Куба сказала «ДА!» новой конституции

13:12 27.02.2019 Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»


На снимке: Николай Калашников.
Фото автора.

«Сила народа – в его единстве;
Сила народа – в его большинстве»...
Фидель Кастро Рус

Республика Куба подавляющим большинством своих граждан сказала «ДА!» своему Основному закону. Буквально на днях на Острове Свободы состоялся всенародный референдум по новой конституции страны, которая позволит кубинцам идти в ногу со временем, совершенствовать свое государство, добиваясь лучшей жизни для всего народа. На созданные по всей стране более 25 тысяч избирательных участков пришли 84,41% граждан, что составляет 7 миллионов 848 тысяч 343 кубинца старше 16 лет. По официально данным, обнародованным Национальной избирательной комиссией Кубы, почти 87% из них – 6 816 169 граждан одобрили конституцию. А 9% (706 400 человек) сказали Основному закону «нет». Остальные несколько процентов либо воздержались, либо неправильно заполнили свои бюллетени…                                        

Отметим, что первый этап референдума по новой конституции Кубы был проведен за неделю до 24 февраля среди кубинцев, работающих за рубежом. По оценкам Специальной избирательной комиссии Министерства иностранных дел республики, голосование успешно прошло в специально созданных для этого 122 избирательных округах на пяти континентах планеты. Тысячи дипломатов, сотрудников посольств Кубы и учёных проголосовали в 130 странах, включая Россию. Министр иностранных дел Бруно Родригес подчеркнул, что референдум за рубежом был прозрачным и успешным. Примечательно, пишет кубинская газета «Гранма», что в референдуме 24 февраля из 8 миллионов человек, имеющих право голоса приняли участие 2 млн 900 тысяч молодых граждан Кубы, а из них 126 тысяч юношей и девушек пришли к избирательным урнам впервые в жизни. Именно молодежь Острова Свободы внесла свою крупную лепту в одобрение Основного закона Кубы, отдавая свои голоса под лозунгом «Голосую за новую конституцию, за будущее моей родины!». Напоминаю: все население Кубы составляет 11,5 млн человек. Положения, вынесенные на референдум, вступают в силу, если за них проголосовало абсолютное большинство граждан, то есть 50% плюс один голос от общего числа пришедших на выборы.

 

…Итак, по официально объявленным итогам, подавляющее большинство граждан республики одобрили новый Основной закон своей страны. О том, как проходил процесс обновления конституции и какие изменения были сделаны в ее тексте, в беседе с обозревателем «Международной жизни» рассказывает ведущий специалист по Кубе в Институте Латинской Америки Российской Академии Наук, аналитик, кандидат экономических наук, советник директора ИЛА РАН, Николай КАЛАШНИКОВ.

 

«Международная жизнь»: Николай Викторович, как вы оцениваете такое важное событие для Кубы, как обновление ее Основного закона? Какое значение это событие имеет для будущего Острова Свободы?

Николай Калашников:  Да, в минувшее воскресенье 24 февраля в ходе референдума кубинские граждане высказали свою позицию по поводу нового Основного закона республики, который в декабре 2018 года получил единогласное одобрение Национальной ассамблеи народной власти (парламента страны).  Символично, что принятие новой конституции происходит в год 150-летия появления первой конституции Кубы, утвержденной инициаторами борьбы за независимость на 1-й конституционной ассамблее в Гуаймаро в 1869 году. Новая конституция приходит на смену Основному закону, действовавшему с 1976 года. Необходимость ее модернизации продиктована теми переменами, которые страна переживает с начала 1990-х годов.

Процесс адаптации кубинской модели социализма к изменившейся обстановке в мире, связанной с распадом СССР и исчезновением социалистического лагеря, был начат в особый период 90-х годов Фиделем Кастро. После передачи руководства страной в 2006 году Раулю Кастро преобразования в системе управления государством и экономикой приобрели системный, последовательный характер. Это нашло отражение в принятой VI съездом Компартии Кубы в 2011 года программе «Направления экономической и социальной политики партии и государства» и обсужденных на VII съезде в 2016-м и принятых в 2017-м годах документах «Концептуализация социально-экономической модели» и «План социально-экономического развития до 2030 года». Противник «шоковой терапии» и любых резких перемен, Рауль Кастро объявил о медленном поступательном движении страны вперед, «без спешки, но и без пауз». Даже при таком адаптационном подходе к решению существующих проблем, суть принимаемых решений и законов перестала опираться на положения Конституции 1976 года, при подготовке которой учитывался опыт Советского Союза. Положение не спасали даже принятые в 1992-м и 2002-м годах дополнения. В первом случае, с учетом перемен в России, отмечалась невозможность возврата капитализма на Кубе и учитывались решения IV съезда партии об улучшении деятельности государственных органов и системы выборов на всех уровнях. Во втором, были усилены положения конституции о незыблемости социалистического характера избранной Кубой общественно-политической и экономической модели и неприемлемости любых переговоров в условиях агрессии, угрозы и принуждения со стороны иностранной силы. Таким образом, закреплялась невозможность разрушения социалистического строя на Кубе конституционным путем.

 

«Международная жизнь»: И все же, зачем, на ваш взгляд, руководству и всему обществу Республики Куба потребовалось именно теперь изменять действующую конституцию? Это была прихоть руководства республики или жизненная, насущная  необходимость?

Николай Калашников:  Дело в том, что восстановление и модернизация экономики страны после кризиса 1990-х годов, а также совершенствование социальной политики государства объективно потребовали активизации новой законотворческой деятельности. Необходимость приведения Основного закона в соответствие с требованиями времени, происходящими переменами и задачами по сохранению и развитию завоеваний Кубинской революции стали очевидны руководству страны уже после VI съезда компартии. В мае 2013 года Политбюро приняло решение о создании рабочей группы в составе 13 человек во главе с Раулем Кастро для оценки воздействия на положения конституции принятых на съезде решений, а также возможных будущих изменений в свете институционального совершенствования. Подготовленные группой основы для будущего процесса реформ были одобрены Политбюро КП Кубы 29 июня 2014 года. О тщательности работы над проектом нового текста свидетельствует то, что за три с половиной года деятельности группы ею было проведено свыше 100 заседаний. Были проанализированы последствия реформ и конституционных обновлений в продолжающих социалистическое строительство Китае и Вьетнаме, а также изучен опыт Венесуэлы, Боливии и Эквадора, конституционное законодательство других стран. Как отмечает секретарь Госсовета Омеро Акоста Альварес «было необходимо не только ответить на экономическую конъюнктуру, но дать ответ на вызовы нашему обществу в будущем».

 

«Международная жизнь»Судя по сообщениям информационных агентств и кубинской прессы, по изменению Основного закона республики была проделана огромная работа, в которой участвовало чуть ли не всё взрослое население страны. Что же было сделано за весь период обновления текста конституции?

Николай Калашников:  Должен вам сказать, что масштабы проделанной кубинцами работы, действительно, поражают: по сравнению с предыдущим текстом объем документа увеличился на 87 статей и составил 224 статьи и преамбулу. При этом без изменения остались только 11, ликвидированы 13 и внесены поправки в 113 статей. После рассмотрения в июле 2018 г. проекта и внесения изменений Национальной ассамблеей народной власти одобренный текст был передан для трехмесячного народного обсуждения с 15 августа по 15 ноября. Особо отмечалось, что в ходе обсуждений в коллективах по месту работы или жительства не должны приниматься никакие решения и резолюции, а только замечания и предложения по тексту. О заинтересованном и ответственном отношении кубинского народа к изменению Основного закона говорит тот факт, что для обсуждения документа было организовано более 133 тыс. собраний, в которых приняло участие практически все взрослое население – 8 945,5 тыс. человек. Количество выступивших превысило 1,7 млн человек, которые внесли 783 тыс. различных предложений (667 тыс. изменений, 32 тыс. дополнений, 45,5 тыс. изъятий и 38,5 тыс. сомнений). Была организована работа по ежедневному мониторингу и обобщению высказываемых предложений. В результате они были объединены   в 9595 предложений, из которых приняты к рассмотрению 50,1%, а остальные не рассматривались как несоответствующие с юридической точки зрения. Избранная Национальной ассамблеей из числа 33 депутатов Редакционная комиссия, в состав которой вошел Председатель Госсовета и Совета министров Мигель Диас-Канель Бермудес, а возглавил Рауль Кастро, на основании анализа поступивших предложений внесла 760 изменений в текст документа. После обсуждения и одобрения в декабре Национальная ассамблея вынесла его утверждение на национальный референдум, который состоялся 24 февраля.

        

«Международная жизнь»: Насколько демократично проходил процесс всенародной работы над обновляемым текстом Основного закона?

Николай Калашников:  Я очень пристально наблюдал за всем процессом. И убежден, что проделанная работа была осуществлена широко, гласно, на самых демократических началах. Она проходила при массовом вовлечении населения в процесс совершенствования содержания конституции с целью не только отражения существующих реалий, но и создания условий для дальнейшего социально-экономического и политического развития страны. Изменения в тексте варьировались от отдельных слов и фраз до параграфов и целых статей. Количество статей в конституции в целом выросло до 229, 3 были исключены и 8 добавлены, редакционная же правка коснулась 134 статей. Я хотел бы остановиться на самых важных положениях и изменениях в конституции. Прежде всего, отмечу незыблемость определения Кубы «как государства социалистического, правового, демократического и суверенного…» , к которому после всенародного обсуждения добавились слова «социальной справедливости» (ст.1) При этом, не были приняты как предложение изменить название страны на «Социалистическая республика Куба», так и предложение убрать из текста упоминание о социализме. Также остается неизменным положение, что свои международные отношения Кубы строит «для обеспечения своего суверенитета на принципах антиимпериализма и интернационализма», в связи с чем не приемлет никакие переговоры в условиях агрессии и угроз (ст.16). Сохраняется определение Коммунистической партии Кубы как «единственной». Вместе с тем, чтобы подчеркнуть верховенство конституции над партийными решениями, после обсуждения в окончательный текст ст.5 в определение партии как «высшей руководящей силы общества и государства» было  внесено дополнение «политической», а в ст.7 указано, что не только государственные органы, их руководители, чиновники и служащие в своих решениях должны руководствоваться конституцией как высшей юридической нормой государства, но и «организации, учреждения и частные лица». При этом новая конституция не предполагает появление в общественной жизни страны других партий. Хотя статья об отделении церкви от государства и свободе вероисповедания существовала и раньше, после обсуждения в проект внесли дополнение, что «Кубинское государство является светским» (ст.15). В качестве новых положений в разделе 1 «Политические основы» в ст.16 можно отметить намерение отстаивать права человека, признанные международными договорами, участником которых является Куба, а также способствовать охране окружающей среды и противодействовать изменению климата.

 

«Международная жизнь»: Николай Викторович, а что нового в «экономической части» Основного закона Кубы?   

Николай Калашников:  В последние годы на Кубе произошли заметные и довольно важные изменения в хозяйственной деятельности страны. Они отражены во втором разделе текста «Экономические основы». Но неизменными остались положения о том, что основной формой собственности остается всенародная собственность на основные средства производства, а управление экономикой является плановым при признании роли рынка (ст.18). После обсуждения проекта в раздел были включены новые статьи - 20 и 21. Первая определяет участие трудовых коллективов в управлении и экономической деятельности государственных и бюджетных производственных организаций. Вторая посвящена «поддержке государством науки, технологий и инноваций как насущных элементов для экономического и социального развития». Она отражает то внимание, которое кубинское руководство уделяло и уделяет развитию на острове новых современных производств, основанных на передовых достижениях науки. Расширено содержание статьи 22, раскрывающей признанные в стране формы собственности. Помимо государственной, выделяется кооперативная, причем связанная не только с сельскохозяйственным производством. Отмечается использование массовыми и общественно-политическими организациями имеющейся у них собственности для обеспечения своей деятельности. В положении о частной собственности говорится, что она используется в качестве «определенных средств производства не только кубинскими физическими лицами, но также юридическими и иностранными, играя вспомогательную роль в экономике». Признается наличие смешанной формы  в результате объединения двух или больше форм собственности, хотя на сегодняшний день она осуществляется пока только в результате создания смешанных компаний с участием государственного и иностранного капиталов. Отмечаются также такие формы собственности как принадлежащая организациям и используемая не с целью получения прибыли и личная, без создания средств производства.

В разделе дается развернутая характеристика того, что относится к государственной социалистической собственности и деятельности государственных предприятий. В условиях проводимой руководством страны активной политики по привлечению иностранного капитала для решения задач экономического развития, поставленных VII съездом партии, большое значение имеет содержание статьи  28 «Государство способствует и дает гарантии иностранным инвестициям, являющимся важным элементом экономического развития страны на основе защиты и рационального использования людских и природных ресурсов, а также уважения национального суверенитета и независимости». Наряду с уже принятым законодательством об иностранных инвестициях эта статья конституции должна снять еще сохраняющиеся у некоторых потенциальных инвесторов опасения возможной национализации их собственности. Отношение государства к частному предпринимательству определяется статьей 30 «Концентрация собственности у физических и негосударственных юридических лиц регулируется государством, которое, также гарантирует каждый раз более справедливое перераспределение богатства с целью обеспечить пределы, совместимые с социалистическими ценностями равенства и социальной справедливости». Хотя содержание этой статьи смягчено по сравнению с текстом проекта, а статья о возможности экспроприации изъята, очевидно нежелание государства расширять участие национального частного предпринимательства в хозяйственной деятельности из-за боязни социального расслоения общества. Статья 31 определяет оплачиваемый труд как основной источник доходов, «обеспечивающих условия для достойной жизни». При этом оплата за работу «дополняется одинаковым и бесплатным удовлетворением потребностей в общих социальных услугах». Это свидетельствует о сохранении действующей системы социальной поддержки.

 

«Международная жизнь»: Какие еще изменения вы отметили бы в тексте конституции, одобренной на референдуме большинством кубинцев?  

Николай Калашников:  Пожалуй, начну с того, что раздел 3 «Основы политики в сферах образования, науки и культуры» после обсуждения проекта подвергся незначительной редакционной правке. Главным стало его перемещение с пятого места на третье, чтобы подчеркнуть значение этих направлений для развития страны. В разделе 4 «Гражданство» обращают на себя внимание положения ст.36, допускающей наличие двойного гражданства при соблюдении такими гражданами кубинского законодательства на национальной территории. Содержание раздела 5 «Права, обязанности и гарантии» значительно расширено   по сравнению с конституцией 1976 года, и переформатировано в сравнении с текстом проекта. В первую главу «Общие положения» после обсуждения была добавлена статья о человеческом достоинстве как главном обеспечении прав и обязанностей граждан (ст.40), а также расширено положение о равенстве, отсутствии какой-либо дискриминации и праве пользоваться всеми общественными службами и предприятиями (ст.42). Во второй главе «Права», состоящей из 35 статей, обращает на себя внимание дополнение статьи о свободе печати уточнением, что основные средства массовых коммуникаций не могут находиться в частной собственности (ст.55). Конституция подтверждает существующие права граждан на труд, вознаграждаемый в соответствии с принципом социализма «от каждого по способности, каждому по труду», бесплатное качественное образование и здравоохранение, жилье, государственную помощь в случае тяжелого материального положения семьи и другие социальные завоевания революции. Вместе с тем добавляется возможность в отдельных случаях предоставления платных медицинских услуг и обучения в аспирантуре. В праве на получение жилья определение «достойного» заменено на «соответствующего» (ст.73)

Большой резонанс и дискуссии вызвало появление в проекте «Семья» статьи 68, допускающей возможность однополых браков. Общество разделилось на сторонников и противников этой идеи. В результате вопросы семьи и брака были выделены в отдельную третью главу 5 раздела, а из статьи 82, дающей определение семьи, исключено упоминание о том, между кем заключается брак. Но, тем не менее, в соответствии с пунктом 11 мер по реализации конституционной реформы предусмотрено, что через 2 года после введения нового Основного закона Национальная ассамблея может начать процедуру общественной консультации и референдума по проекту Семейного кодекса, содержащего положение о форме семьи.

Обсуждение проекта не внесло существенных изменений в перечень обязанностей граждан. Добавлено лишь, что их долгом является уважать и охранять символы отчизны (ст.90). Наряду с этим, существенной редактуре и расширению подверглось содержание главы VI «Гарантии прав», определяющей возможности получения гражданами со стороны государства юридической защиты их прав (ст.94), в том числе при проведении судебного разбирательства (ст.95), и восстановления прав и получения компенсации в случае неправомочных действий со стороны государственных органов или других организаций (ст.98-100). При всей важности тех перемен, которые содержатся в тексте новой конституции, настоящей реформой является изменение системы управления страной. И прежде всего, предусмотрено разделение властей. Главой государства становится президент, вместе с вице-президентом выбираемый Национальной ассамблеей из числа депутатов. Конституция наделяет президента очень большими полномочиями. Помимо представительских функций, он определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, кандидатуры премьер-министра, председателя Верховного народного суда, Генерального прокурора, Генерального контролера республики, Президента национального избирательного совета, членов кабинета министров, губернаторов провинций, послов, присваивает звания и назначает на должности высший офицерский состав, как верховный главнокомандующий определяет общую структуру вооруженных сил, ему подчиняются Генеральная прокуратура и Генеральное контрольное управление, он оценивает работу премьер-министра и его кабинета и многое другое. При этом президент единственное высшее должностное лицо государства, для которого конституцией вводятся ограничения для избрания по возрасту (до 60 лет при первом мандате) и возможность быть избранным не более чем на два срока по 5 лет. Именно вокруг этих ограничений, а также выборов президента Национальной ассамблеей, а не всенародным голосованием, и развернулась очень острая и обширная дискуссия. Тем не менее, редакционная комиссия не приняла сделанные предложения и оставила в этой части текст проекта без изменения.

 

«Международная жизнь»: Какие важнейшие нововведения в Основном законе Кубы вы, Николай Викторович, можете еще отметить?   

Николай Калашников:  В первую очередь обязательно нужно отметить то, что высшим органом государственной власти на Кубе остается Национальная ассамблея народной власти. Парламент – это единственный орган в стране, обладающий полномочиями менять конституцию и законодательство. Новым элементом в деятельности Национальной ассамблеи становится, по сути, только то, что выбранные ею президент, вице-президент и секретарь ассамблеи одновременно становятся во главе Государственного совета, что придает большую преемственность парламентской деятельности. При этом членами Госсовета не могут быть ни премьер-министр, ни другие члены кабинета, а также руководители других государственных органов, выбираемые или назначаемые ассамблеей по предложению президента. Только президент может принимать участие в работе Госсовета. В результате обсуждения проекта у Национальной ассамблеи изъято право назначать, по предложению президента, губернаторов провинций, которые теперь будут выбираться муниципальными ассамблеями.

Совет министров - главный исполнительный и административный орган республики. Национальная ассамблея из числа депутатов назначает премьер-министра, а также вице-премьеров и других членов кабинета, кандидатуры которых предлагает президент. Обращает на себя внимание то, что президент определяет состав Исполнительного комитета Совета министров, может принимать участие в их работе и в этом случае председательствует на заседании.

Нововведением является и включение в органы государственной власти Генерального контрольного управления и превращенного в постоянно действующий Национальный избирательный совет. Конституция устанавливает серьезные изменения в организации территориального управления. Первичной политико-территориальной единицей и главной для страны определена муниципия. Акцент сделан на передачу многих властных полномочий по организации хозяйственной деятельности, обеспечению населения социальными услугами на муниципальный уровень. Для этой цели муниципальные ассамблеи народной власти выбирают Муниципальный административный совет во главе с интендантом. При этом, провинции отводится лишь промежуточная роль между центральными структурами государства и муниципиями. Ликвидируются Провинциальные ассамблеи народной власти. Руководство провинцией будет осуществлять провинциальный совет, возглавляемый губернатором, которого избирают ассамблеи народной власти входящих в провинцию муниципий. Кроме него в провинциальный совет входят председатели муниципальных ассамблей и их заместители и интенданты. Основная роль провинциальных советов сводится к контролю и координации деятельности муниципий.

Конституция в последнем одиннадцатом разделе расписывает пошаговую реализацию намеченных изменений, первые из которых должны начаться через три месяца после принятия Основного закона, а последние завершиться через два года. Новая конституция, несомненно, шаг вперед в развитии на Кубе современного демократического государства. Основной закон республики подтверждает свою верность строительству социализма, а руководство страны понимает, что социализм XXI века, безусловно, должен отличаться от социализма недалекого прошлого. И только будущее покажет, как долго внесенные в конституцию перемены законодательно обеспечат Кубе необходимое развитие и достойную жизнь.

 

«Международная жизнь»:  Спасибо вам, Николай Викторович, за столь подробную и обстоятельную беседу.