира Макея (а он провел под санкциями несколько лет после подавления в Минске попытки очередной «цветной революции» - прозападного государственного переворота - в 2010 году), Белоруссию продолжают дискриминировать в Европе – и дипломатически, и во всех других сферах. Страна, в отличие от России, так и не допущена в Совет Европы, участие в «восточном партнерстве» Евросоюза так и не открыло для нее доступ к фондам ЕС, все западные кредиты приходится получать в режиме «наименьшего благоприятствования». И этот факт еще раз демонстрирует необходимость интеграции с Россией, помогавшей Минску выйти из нескольких финансовых кризисов 2010-х годов. В этот период, напомним слова экс-посла РФ в Минске Михаила Бабича из его интервью РИА Новости, экономическая поддержка Россией белорусского союзника составляла 5-6 миллиардов в год, а не 2-3 миллиарда как в 90-е. 

Что касается «особых» отношений с Польшей, то Варшава, конечно, радуется любым дипломатическим инцидентам между Москвой и Минском, непременно поддерживая в таких случаях антироссийскую позицию и вроде как становясь при этом на сторону Минска. Так, польские газеты с восторгом восприняли зимний демарш белорусского МИД в отношении бывшего посла РФ Михаила Бабича. (6) Но при этом Варшава – главный энтузиаст «смены режима» в Белоруссии и охотный спонсор любых групп в Белоруссии и за ее пределами, чья деятельность направлена против президента Лукашенко и, особенно, против любых связей с Россией.

Что же касается Евросоюза, то и здесь надежда на «принятие» Брюсселем реалий белорусской действительности, включая особую роль русского языка, связи с Россией и «многовекторную» внешнюю политику, - это опять же иллюзия. В недавней «установочной» статье «домашнего» издания Евросоюза EU-Observer Евросоюзу предлагается признать важность Белоруссии для ЕС, но именно с точки зрения поощрения в ней революционных изменений. Деньги предлагается выделять «не режиму Лукашенко, а гражданскому обществу, особенно организациям молодежи, которая не знает иной родины, кроме Белоруссии, и рассматривает Россию как прошлое своих родителей». (7) Как бы ни относилось нынешнее белорусское руководство к различным вариантам развития Союзного государства, становится все более очевидным: альтернативой этим вариантам для Белоруссии является «смена режима» в стране по украинскому варианту, причем такую альтернативу активно поддержат и Вашингтон, и Брюссель. И лучше бы такой вариант развития событий сразу исключить – его печальные последствия известны всем.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


(1) https://www.youtube.com/watch?v=U8GfWkfO-cI

(2) РИА Новости, 14 марта 2019 года https://ria.ru/20190314/1551786886.html

(3) Сообщение ТАСС, 15 июля 2019 года

(4) «Евразия-дэйли», 4 февраля 2019 года

(5) https://www.youtube.com/watch?v=U8GfWkfO-cI

(6) Газета «Жечпосполита», 15 марта 2019 года https://www.rp.pl/Polityka/303159905-MSZ-Bialorusi-Ambasador-Rosji-musi-okazac-troche-szacunku.html#

(7) https://euobserver.com/opinion/145424

Версия для печати