ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Бруней между США и Китаем: политика в Южно-Китайском море

08:47 20.04.2019 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Султанат Бруней укрепляет сотрудничество с Китаем в сфере безопасности, но не в ущерб союзническим отношениям с США. Упор делается на взаимодействия военно-морских сил двух государств в связи с неоднозначной ситуацией вокруг спорных островов в Южно-Китайском море - Парасельские о-ва и о. Спратли.

До недавнего времени Бруней числился среди претендентов на владение о. Спратли, но сближение с Пекином позволяет говорить об отказе султаната от конфронтационной модели обсуждения данной проблемы. Власти султаната не выдвигали официальных претензий на о. Спратли, таким образом,  к Брунею применима формулировка «тихий претендент».

Покладистая политика султаната обусловлена отсутствием возможности на  амбициозные территориальные  претензий. Бруней претендует на континентальный шельф и зону в 200 морских миль, что не противоречит Конвенции ООН по морскому праву. Такая зона лишь частично «вторгается» в воды, на которые претендуют другие страны – Китай, Вьетнам, Филиппины. У Брунея нет развитого рыболовного флота, его особая экономическая зона не является объектом принципиальных территориальных претензий для вышеуказанных стран.

Оборонный потенциал султаната не позволяет делать ставку на прямолинейные действия, отстоять свои интересы в регионе Бруней может только в связке с влиятельным союзником, каковым для Брунея постепенно становится Китай.

Тем не менее,  Бруней наращивает свои военно-морские силы в Южно-Китайском море. В этом году брунейский флот официально приглашён к участию в мероприятиях по случаю 70-й годовщины ВМФ НОАК (1). В военном ведомстве Брунея отметили, что визит брунейских моряков в Китай с заходами в порты Сингапура и Южной Кореи станет демонстрацией надёжности ВМФ Брунея как партнёра в двусторонних и многосторонних отношениях со странами региона.

Геополитическая дилемма Брунея заключается в поиске баланса между отношениями с КНР и США. Во внешней политике султанат ориентируется на эти два центра силы, но с разделением «обязанностей». В диалоге с Вашингтоном акцент делается на военно-политическое сотрудничество, в отношениях с Пекином  - на экономическое.

Апеллирование к международному праву для обоснования своих позиций в регионе остаётся важным дипломатическим инструментарием для брунейских властей. Прямая и опосредованная поддержка со стороны американской дипломатии во влиятельных международных организациях (ООН, ВТО, МВФ, АСЕАН) для Брунея немаловажна.

Глубина взаимодействия Брунея и США в военной сфере опережает темпы развития китайско-брунейских отношений. Султанат выказывал заинтересованность программой партнёрства с подразделениями Национальной гвардии США (State Partnership Program), наращиванием взаимодействия в рамках совместных учений Southeast Asia Cooperation at Sea и CARAT (Cooperation Afloat Readiness and Training) и т.д.(2).

Зависимость брунейской экономики от стоимости энергоносителей также заставляет султанат делегировать часть силовых функций по обеспечению собственного суверенитета своему основному союзнику – Соединённым Штатам. 60% ВВП Брунея и 95% экспорта формируется за счёт продажи нефти и газа, снижение цен на них в 2015 г.  вынудило власти урезать оборонные расходы более чем на 25%. До этого долгое время оборонный бюджет султаната держался на уровне 2,5% ВВП.
В марте 2018 г. благодаря нормализации цен на энергоносители Бруней выделил на оборону $375 млн.(на 13% больше, чем в 2017 г.)(3).

Экономическое сотрудничество с Китаем продиктовано необходимостью диверсификации экономики султаната. Китай и США числятся в списке главных экспортёров продукции в Бруней. Китай также – один из главных инвесторов в брунейскую экономику. Самое крупное инвестиционное вложение в объёме $3,4 млрд.  в нефтяную промышленность Брунея произвела китайская компания Hengyi Enterprises.

Можно прогнозировать, что США и КНР в ближайшем будущем останутся двумя ведущими направлениями внешней политики Брунея. В существовании треугольника США – Бруней – КНР заинтересованы все стороны. Для США Бруней интересен тем, что является членом многих международных организаций в Юго-Восточной Азии (АТЭС, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, Организации исламского сотрудничества, Саммита стран Восточной Азии и др.).

Пекин тоже является членом некоторых из этих организаций (Саммит стран Восточной Азии, АТЭС). Это предоставляет дополнительные каналы для диалога Вашингтона  и Пекина, в т.ч.при потенциальном посредничестве Брунея. Бруней и КНР высказываются за принятие странами региона «морального кодекса» с зафиксированными обязательствами о приверженности политике взаимоуважения и стабильности.

США выгодна композиция, при которой АСЕАН выступит централизованным противовесом Китаю. В организации наблюдается негласное распределение на союзников США (Вьетнам, Малайзия) и союзников Китая (Мьянма, Камбоджа, Лаос). В этих условиях Бруней прагматично выбирает средний путь, не поддерживая однозначно ни одну из сторон.

Китай интересен Брунею предоставляемой возможностью брунейскому флоту усилить своё присутствие в акватории Южно-Китайского моря в союзе с ВМФ НОАК. Сотрудничество с США такой возможности не даёт, поскольку вызывает недовольство Пекина и провоцирует рост напряжённости в регионе – наименее желаемый сценарий для Брунея.

Другое преимущество сотрудничества с Китаем – готовность инвестировать в брунейскую экономику. Программа развития Брунея до 2035 г.  предусматривает создание конкурентоспособной экономики с акцентом на высоко технологическую продукцию с использованием квалифицированной рабочей силы и подготовку необходимых кадров. Достичь поставленных целей султанат сможет при наличии  иностранных инвестиций и диверсификации экономики. От сотрудничества с Китаем Бруней может получить и первое, и второе.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


1) https://thediplomat.com/2019/04/whats-in-the-brunei-navy-vessels-new-china-voyage/

2) https://www.navy.mil/submit/display.asp?story_id=107748

3) https://fas.org/sgp/crs/row/IF11009.pdf

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати