Фото автора
С каждым годом усиливается политизация различных аспектов международных отношений, в том числе международной торговли и мировой экономики. Экономические инструменты, в частности, санкции, используются для достижения внешнеполитических целей. Одним из основных объектов санкционной деятельности в современном мире является энергетика. При этом, в этой сфере компании наиболее подвержены влиянию ограничительных мер. Такое мнение высказал программный директор РСМД Иван Тимофеев во время круглого стола «Санкции и мировая энергетика» в Российском совете по международным делам (РСМД).
По словам экспертов, сложно оценить эффективность, успешность санкционной политики. «Мы живем в странном мире, где полагаемся на санкции, которые не оказывают никакого эффекта, и каждый считает это нормальным»,- отметил профессор, директор Центра международных стратегий, технологии и политики, Школа международных отношений им. С. Нанна, Технологический институт Джорджии (США) Адам Сталберг.
В свою очередь, Иван Тимофеев обратил особое внимание на то, что многое зависит от того, как мы оцениваем эффективность санкций. По его словам, на корпоративном уровне санкции гораздо эффективнее, чем на государственном, поскольку они меняют поведение компаний. «Эффективность санкционной политики мы определяем по количеству ее нарушений компаниями, так как они имеют право выбора – подчиняться санкциям или нет. 99% из них предпочитают первое. Они довольно лояльны»,- подчеркнул эксперт. При этом, Иван Тимофеев добавил, что российским компаниям необходимо учитывать существующие риски от «вторичных санкций». «Наши компании должны иметь более эффективные стратегии взаимодействия с международными финансовыми учреждениями и учитывать их страхи и опасения в том, что касается «вторичных санкций», а также иметь эффективную стратегию взаимодействия со своими контрагентами, например, если существует какой-либо риск, российские компании должны быть в состоянии просчитать его и предложить конкретную цену за это своим контрагентам»,- заключил программный директор РСМД.
Программный директор РСМД Иван Тимофеев ответил на вопросы журнала «Международная жизнь».
«Международная жизнь»: Иван Николаевич, если, как Вы отметили, санкции принимаются в основном по внутриполитическим причинам, что является основной целью применения «вторичных санкций»?
Иван Тимофеев: «Вторичные санкции» – это меры против компаний, организаций и физических лиц за нарушение уже существующих режимов. Например, США ввели санкции против банков Ирана. Если американский регулятор выяснит, что Ваша компания имеет с ним коммерческие отношения, то против нее будут применены «вторичные санкции». То есть это «санкции за нарушение санкций». Используют такие меры в основном американцы. Причем не только против своих граждан и компаний, но и против зарубежных игроков. С учетом доминирования доллара в мировых расчетах, спектр компаний, которые попадают в американскую юрисдикцию оказывается очень большим.
Цель «вторичных санкций» – изолировать и блокировать страну-цель от международной финансовой системы и крупного мирового бизнеса. Они заставляют компании избегать взаимодействия с подсанкционной страной или компанией под угрозой высоких штрафов или включения в «черные списки».
Иными словами, «вторичные санкции» направлены на то, чтобы сделать страну–цель «токсичной» для мирового бизнеса.
«Международная жизнь»: Возможно ли в будущем избежать эскалации санкционного давления, в частности, в сфере энергетики? Могут ли быть отменены уже введенные санкции и «вторичные санкции»?
Иван Тимофеев: Теоретически санкции могут быть отменены в зависимости от решения политических противоречий. Но опыт показывает, что происходит это нечасто. Один из недавних примеров – ситуация вокруг иранской ядерной сделки. В 2015 г. американцы сняли с Ирана наиболее болезненные санкции. Однако потом к власти пришел Дональд Трамп, и Вашингтон радикально изменил свою позицию. Американцы в одностороннем порядке вышли из сделки и возобновили действие санкций.
Еще одна причина – нежелание крупных или даже небольших региональных держав сдавать свои позиции. Они готовы терпеть санкции, но продвигать свой курс. Так что отмена санкций – скорее исключение, чем правило. Наиболее часто отмену санкций можно встретить в отношении союзников.
«Международная жизнь»: Недавно закончился Петербургский международный экономический форум. В рамках форума обсуждались ли санкции, «вторичные санкции»?
Иван Тимофеев: Да, конечно. Тема обсуждалась. Мы представляли специальный доклад клуба «Валдай», посвященный применению санкций США против компаний из ЕС. В частности, мы отметили, что возможности Вашингтона использовать принудительные экономические меры существенно превосходят возможности остальных, а иностранные (европейские) крупные компании, ведущие расчёты в долларах и рассчитывающие на американский рынок, лояльны требованиям американцев даже тогда, когда их правительства критически относятся к действиям США.
Доминирование доллара в мировых расчётах даёт американским властям возможность отслеживать огромное число финансовых транзакций, выявлять нарушения своих санкционных программ и наказывать нарушителей посредством «вторичных санкций», под действие которых нередко попадают компании из Европейского Союза. Помимо чисто экономических выгод, подобная роль в мировой экономике даёт американцам серьёзный политический рычаг. При этом, у ЕС, несмотря на экономическую мощь и растущее число санкционных программ, пока нет сопоставимых с Вашингтоном рычагов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs