ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Население Земли: прогнозы, тенденции, оценки

11:19 13.04.2019 • Андрей Кадомцев, политолог

В начале апреля, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш обнародовал очередной прогноз численности населения Земли, подготовленный экспертами Объединенных Наций. Согласно новым оценкам, к середине века - 2050 году, «она достигнет 9,7 млрд. человек». Вырастет и уровень урбанизации: городское население будет составлять 68 процентов. В настоящее время, число жителей нашей планеты оценивается в 7,7 млрд. человек. А к концу нынешнего века прогнозируется рост численности землян «до 11 млрд. человек». Эксперты ООН логично полагают, что растущая численность населения, в совокупности с «повышением его благосостояния» усилят «нагрузку на природные ресурсы и экосистемы», приведут к обострению социальных, экономических и экологических проблем. Рассмотрим ситуацию подробнее.

Для начала, необходимо отметить, что точку зрения о неуклонном росте населения Земли до конца века разделяют далеко не все эксперты. Существуют и другие точки зрения на перспективы динамики населения нашей планеты. Во-первых, к настоящему времени большинство стран мира уже вступили, или вот-вот вступят в этап т.н. «демографического перехода». Т.е. перехода от высоких уровней рождаемости и смертности к низким. В подавляющем числе стран мира снижается количество детей, рождаемых одной женщиной. В результате, этот показатель уже скоро опустится ниже 2.1, что является уровнем простого воспроизводства. Это, в свою очередь, постепенно приведет сначала к стабилизации общей численности населения нашей планеты; а затем и вовсе начнется ее снижение. Во-вторых, по мнению критиков, эксперты ООН учитывают в своих прогнозах динамики численности населения далеко не все факторы, оказывающие на нее значимое влияние. Помимо таких классических переменных, как рождаемость, миграция и смертность, необходимо обратить внимание, к примеру, на темпы роста городского населения, а также стремительные перемены в положении женщин. Если принять во внимание и эти факторы, то, по мнению сторонников более комплексного подхода, мы обнаружим, что «примерно через 30 лет мировое население начнет сокращаться». Так, при сохранении хотя бы нынешних тенденций в расширении доступа женщин во всем мире к образованию, прогнозируется численность населения Земли к 2100 году лишь в 8-9 млрд. А не в 11, как полагает ООН[i].

Вместе с тем, при разнице в количественных оценках, большинство экспертов согласны в том, что демографическая ситуация на Земле будет претерпевать значительные изменения еще ни одно десятилетие. Наиболее вероятными и значимыми в ближайшие 20-30 лет представляются три тенденции.

Во-первых, численность работоспособного населения достигнет некоего пика, а затем начнет снижаться.

Во-вторых, «население будет очень сильно и очень заметно стареть»[ii].

Третьим глобальным фактором долгосрочного характера является сохраняющая высокие темпы урбанизация, вызванная технологической революцией в сельском хозяйстве и изменениями общественного жизненного уклада.

В сочетании с факторами регионального и локального характера, отмеченные тенденции окажут значительное, а, порой, даже определяющее влияние на проблемы политического, социально-экономического, а также геополитического порядка.

Демографические процессы непосредственным образом влияют на состав и структуру населения стран и регионов. Поэтому в политическом отношении демография выступает в качестве одного из важнейших факторов, определяющих уровень устойчивости и исторические перспективы политических режимов. В значительной мере влияет на социальную политику государств, их геополитический потенциал, внутренние электоральные процессы.[iii] Международные эксперты выделяют следующие важнейшие последствия изменения глобальной демографической ситуации. Странам и межгосударственным объединениям, испытывающим проблемы с воспроизводством и увеличением численности населения, будет всё труднее сохранить нынешний геополитический вес и влияние даже при условии поддержания эффективности, высокой производительности и инновационного характера экономик. Бедные страны с растущим населением будут подвержены возрастающему риску «политической нестабильности и насилия». Уменьшение численности жителей трудоспособного возраста с высокой вероятностью негативно отразиться на темпах экономического роста «во многих развитых и некоторых развивающихся странах». Трансграничная миграция превратится во все более значимый фактор политических процессов.

К примеру, глобальная урбанизация, переезд значительной части сельских жителей в города оказывает долгосрочное и пока малоизученное влияние на изменения политических и электоральных предпочтений. Имеющиеся данные указывают на то, что консервативные партии вынуждены все чаще противостоять «популистам», смещая свою политическую повестку «правее». В то же время, либеральным кругам все труднее сохранять устоявшийся за последние десятилетия дискурс глобализации и политкорректности, стремительно теряющий привлекательность в глазах новоиспеченных городских жителей, разочарованных отсутствием быстрого успеха и условий для вертикальной социальной мобильности. Одновременно, недовольство части населения «недостаточным вниманием» властей к проблемам территорий, подверженных депопуляции, становится благодатной почвой для политических движений националистического толка. «Популистов», выступающих под лозунгами защиты «традиционных устоев» и национальной самобытности и идентичности, или возвращения к ним. В результате, процесс урбанизации во многих регионах мира усиливает представителей крайних флангов политического спектра.

В социально-экономическом плане, рост населения увеличивает угрозу экономических кризисов локального и международного масштаба. Потенциально, рост мирового населения может существенно обогнать рост мировой экономики, которой всё больше экспертов предсказывают в лучшем случае затяжной период стагнации. Это, отмечает Republic.ru, «приведет к необходимости пересмотра почти всех сложившихся парадигм», причем, весьма вероятно, «в сторону отказа от классического капитализма и перехода к еще большему государственному регулированию».

Существенные изменения произойдут в потенциале рабочей силы, которым располагают государства мира. Нынешние лидеры мировой экономики, включая Китай, либо уже сталкиваются с дефицитом населения трудоспособного возраста, либо будут вынуждены решать эту проблему в ближайшие годы. Кроме того, к середине нынешнего столетия, большая часть мирового «среднего класса», являющегося основным драйвером развития, производительности и потребления, будет проживать в странах, в настоящее время относимых к категории «быстрорастущих» (emerging). Потребуются серьезные структурные реформы в экономиках и на рынках труда. Значительно возрастет нагрузка на социальную сферу, в первую очередь, на здравоохранение. Рост населения Азии за пределами Китая может усугубить имеющиеся социально-экономические проблемы, если государства не смогут решить вопрос с повышением доступности образования. Наибольший прирост населения прогнозируется в следующие 20-30 лет для Африки. Согласно позитивному сценарию, это превратит континент в «новую Юго-Восточную Азию», лидера глобального экономического роста. Согласно негативному, породит новую волну глобальной миграции невиданного прежде масштаба, которая спровоцирует активное вмешательство в дела региона внешних держав.

Урбанизация, в свою очередь, приводит к опустению не только многочисленных сельских поселений, но и все большего числа малых городов. Все чаще единственными обитателями прежде оживленных территорий остаются пожилые люди, уже не способные к труду и полностью зависящие от социальной помощи родственников и государства. Депопуляция сельских регионов ставит правительства перед трудной дилеммой. Необходимо либо поощрять переселение оставшихся жителей, либо нести возрастающее бремя расходов на поддержание и развитие инфраструктуры и оказание социальных услуг. Проблема носит острый характер в развивающихся странах. Вместе с тем, ее последствия все больше ощущают на себе ряд экономически развитых государств Европы, США и Австралия. 

С точки зрения геополитики, демография, провоцирующая стагнацию экономики, и усиление процессов трансграничной и внутренней миграции, играет на усиление сепаратистских движений во многих регионах мира, включая Европу. Дробление государств на более мелкие территориальные образования увеличивает риск конфликтов, а также создает предпосылки для вмешательства внешних сильных держав. В конечном счете, объективная потребность в расширении международной кооперации для решения глобальных проблем, будет сталкиваться со столь же объективной тенденцией роста национализма и изоляционизма.

Одним из наиболее ярких примеров взаимосвязи между демографией и геополитикой является влияние роста населения Земли на ситуацию с доступностью пресной воды. С исторических времен и до сегодняшнего дня объем доступной пресной воды, как для бытовых нужд, так и для нужд сельского хозяйства и промышленности, непосредственно определяет как текущий уровень, так и перспективы долгосрочного выживания и развития любого человеческого сообщества. Ученые призывают правительства срочно разработать планы адаптации к росту числа потребителей скудеющих водных ресурсов. В 2016 году аналитики Всемирного банка оценивали потери мировой экономики вследствие нехватки ресурсов пресной воды почти в 500 млрд. долларов ежегодно[iv]. Доступ к пресной воде объективно выступает в качестве одного из ведущих факторов, способных порождать конфликты как между государствами, так и внутри отдельных государства. К началу 2000-х годов ряд исследователей уже рассматривали водные ресурсы по аналогии с сырой нефтью[v]. С середины 1990-х годов звучат прогнозы о том, что войны 21 века будут вестись не за нефть, а за воду. В целом, политическая нестабильность, вызванная нарастающей нехваткой воды, может поставить под сомнение долгосрочные планы социально-экономического развития целых регионов и даже континентов. При сочетании факторов роста населения и увеличения площади территорий, страдающих от нехватки водных ресурсов, прогнозируется значительный рост числа беженцев и вынужденных переселенцев. Уже в ближайшее время, эта проблема может затронуть ряд регионов Африки и Евразии, включая Центральную Азию, Иран, Афганистан, Турцию.

Таким образом, демография может стать как ахиллесовой пятой всего человечества, или отдельных государств мира, так и превратиться в один из новых источников глобального и национального роста, одну из основ дальнейшего развития всей цивилизации и отдельных государств. Человечеству предстоит решать титаническую задачу адаптации к объективным тенденциям природы и общества. Необходимо сохранить имеющиеся и найти новые пути и возможности для устойчивого развития стран, народов и регионов.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[i] https://www.inopressa.ru/article/06Feb2019/dailymail/earth.html

[ii] https://www.rbc.ru/opinions/economics/23/06/2015/5588f1f59a79474847b0c216

[iii] Сакаев В.Т., Политика и демография. Проблемы взаимодействия и взаимозависимости, Казань, 2016.

[iv] https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/23665/K8517.pdf?sequence=3&isAllowed=y

[v] Klare, M. T., Resource Wars. The New Landscape of Global Conflict. New York, 2002.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати