ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

О китайской модели развития и «сбережении народа»

10:53 27.02.2019 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН

В Китае опубликован совместный документ ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) и Государственного совета (правительства) КНР, в котором отмечается, что нынешний и следующий годы станут решающим периодом для построения в стране «общества средней зажиточности». При этом приоритетными являются задачи, связанные, прежде всего, с сельским хозяйством, сельскими районами и крестьянством.

Т.н. «Документ №1», публикуемый в начале каждого года центральными органами власти - это пакет политических мер, определяющих план действий по «оживлению» и развитию деревни. Он определяет работу по таким направлениям, как повышение качества сельскохозяйственного развития, продвижение «зеленого» развития деревни, развитие деревенской культуры, формирование новой системы сельского управления и повышение уровня социального обеспечения сельских жителей.

В нынешнем документе особо отмечается работа по ликвидации бедности. Китайское руководство считает, что после 2020 г. «относительная бедность» будет одним из главных факторов, препятствующих развитию деревни и страны в целом. В то время как «абсолютная бедность» – это системная проблема, требующая эффективного решения сегодня.

Построение общества средней зажиточности («сяокан») является важнейшей промежуточной целью, выдвинутой партийным и государственным руководством Китая, которая должна быть достигнута к 100-летию создания КПК, то есть к 2021 г. В рамках решения указанной стратегической задачи в КНР на протяжении ряда лет ведется интенсивная и последовательная борьба с бедностью, которая охватывает всю страну, в особенности ее отдаленные сельскохозяйственные регионы и национальные автономные районы.

Кстати, понятие "сяокан" впервые было упомянуто еще в классическом сборнике песен "Шицзин" ("Книга песен"), созданных в XI - VI вв. до н. э., и, как считается, отобранных и отредактированных Конфуцием. Древнекитайские мыслители использовали понятие "сяокан", для того, чтобы определить свое представление об "уютном, упорядоченном обществе", основанном на умеренном достатке.

В наше время под «сяокан» подразумевается создание общества, в котором большинство людей составляет в меру обеспеченный средний класс, и экономического процветания которого достаточно для того, чтобы создать для большей части китайского населения комфортные условия. Но при этом такого общества, в котором экономическое развитие не является единственной целью и должно быть сбалансировано с целями социального равенства и защиты окружающей среды.

XIX съезд КПК, состоявшийся в октябре 2017 г., перевел эти представления на язык практических директив. На нем было сказано, что со времени «вступления социализма с китайской спецификой в новую эпоху» противоречие между постоянно растущими потребностями людей и неравномерностью и неполнотой развития стало ключевым противоречием в китайском обществе.

Сейчас реализация мер по развитию деревни необходима для разрешения вышеупомянутого противоречия и достижения целей, намеченных к 2021 г. Подсчитано, что темпах роста экономики в 13-й пятилетке (2016–2020 гг.) не ниже 6,5% в год к 2021 г. среднедушевой доход населения Китая составит примерно 10 тыс. долл., что соответствует нормативам «сяокан» (сегодня этот показатель равен 8,2 тыс. долл. в год). Когда эта цель будет достигнута, Китай перейдёт к реформам для построения к началу 2030-х гг. “общества всеобщей зажиточности”, что потребует удвоения подушевого дохода и доведения этого показателя до 20 тыс. долл. в год.[1]

Развитие сельского хозяйства считается важнейшим рычагом решения задачи развития страны и эффективного управления рисками и вызовами, которые связаны с быстрым повышением роли Китая в мировых делах. А оно не в последнюю очередь связано с ростом привлекательности т.н. «китайской модели развития» (сочетание рыночной экономики с государственным регулированием и однопартийной политической системой) для всё большего количества стран с развивающейся экономикой.

Один из существенных параметров китайской модели развития – ее соответствие Целям ООН в области устойчивого развития (ЦУР) до 2027 г., прежде всего целям и задачам по сокращению уровня бедности. Как заявил Председатель КНР Си Цзиньпин на торгово-промышленном форуму БРИКС в августе 2018 г., за 40 лет периода открытости и реформ более 700 миллионов бедных людей по действующим стандартам ООН успешно вышли из состояния бедности, составив более 70% от общего числа бедных людей в мире на данный период.[2]

Но особенно важно то, что концепция «сяокан» не предполагает, как бывало ранее (а в Китае и России это особенно хорошо помнят) героического самопожертвования людей во имя мессианских государственных целей и не противопоставляет материальное и духовное.

Таким образом, народ начинает восприниматься государством не как расходный материал и обуза, о которой надо постоянно заботиться, а как «человеческий капитал», главное богатство страны, которое нужно оберегать и преумножать. Такое, как сказал бы Александр Солженицын, «сбережение народа», возможно и есть главный результат сорока лет открытости и реформ и важное преимущество китайской модели развития.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

[1] «Вестник Российской академии наук», 2018, т. 88, № 8, с. 760.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати