Уникальный случай: книга российского ученого, доктора исторических наук, профессора Ольги Егоровой издана на Кубе, а совсем недавно, после исправлений и добавлений переиздана в Испании, на Канарских островах, на Тенерифе. И не кем-нибудь, а местными городскими властями. Речь идет о книге «Агустин де Бетанкур. Кубинские секреты испано-российского инженера» (OlgaEgórova. AgustíndeBetancourt. Secretos cubanos de un ingeniero hispano-ruso. LaOrotava, SantaCruzdeTenerife. – 2018.).
Любопытно, что эта книга, действительно, сначала была издана в Гаване, затем ее на Кубе случайно приобрел и залпом прочитал тенерифский исследователь Исидоро Санчес, гостивший на Острове. Следует отметить, что на Кубе пребывает довольно многочисленная диаспора выходцев с Канарских островов. Исидоро Санчес пришел от содержания книги в восторг и, вернувшись на Канары, предложил местным властям дополнить текст, снабдить его новыми иллюстрациями автора и выпустить на родине Бетанкура в честь его 260-летия. Тенерифец связался с автором. Ольга Егорова дала согласие на переиздание книги с новыми фактами и иллюстрациями. И вот, красочно оформленная и дополненная работа московского ученого увидела свет в Испании, на Тенерифе.
Как все начиналось? Ольга Егорова поступила в Гаванский Университет, чтобы заняться испанским языком и подготовиться к защите докторской диссертации на Кубе. Однажды, рассматривая картины в столичном Музее города, она обратила внимание на большой портрет графа Касы де Монтальво, написанный в 18 веке местным художником Хуаном-дель-Рио. Но ее поразил не сам портрет, а нарисованная рядом в углу схема какого-то механизма. Как верно определила Ольга Владимировна, это был чертеж паровой машины для сахарного производства на Кубе. И его автором как раз и был гениальный испанский инженер Агустин де Бетанкур, которому влиятельный граф и сахарозаводчик (или как говорили тогда на Кубе – именитый «сахарократ») Каса де Монтальво заказал сконструировать и изготовить такую машину для переработки сахарного тростника в «сладкое золото». Зачем? Чтобы машинным трудом заменить труд сотен африканских рабов, сделать его более эффективным и производительным. Бетанкур выполнил заказ, изготовил макеты и сами паровые машины, которые в те времена называли «огненными бомбами» (las bombas del fuego). Инженер испросил разрешения короля Испании на несколько лет отправиться в экспедицию на Кубу, которая в то время была колонией Иберийского королевства, и получил одобрение.
У инженера Бетанкура на Острове было несколько задач. В том числе - проектирование водных путей и дорог для перевозки сахара из мест его производства в Гавану и в другие порты для отправки на экспорт. И, конечно же, в его планы входило испытание своих паровых машин в деле и доводка их до совершенства. Но его замыслам, увы, не суждено было сбыться…
Бетанкур снарядил два небольших корабля со своей научной библиотекой, инженерными приборами и инструментами, а также с двумя вариантами своих паровых машин для кубинских сахарозаводчиков. Но инженер, похоже, не до конца учел сложной политической ситуации, которая в то время сложилась между Испанией с одной стороны, и Португалией с Великобританией – с другой. Иначе говоря, между этими государствами шла война. К тому же, англичане, которые считали, что Бетанкур подсмотрел идею паровой машины у шотландского инженера, изобретателя-механика Джеймса Уатта, то есть, заклеймили его как технического шпиона, каковым, конечно, он вовсе не был. На войне, как на войне! Без образа врага, редко обходится.
Британцы сообщили в Лиссабон о возможном проходе экспедиции Бетанкура мимо португальских берегов. И в итоге оба судна испанского инженера были захвачены военным флотом Португалии. Агустина де Бетанкура арестовали, корабли со всем оборудованием конфисковали. И всё ценное имущество инженера на них безвозвратно исчезло в тумане истории. А инженера выслали за пределы Португалии, лишив его путешествия на Кубу.
Профессор Егорова побывала в Лондоне, поработала в местных архивах. Безрезультатно. Корабли Бетанкура таинственно исчезли. Однако уже в центральном архиве Гаваны она обнаружила сведения корабле, на котором предусмотрительный Агустин де Бетанкур отправил на Кубу третий вариант своей паровой машины. Именно она и добралась до кубинского заказчика. К сожалению, машина проработала некоторое время в имении другого «сахарократа» - графа Мопокса, и… вскоре сломалась. Никто без испанского инженера не смог ее ни починить, ни усовершенствовать, ни, тем более, определить ее истинного изобретателя. А Бетанкур? Он потерял все, на что ему выделили деньги кубинские сахарозаводчики. Путь на Кубу ему был заказан. И тут ему поступило приглашение в «далекую и суровую» Россию. Причем, от самого императора Александра I, который, как когда-то и царь Петр Великий, пытался собрать в стране самые выдающиеся научные умы Европы. Агустина де Бетанкура российскому монарху рекомендовали сначала известный русский дипломат, посланник в Мадриде Иван Муравьев-Апостол, а затем и выдающиеся государственные деятели Российской империи Николай Румянцев и Михаил Сперанский. Александр I пожелал лично встретиться и побеседовать с кандидатом. Одобрил выбор и официально пригласил Бетанкура на службу в Россию. Причем, на очень заманчивых условиях.
И вот в год своего пятидесятилетия, 30 ноября 1808-го, благородный идальго и гениальный инженер Агустин де Бетанкур-и-Молина прибывает в Санкт-Петербург, чтобы прославить Испанию и свою новую родину, Россию, своими выдающимися произведениями. И прежде всего, созданием первого в нашей стране Института Корпуса инженеров путей сообщения, который существует до сих пор, Московским Манежем, Нижегородской ярмаркой, множеством других инженерных проектов и хитроумных устройств…
…Книга профессора Егоровой состоит из Вступления: «Загадка гаванского портрета», Эпилога и увлекательных пяти глав. Среди них – «Рожденный на Канарских островах», Бетанкур в Мадриде», «Обучение в Париже в конце XVIII века», «Агустин де Бетанкур и Куба», «Первая паровая машина на Кубе», «Несостоявшаяся экспедиция», «Агустин де Бетанкур в России», «Московский Манеж испанского инженера»…
В России его звали уже чисто по-русски: Августин Августинович. За 16 лет он много полезного успел сделать для нашей страны. И многого не успел. Свои дни он окончил в Петербурге 26 июля 1824 года, в 66 лет. Сначала был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище Северной столицы, а позднее его прах и надгробие были перенесены в некрополь Александро-Невской лавры, где Бетанкур покоится до сих пор…
…Обо все сказанном выше и о многом другом рассказано в этой книге Ольги Владимировны. И рассказано хорошим, образным испанским языком. Именно поэтому работа профессора Егоровой очень быстро распространяется на родине Агустина де Бетанкура. Она дважды прошла успешную презентацию в двух городах Тенерифе. Причем, с присутствием автора, местных историков, интеллектуалов, канарских властей и одного из потомков Бетанкура, хранителя его архива – Хуана Кульена.
…Изданная на Тенерифе книга Ольги Егоровой конечно же уникальна по содержанию, однако к самой теме русского испанца Августина Августиновича Бетанкура и у нас в России, и в Испании различные авторы будут возвращаться еще не раз. Почему? Да потому что эта исключительная личность гениального инженера связывала и еще долго будет связывать неразрывными историческими и творческими узами наши две страны и наши народы. И этому не помешают никакие надуманные «санкции» политиков, которым очень хотелось бы переписать российско-испанскую историю, или исказить реальные факты прошлого только из-за каких-то сиюминутных намерений противников развития наших дружественных и партнерских связей. Но попытки разрушителей напрасны. А правда истории - вечна. И настоящие ученые сделают всё, чтобы её сохранить для потомков.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs